Скоростные «Ласточки» обкатывают новенькую инфраструктуру Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). Поезда движутся по кольцевому маршруту с интервалом в 12 минут. Темп будет только наращиваться. «Лента.ру» побывала на «генеральной репетиции» и оценила все прелести нового вида городского транспорта.
Новая станция Лужники расположена буквально в 150 метрах от станции метро «Спортивная». Ближе к стадиону. Чтобы выйти на платформу, нужно подняться по эскалатору, как на монорельс. Однако наверху понимаешь, что здесь все масштабнее и основательнее. К длинной и широкой платформе можно подгонять даже поезда дальнего следования. Пятивагонная «Ласточка» выглядит в этом антураже совсем крохотной. Да, проект МК МЖД явно сделан на вырост. Уже известно, что, в случае роста популярности новой линии, пятивагонные составы сменят десятивагонными.
Все станции Малого кольца надежно укроют пассажиров от дождя и снега под крышами. Большинство платформ выдержаны в едином стиле — наподобие вокзалов конца XIX века. Лишь там, где такая стилизация показалась проектировщикам неуместной, например в тех же Лужниках и «Москве-Сити», применили современный дизайн.
В целом же оформление станций Малого кольца лаконичное и функциональное: инфраструктура для маломобильных пассажиров, удобные и широкие проходы, лестницы, подземные и надземные переходы.
Прибытие и убытие с платформы «Ласточки» сопровождают пронзительными гудками, что весьма непривычно для пассажиров той же подземки. Но таковы требования безопасности.
Внутри эта «кроха» намного больше, чем выглядит снаружи. Вагоны разделяют стеклянные раздвижные двери. Они все открываются, позволяя пассажирам свободно перемещаться по поезду в поисках свободного места.
Первый и последний вагоны оборудованы современными туалетами. Проходы между сиденьями куда шире, чем в обычной пригородной электричке.
Малое кольцо предоставляет максимальный на сегодняшний день уровень комфорта для пассажиров общественного транспорта: большие и удобные кресла с подлокотниками, откидные столики, огромное расстояние (для ног) между рядами. Продуманная климатическая установка: кондиционер работает, но не «замораживает» пассажиров. На полках для ручной клади предусмотрены розетки.
По ходу движения поезд практически не шатает. А еще в салоне такая тишина, что невозможно понять, не глядя в окно, движется состав или стоит на месте. Ну и, конечно же, высокоскоростной интернет — одно из важных завоеваний городского транспорта в Москве. Оценить его, правда, пока не удалось. На период тестового движения соответствующее оборудование не подключили.
«Мы идем строго по графику, — говорит начальник департамента управления бизнес-блоком «Пассажирские перевозки» РЖД Максим Шнейдер. — Сегодня в тестовом режиме эксплуатируются 14 поездов. Отрабатывается интервал движения в 12 минут. После запуска линии интервал в часы пик уменьшится до 6 минут. Полный круг поезд будет проезжать за 84 минуты».
Скорость на перегонах между станциями — примерно 40 километров в час. Расстояние между платформами — в среднем 1,8 километра, особенно не разгонишься. Так что время на изучение окружающих пейзажей у пассажиров будет.
Поездка по окружной железной дороге позволяет познакомиться со многими скрытыми прежде на задворках столичными районами. Да и в целом посмотреть с такого ракурса на город не удавалось прежде никому, кроме машинистов.
Дорога пролегает через закрытые территории остановившихся заводов-гигантов. Вид далеко не парадный, но интересный. Вполне можно проводить экскурсии. ЗИЛ из окон электрички выглядит как маленький городок с улочками и перекрестками. На одном из них виднеется памятная стела, видимо, связанная с какими-то социалистическими достижениями.
Строительная активность свидетельствует о том, что скоро этот исторический пейзаж сменится чем-то новым. С проектом преобразования того же ЗИЛа можно ознакомиться на сайте правительства города. Масштабы перестройки и благоустройства поражают. Возможно, именно здесь сформируется новый облик города, который отразится в открытках, буклетах и кинолентах, подобно виду на комплекс «Москва-Сити» с Третьего транспортного кольца.
