Освещение — вещь, казалось бы, естественная, специально о ней как-то не задумываешься. При этом в современном городе от освещения зависят и внешний облик улиц, общественных пространств, и комфорт жителей.
Искусственное освещение городских улиц получило распространение с конца XIX века, когда изобрели системы электроснабжения. Примерно в то же время, по словам главы по внешним связям Philips Lighting в России и СНГ Наталии Неверской, эти технологии стали применяться и для декоративного освещения зданий — «архитектура ночи» развивалась, главным образом, в Нью-Йорке, в фешенебельной части Манхэттена. Уже в 1920-х годах здесь освещались небоскребы, рекламные плакаты, памятники и другие объекты.
Сейчас архитектурное освещение выполняет одну из самых важных городских функций: от него зависит формирование общего образа города, атмосферы, настроения. «Освещение создает комфортную городскую среду, единую цветовую концепцию, позволяет избегать светового загрязнения», — говорит Наталия Неверская. Причем для разных зданий и объектов существуют свои технологии. При освещении исторических объектов дизайнеры стараются подчеркнуть замысел архитектора, в коммерческих проектах внимание часто акцентируется на инвестиционной эффективности.
Вообще, по словам генерального директора компании «МИЭЛЬ-Коммерческая недвижимость» Лены Серенко, сегодня «враждуют» две школы светодизайнеров — одни считают, что ночью здание должно оставаться таким же, как и днем, другие придерживаются противоположной точки зрения. «И то, и другое имеет право на жизнь, при принятии решения исходить нужно из характеристик самого объекта: не очень красивое здание с помощью грамотной подсветки легко преобразить, культурный же памятник стоит подсветить абсолютно естественно», — считает эксперт.
Сегодня в большинстве западных городов в приоритете энергоэффективность — в связи с этим меняются и методы, и дизайнерские решения. «Одной из главенствующих тенденций в сфере является применение LED-технологии и внедрение "умных" интегрированных систем. Эти технологии дают широчайшие возможности для проявления фантазии. С их помощью можно программировать эффектные динамичные световые сценарии в зависимости от дня недели, праздников и других событий», — говорит Наталия Неверская.
Один из весьма ярких примеров применения ультрасовременных технологий — домашний стадион футбольного клуба «Бавария Мюнхен» Allianz-Arena («Альянц Арена») в Мюнхене.
Это первое в Германии и крупнейшее в Европе спортивное сооружение, способное воспроизводить динамические световые сценарии по всей площади фасада (26 тысяч квадратных метров). По вечерам, когда на стадионе нет матчей, на LED-фасаде показывают «картины» в фирменных цветах футбольного клуба, разноцветные волны и облака.
Освещаются по похожему принципу и разнообразные памятники. В 2013 году 16 современными прожекторами преобразили символ столицы Казахстана — монумент «Астана – Байтерек». Расположились светодиодные светильники и на лепестках самого огромного в мире цветка — 23-метровой скульптуры Floralis Generica в Буэнос-Айресе (Аргентина).
Очень эффектно такие системы подчеркивают красоту мостов. Хороший пример — висячий мост через залив Сан-Франциско в Калифорнии Bay Bridge (Бэй Бридж) между Сан-Франциско и Оклендом. Или мост Дракона во вьетнамской Дананге, который освещен 2500 светодиодными приборами. Его опоры формируют образ движущегося дракона с головой и хвостом, который ночью сияет всеми цветами радуги.
Главный аттракцион Великобритании — колесо обозрения London Eye в Лондоне — с 2006 года тоже украшается светодиодными системами.
А система освещения Big-Four-Bridge-Louisville (мост «Большой четверки» в Луисвилле, США), построенного в 1895 году, способна воспроизводить 16 миллионов цветов и бесконечное множество световых сценариев.
Подсвечивают с помощью подобных технологий, конечно, и всемирно известные памятники — Эйфелеву башню, например. Заменить устаревшую систему освещения главной достопримечательности Парижа на более современную было решено в 2005 году. Интересно, что процесс модернизации прошел совершенно незаметно для парижан.
В России вопросом освещения городских пространств и зданий тоже уже уделяется немало внимания. Сегодня качество жизни в мегаполисах постепенно растет, городские власти, по примеру западных столиц, пытаются создать единую архитектурно-световую среду.
В Москве, в частности, по словам директора по развитию RD Management Александра Устинова, активный процесс начался в 2011 году. С каждым годом появляется все больше и больше проектов, которые не уступают зарубежным ни по качеству, ни по масштабам. Например, в открытой несколько лет назад пешеходной зоне «Аллея Романов» в самом центре столицы системы освещения функционируют в определенные часы по особому расписанию. Среди других примеров удачной ночной подсветки Лена Серенко называет оформление ТЦ «Метрополис» (здесь сочетаются линейный и пространственный дизайн), а также салона «Мерседес» недалеко от метро Динамо.
Не меньшее внимание вопросам освещения уделяется и в современных ЖК — управляющие компании заботятся и об энергоэффективности, и комфортной среде. Например, квартал апартаментов ONLY станет первым жилым объектом столицы со сценарной системой освещения, созданной, как говорят в компании-застройщике, с учетом биологических ритмов человека. «Разрабатывая концепцию, мы исходили из того, что свет – один из тех факторов, которые напрямую влияют на качество жизни человека — на чувства, эмоции и даже физическое состояние», — поясняет коммерческий директор Central Properties Евгений Большаков. По его словам, для освещения квартала была разработана компьютерная программа, которая предусматривает 15 сценариев. В зависимости от интенсивности естественного света, времени суток и сезона программа выбирает режим, который настраивает на определенный ритм и настроение.
А в клубном квартале «Сколково Парк» используются энергоемкие диодные фонари разных уровней: на прогулочных дорожках и набережной — невысокие, с теплым спектром; на велосипедных дорожках и автодорогах — высокие, купольные, с более холодным спектром для повышенной концентрации во время движения.
В отношении стилистики в России также стараются идти в ногу со временем. По словам генерального директора компании САРОС в Москве Алексея Суглоба, в большинстве проектов взамен заливающей фасадной подсветки теперь применяется акцентное архитектурное освещение.
Кроме того, совсем скоро у нас могут начать использовать даже «мегановейшие» технологии. Речь идет о модном мультифункционализме. «В приборы уличного освещения "зашивают" солнечные батареи, беспроводные точки доступа в интернет — так обычный фонарный столб превращается в "микрокомпьютер". Эта технология называется LI-FI и представляет собой прогрессивный аналог WI-FI: она обеспечивает передачу информации посредством LED-светодиодов», — говорит руководитель отдела разработки и реализации дизайн-проектов «Сити-XXI век» Денис Хазов. Когда LED-светильники станут совмещать освещение и интернет? Эксперты прогнозируют распространение технологии к 2018 году.