В расследовании уголовного дела криминального авторитета Захария Калашова неожиданный поворот: по подозрению в покровительстве вору в законе задержаны замглавы московского управления Следственного комитета России генерал-майор Денис Никандров, глава службы собственной безопасности ведомства Михаил Максименко и его заместитель Александр Ламонов. Также проверяются на причастность к должностным преступлениям еще ряд высокопоставленных офицеров. В чем подоплека дела, разбиралась «Лента.ру».
Сотрудники ФСБ 19 июля пришли с обысками в здание Главного следственного управления Следственного комитета России по Москве на улице Арбат. Проверяли служебные кабинеты руководителя главка Александра Дрыманова, его первого заместителя Дениса Никандрова и главы службы собственной безопасности СКР Михаила Максименко, сообщил источник в силовых структурах газете «Московский комсомолец».
Следственные действия в московском управлении СКР проводились в рамках уголовного дела о вымогательстве восьми миллионов рублей, главным фигурантом которого является криминальный авторитет Захарий Калашов, известный как Шакро Молодой. Дело было возбуждено после перестрелки у ресторана Elements на Рочдельской улице, произошедшей 14 декабря 2015 года.
По версии следствия, Максименко дал следователям указание не направлять в суд ходатайство о продлении ареста Андрея Кочуйкова по прозвищу Итальянец. Он считается правой рукой Калашова и тоже проходит по этому делу. Источник в правоохранительных органах поделился с изданием «Росбалт» подробностями. По его словам, в середине июня истек срок содержания под стражей Итальянца. Он вышел из СИЗО «Матросская тишина» 14 июня, но его вновь задержали сотрудники ФСБ.
В СМИ называлась сумма в один миллион долларов, якобы выделенных на подкуп должностных лиц, чтобы освободить подручного Калашова.
«Сейчас по делу проходит семь сотрудников главка и центрального аппарата СКР, в том числе состоящих на руководящих должностях. В их кабинетах изымается служебная документация», — сообщил источник «Интерфакса».
Задержания в столичном главке СКР официально подтвердили в ФСБ. Из сообщения ведомства следует, что речь идет о расследовании должностных преступлений и получения взяток от представителей криминального сообщества.
«По согласованию с председателем СКР, ФСБ совместно со Следственным комитетом по возбужденному уголовному делу осуществляются следственные мероприятия в отношении ряда сотрудников СК России», — отмечается в заявлении Центра общественных связей ФСБ.
По месту жительства и работы подозреваемых проводятся обыски, решается вопрос об избрании им меры пресечения, добавили в ведомстве. «Президенту Российской Федерации по данным фактам доложено», — подчеркнули в спецслужбе.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался комментировать возможные последствия задержаний в столичном главке Следственного комитета для карьеры председателя ведомства Александра Бастрыкина. «Гипотетические рассуждения на фоне следственных действий абсолютно недопустимы», — заметил Песков.
Ранее Максименко работал в управлении «М» ФСБ. Это одно из ключевых подразделений контрразведки, надзирающее за деятельностью правоохранительных органов и МЧС. Теперь Максименко возглавляет Главное управление межведомственного взаимодействия и собственной безопасности СКР.
Никандров прославился расследованием второго дела ЮКОСа. Он же вел следствие в отношении бывшего начальника Главного следственного управления СКР Дмитрия Довгия, которого приговорили к девяти годам заключения за получение взятки в 750 тысяч евро. Никандров был причастен к еще одному нашумевшему делу о связях прокуроров с подпольными игорными заведениями в Подмосковье.
Успехи в раскрытии громких дел способствовали карьерному росту следователя. Президент 30 апреля назначил Никандрова первым заместителем московского управления СКР.
Лефортовский суд Москвы 19 июля рассмотрит ходатайства ФСБ о заключении под стражу Никандрова, Максименко и его заместителя Александра Ламонова. Если суд примет решение об их аресте, то их, скорее всего, отправят в СИЗО «Лефортово». Там же с 13 июля находится Шакро Молодой. Его поместили в спецблок, где исключена малейшая возможность общения с внешним миром, отмечает «Росбалт».
Помимо эпизода с вымогательством, в ходе расследования уголовного дела следствие заинтересовалось связями Калашова с силовиками. В его банде состояли не только бывшие, но и действующие стражи порядка. В июне был арестован бывший сотрудник главного управления по борьбе с оргпреступностью (ГУБОП) МВД Евгений Суржиков, сообщает «Коммерсантъ». Он во время службы разрабатывал группировку Калашова, а после расформирования ГУБОП перешел к своему бывшему подопечному.
Никандров и Максименко попали в разработку ФСБ еще в январе, утверждает источник агентства городских новостей «Москва». По его словам, одним из поводов для проверки послужила декларация о доходах члена семьи одного из них. По данным источника, Максименко причастен к ряду рейдерских захватов предприятий в Санкт-Петербурге, в которых участвовали воры в законе.
О предстоящих массовых проверках в московском управлении СКР 14 июля сообщило издание «ПолитРоссия». «Дело Калашова рискует переквалифицироваться в очень масштабное антикоррупционное расследование», — говорится в публикации со ссылкой на источник.
12 июля Шакро Молодому предъявили обвинение в вымогательстве восьми миллионов рублей у собственницы ресторана Elements Жанны Ким. Он был задержан в этот же день в своем доме в Подмосковье в рамках расследования дела о перестрелке на Рочдельской улице.
Тогда в результате столкновения двух группировок в больницу были доставлены пятеро раненых, двое из них скончались. По предположению следствия, причина инцидента — финансовые разногласия из-за долговых обязательств.
По данным «Росбалта», Ким наняла дизайнера Фатиму Мисикову для оформления своего заведения, но ресторатору не понравилось качество работ, и с ней разорвали соглашение. Дизайнер хоть и получила 600 тысяч евро гонорара, все же обиделась и пожаловалась на заказчицу знакомому — Шакро. Его подручные потребовали от Ким переписать на них ресторан и выплатить деньги.
Во время переговоров 14 декабря 2015 года Итальянец заявил, что действует по решению Калашова. Он дал своим подручным указание погрузить в багажник «лысого» (адвокат Ким Эдуард Буданцев), а остальных отдать «ментам». Все завершилось массовой дракой со стрельбой.