«Проект Малого кольца — стратегический, — рассказывает Максим Шнейдер. — Его нужно рассматривать в долгосрочной перспективе. Само по себе появление этой современной транспортной линии создает предпосылки для развития окружающих территорий, привлечения инвесторов».
Малое кольцо нанизало ржавые бусинки мертвых промзон на одну стальную нить, и теперь, кажется, ничего здесь не скроешь от взгляда горожан из панорамных окон «Ласточек». И ничего уже не оставишь как прежде.
Пошли под снос густо облепившие окружную железную дорогу в минувшие десятилетия гаражные кооперативы. Капитальные кирпичные боксы, ощетинившиеся печными трубами, похожи на деревенские избы с какими-то сараюшками-пристройками. Подобным сооружениям, конечно, теперь здесь не место, и хозяева этих снесенных «избенок» в большинстве своем получили достойную компенсацию.
Но окружная дорога — это не только цепочка неприглядных пока что промзон, но и роскошные мосты через Москву-реку, эстакады и длинный тоннель под Ленинским проспектом.
Прекрасный вид открылся на Измайловский кремль, который раньше из-за соседства с высотным гостиничным комплексом было не разглядеть.
Станция Белокаменная городской электрички позволяет попасть прямо в центр заповедника «Лосиный остров». Чистый воздух и лесной пейзаж приятно дополняются запахом топящихся в сотне метров от платформы бань.
Малое кольцо связало два городских стадиона, «Лужники» и «Локомотив», и ряд больших гостиниц, что на руку организаторам чемпионата мира по футболу 2018 года.
Офисные сотрудники из «Москва-Сити» быстро и по прямой смогут добраться в уютный парк «Покровское-Стрешнево». Из труднодоступного прежде Коптево за 10 минут можно доехать до Ботанического сада и так далее. Открываются десятки и даже сотни новых маршрутов.
На станциях кое-где еще выкладывают плитку, завершается строительство транспортно-пересадочных узлов. К таковым, к слову, авторы проекта относят всю инфраструктуру, которая связывает Малое кольцо с городской средой, а не только непосредственно переходы между линиями, как это понимается в подземке.
«Пять станций соединяются с метро крытыми отапливаемыми переходами: "Черкизово", "Владыкино", "Ленинский проспект", "Кутузовская" и "Международная", — пояснил Роман Латыпов, заместитель начальника Московского метрополитена. — Еще на девяти станциях перейти в подземку можно по улице. Пересадка бесплатная. Пользоваться на МК МЖД можно всеми теми же проездными документами, что и в метро».
Интеграция метрополитена с Малым кольцом, по словам Латыпова, продолжится и после запуска линии в 2017 и 2018 годах.
«МК МЖД будет, главным образом, выполнять пересадочную функцию, — отметил Латыпов. — Мы хорошо знаем, откуда и куда едут пассажиры метрополитена. Эти расчеты позволяют сделать вывод о том, что открывшаяся линия будет востребована».
Расчетная мощность Малого кольца действительно 300 миллионов пассажиров в год, однако достичь ее удастся только с запуском всех транспортно-пересадочных узлов, в том числе и еще не построенных станций метро. В РЖД и Московском метрополитене ожидают, что за первый год по окружной проедут 75 миллионов человек, а с годами число пассажиров увеличится.
Малое кольцо открывает новые возможности для жителей Подмосковья, приезжающих каждый день в Москву на работу. Им больше не потребуется ехать прямо до вокзалов. Со станций Курского, Горьковского, Рязанского, Ярославского, Савеловского, Ленинградского, Рижского, Смоленского и Павелецкого направлений можно пересесть на окружную дорогу, а потом на нужную линию подземки.
В настоящее время попутно с обкаткой локомотивных бригад производится набор персонала станций: билетных кассиров, уборщиков и так далее. Увеличен штат сотрудников Центра обеспечения мобильности пассажиров Московского метрополитена. Они также будут работать на Малом кольце. Трудно сосчитать общее количество людей, вовлеченных в строительство Малого кольца и благоустройство окружающих территорий. В целом это около 10 тысяч человек.
Специалисты сходятся во мнении, что вклад в развитие городской инфраструктуры от введения в строй МК МЖД можно будет оценить уже в первый год. А в сентябре каждый из пассажиров Малого кольца сможет сделать это самостоятельно.