Рубль продемонстрировал первые признаки независимости от нефти. При просадке котировок на 11 процентов российская валюта не обвалилась, а наоборот — поднялась до локальных максимумов. Эксперты указывают на то, что рубль окончательно оторвался от реальности и попал под сильное влияние внутрироссийских факторов.
Несмотря на падение нефтяных котировок и нервное состояние рынков после Brexit, рубль чувствует себя уверенно. В четверг, 14 июля, российская валюта поднялась до максимумов за несколько месяцев: доллар просел ниже отметки в 63 рубля, евро — ниже 70 рублей. Эталонный сорт нефти Brent при этом торговался на уровне ниже 47 долларов за баррель. C июня североморская марка дешевеет — тогда на пике она стоила почти 53 доллара.
«Нефть марки Brent за последний месяц продемонстрировала серьезное снижение, опустившись с максимумов 2016 года на отметке 52,86 доллара до 47 долларов. То есть нефть потеряла 11 процентов, а российский рубль продолжает чувствовать себя уверенно», — констатирует аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич.
Для доллара и евро неделя закончилась по-разному. Торги американской валютой замерли на отметке в 63,51 рубля (выросла на 68 копеек), единой европейской — в 69,90 (минус три копейки). Официальные курсы доллара и евро, актуальные включительно до понедельника, 18 июля, — 63,17 и 70,34 рубля соответственно.
Национальная валюта показала, что может двигаться вверх и без сильного скачка сырьевых цен. На первый взгляд, может показаться, что рубль укрепляется без всяких причин и вопреки здравому смыслу. Но сейчас действуют внутрироссийские факторы, неожиданно оказавшиеся куда сильнее внешнего давления. В последние дни спрос на рубль в стране вырос, что и привело к его подъему.
В России начинается период выплаты дивидендов — компании выплачивают деньги своим акционерам. По мнению экспертов, опрошенных «Лентой.ру», это и послужило основной причиной укрепления рубля.
«Цена на нефть последний раз находилась ниже 47 долларов за баррель в первой половине мая. Доллар тогда стоил 65-66 рублей. Таким образом, рубль на фоне подготовки к дивидендным выплатам окончательно оторвался от реальности», — отмечает старший аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Юрий Кравченко.
В четверг рубль заметно укрепился, говорит аналитик по долговому рынку Райффайзенбанка Денис Порывай. Американская валюта подешевела почти на рубль, хотя нефть в течение дня поднималась на доллар (нормой в данном случае считается укрепление рубля на 70 копеек). Компании-экспортеры сейчас конвертируют накопленные валютные активы в рубли для выплаты дивидендов акционерам. В июле-августе корпорации (из крупных — «Газпром», «Лукойл», «Сургутнефтегаз», «Северсталь», МТС) раздадут около 600 миллиардов рублей.
Это и держит рубль на плаву. Действия российских корпораций позволяют национальной валюте если и не расти, то хотя бы не проваливаться вслед за нефтью.
Главный аналитик Нордеа-банка Денис Давыдов назвал еще несколько причин укрепления рубля. Во-первых, помимо периода выплат дивидендов, наступает время перечислять налоги государству. Следовательно, экспортерам нужно еще больше рублевой массы. Во-вторых, на руку рублю играет ситуация в мире, сложившаяся после Brexit. Первое время после референдума о выходе Великобритании из ЕС рынки падали. Но регуляторы быстро вернули ситуацию под контроль — Банк Англии, Европейский центральный банк, Банк Японии объявили о том, что рынки получат дополнительную поддержку. «Это сигнал для инвесторов — они увеличили вложения в развивающиеся экономики. Аппетиты к риску возросли, что сказалось и на российском рынке», — комментирует Денис Давыдов. По его оценке, рубль сейчас переоценен на пять процентов.
Рубль продолжит укрепляться во втором полугодии, уверены в Минэкономразвития. Российской валюте помогает напряжение на внешних рынках после Brexit. Ведомство Алексея Улюкаева ожидает, что среднегодовой курс доллара в 2016-м составит 67,2 рубля. В первом квартале он был равен 74,7 рубля, во втором — 65,9. Налицо тренд на ослабление доллара, полагают в министерстве. Но независимые аналитики к этому относятся скептически.
Рубль останется без внутренней поддержки примерно в середине августа, считает главный аналитик Нордеа-банка Денис Давыдов. Потом его зависимость от нефти восстановится. «Если цены [на нефть] сохранятся на текущих уровнях, курс доллара составит 65,5-66 рублей», — говорит он и напоминает, что 27 июля состоится очередное заседание ФРС США. Аналитик уверен, что никаких судьбоносных решений Федрезерв не примет. Но итоговое заявление регулятора повлияет на рынки. «Если оно будет "ястребиным" (аккуратно намекнут на возможное повышение ставки в следующем году), это спровоцирует рост курса доллара к основным валютам, падение цен на нефть и, соответственно, рубля», — говорит эксперт.
Богдан Зварич из «Финама» ожидает, что в ближайшее время российская валюта ослабеет — доллар может подняться к 67 рублям и даже к 70 из-за падения нефтяных котировок и окончания налогового и дивидендного периода.
«При таком объеме конвертаций (600 миллиардов рублей на выплаты дивидендов — прим. «Ленты.ру») доллар может уйти и к 60 рублям. Однако только на время, — говорит Денис Порывай из Райффайзенбанка. При нефти за 46 долларов справедливый курс — 68-70 рублей за доллар, полагает аналитик.
Наконец, главный аргумент в пользу слабого рубля — состояние российской экономики. Ее оживление и подъем со дна весьма затруднительны при повышении курса. Недаром и экспертное сообщество, и представители российского правительства неоднократно говорили о том, что сильная национальная валюта России не нужна.
Министр финансов Антон Силуанов, например, подчеркивал, что правительство в этом не заинтересовано. Вице-премьер Аркадий Дворкович с ним соглашался. Агентство Bloomberg в июне сообщало, что плавающий курс рубля и его укрепление наносят ущерб перспективам восстановления российской экономики. За весну национальная валюта укрепилась к доллару на 14 процентов по сравнению с началом года. При этом ВВП вышел на нулевую динамику в феврале, а затем опять соскользнул в отрицательную зону.
Предполагается, что экономика России закончит 2016 год на уровне плюс-минус ноль. Дефицит бюджета при этом превысит два триллиона рублей. Чтобы добиться даже таких скромных результатов, нужен относительно слабый рубль — рост доходов экспортеров даст прибавку к ВВП, а их выручка поможет пополнить бюджет.