Россия
00:10, 19 июля 2016

Пикачу или проиграешь Зачем покемоны ворвались в российскую политику

Сюзанна Лотфи
Юлия Макарова
Сергей Подосенов
Фото: Carlo Allegri / Reuters

Виртуальные существа из игры Pokemon GO помогут привлечь избирателей на голосование, считает депутат заксобрания Ленинградской области Владимир Петров. Он предложил организовать на участках ловлю покемонов, чтобы стимулировать граждан прийти на выборы. С той же целью в регионах уже устраивали распродажу яиц и колбасы, собирались раздавать спички с напоминаниями. «Лента.ру» разобралась, какие способы эффективнее.

Партии сильно опоздали со стартом агитации: кампанию нужно было начинать как минимум в мае, посетовал эксперт Фонда развития гражданского общества Станислав Апетьян. «Все делают вид, что ее можно начать в августе и за месяц повысить свою электоральную привлекательность. Но это ошибка», — прокомментировал он «Ленте.ру» последние инициативы по повышению явки на выборах.

Тем же, видимо, обеспокоен и автор идеи использовать игру Pokemon GO Владимир Петров. «Самая низкая явка среди избирателей — среди молодежи. Таким вот нестандартным путем мы могли бы привлечь и молодежь к выборному процессу», — объяснял он. Сначала, как признавался депутат, предложение прозвучало в качестве шутки, но потом парламентарий решил обращаться к разработчикам игры и коллегам из ЦИКа.

«Когда страна и умы граждан отдохнут от ужасных событий в Ницце и мятежа в Турции, я думаю, что все-таки напишу это письмо в Центризбирком, потому что, несмотря на шутливую форму, здравый смысл в этой идее присутствует», — пообещал питерский законотворец.

Для явки — хоть селфи

Ожидать ли массовой ловли покемонов на участках, пока неясно. Вообще-то действующие депутаты не очень симпатизируют игре, а некоторые даже восприняли ее как прямую угрозу. «Ощущение, что дьявол пришел через этот механизм и пытается просто развалить нас изнутри духовно», — говорил глава комитета Совфеда по обороне и безопасности Франц Клинцевич. Впрочем, позже он признался, что на самом деле ощущения еще предстоит уточнить — он только собирается установить игру, чтобы проверить уровень опасности на себе. Но до установки он был убежден, что следует запретить ловлю покемонов в церквях, а также на территории кладбищ и памятных монументов.

Коллеги Клинцевича по Федеральному собранию тоже питерской инициативы не оценили. По мнению депутата от КПРФ Валерия Рашкина, подобные ходы переводят выборы «в плоскость несерьезности» — он полагает, что «надо вообще оградить выборы от мультяшек, от принижения важности этого события». Депутат уверен, что несерьезный подход не только не привлечет молодежь, но и сам по себе уронит явку: приемы вроде запуска покемонов на участки «подталкивают избирателей к тому, чтобы махнуть рукой» на голосование. «Превращать федеральные выборы в Госдуму в цирк — я не сторонник этого дела», — говорит он.

Другое дело, что ради пользы избирательного процесса и повышения явки парламентарии готовы были стерпеть и не такое. Когда в России набирала обороты селфи-лихорадка, депутаты хотели было запретить увлечение, которое временами становилось опасным. Лидер ЛДПР Владимир Жириновский, к примеру, предлагал «провести обсуждение проблемы пристрастия подростков к фотографированию себя в опасных обстоятельствах» и в перспективе наказывать рублем родителей тех, кто рискует жизнью ради фото.

Но в рамках борьбы за высокую явку увлечение селфи — хоть и без всякой экстремальной составляющей — оказалось кстати. Избирком Новосибирской области в прошлом августе объявлял на своем сайте конкурс фотографий «Селфи: Я иду на выборы». Для участия нужно было в Единый день голосования, назначенный на 13 сентября 2015 года, когда в России проходили выборы ряда губернаторов и заксобраний, сделать фото с позитивным сюжетом, которое вызывает «положительное отношение избирателей к выборам» и побуждает к активному участию в них. Подобные конкурсы проходили в том числе в Ростовской, Липецкой и Кемеровской областях, где молодежь мотивировали ценными призами — от палок для селфи до камер GoPro.

Спички, яйца и iPhone

Кемеровская область, где за победу в селфи-конкурсе дарили iPhone 6, в целом показала себя активно и изобретательно, уговаривая граждан реализовать свое конституционное право. В день выборов губернатора на участках анонсировали распродажу по сниженным ценам масла, молока, яиц и колбасы. Явка избирателей (впрочем, традиционно высокая в Кемеровской области) тогда превысила 92 процента.

Спустя год идею совместить выборы с торговлей сельхозпродуктами собрались реализовать более масштабно. В ЛДПР предложили не просто устанавливать холодильники вблизи избирательных урн, а организовать краткосрочные сельскохозяйственные ярмарки. Как рассказал «Ленте.ру» член высшего совета либерал-демократов Михаил Дегтярев, партия предложит местным властям и ЦИК провести 17-18 сентября «небольшие сельхозярмарки перед каждым избирательным участком, чтобы там были картошка, морковка, яблоки, груши». «Дадим доступ фермерам напрямую торговать, согласуем с местными властями — будет дешевле, чем у перекупщиков на рынках. А информация об этих ярмарках пойдет через ЦИК, через телевидение, партии, штабы», — пояснил Дегтярев.

ЛДПР наградить за участие в выборах вообще-то всегда была рада: в прошлом году гражданам, которые потратили время в выходной, чтобы сходить проголосовать, соратники Жириновского предлагали давать отгул. Для студентов тоже предусмотрели вознаграждение: возможность «по закону» прогулять несколько пар в учебном заведении. Но о внесении законопроекта в итоге так и не сообщалось.

Коммунисты, в свою очередь, обдумывали скромные материальные поощрения, рассказывали недавно «Известиям» в КПРФ. По словам источника издания, обсуждался «список полезных вещей с символикой партии, которые бы служили напоминанием о выборах и приносили хозяйственную пользу». Не исключалось, что одним из таких предметов будут спички.

«Если ни хрена не делать»

Однако позже в разговоре с «Лентой.ру» партийцы информацию о символических подношениях избирателям опровергли. «Каких-то подарков для повышения явки мы не будем использовать. Это исключено, потому что это нарушение закона. Нас сразу снимут с выборов. Сейчас очень жесткий контроль», — пояснил глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.

В условиях упомянутого жесткого контроля партиям, судя по всему, придется воздействовать на сознательность избирателя. Да и вообще эксперты уверены, что стимулировать выборную активность лучше всерьез — так оно надежнее.

«Привлекать людей на избирательные участки вещами, которые не связаны с политикой, с избирательной кампанией, довольно бессмысленно. Потому что дело не в том, чтобы цифры явки получить, а в том, чтобы люди проявили свою гражданскую позицию, чтобы сделали осознанный политический выбор», — отмечает Апетьян из Фонда развития гражданского общества.

По мнению Евгения Минченко, президента «Минченко консалтинг», для повышения явки следует работать с избирателями и объяснять, почему им надо прийти. «Это не дело избиркомов — обеспечивать явку избирателей. Это вопрос политиков — убедить избирателей проголосовать, предложить им интересную повестку дня», — отмечает политолог.

Партии упирают на то, что предлагать все-таки было бы удобнее по телевизору. Валерий Рашкин из КПРФ уверен, в частности, что для повышения гражданской сознательности и, соответственно, явки избирателей политические дебаты надо пускать в прайм-тайм — «чтобы было интересно».

Хотя теоретически партии готовы и без всякого телевизора идти в народ в буквальном смысле этого слова. С учетом летнего сезона, как рассказывал коммунист Соловьев, создаются мобильные группы, которые будут информировать «людей из деревень, садовых товариществ и дачных поселков о предстоящих выборах».

Эксперты тем временем хоть и признают пользу содержательной агитации, все-таки призывают политиков быть реалистами и не переоценивать значения ярких публичных акций. «Если депутат Петров будет много делать для избирателей, избиратели захотят прийти на избирательные участки, чтобы его переизбрать, — подчеркивает президент «Минченко консалтинг». — Если Петров ни хрена делать не будет, никакие покемоны ему не помогут».

< Назад в рубрику