В среду, 20 июля, в Киеве в результате взрыва автомобиля погиб известный журналист Павел Шеремет. Взрыв произошел утром, в нескольких десятках метров от его дома. Первые версии и подробности произошедшего — в материале «Ленты.ру».
Машина, в которой находился Шеремет, взорвалась на углу улиц Богдана Хмельницкого и Ивана Франко в центре Киева. Это случилось около 8 утра. Шеремет отъехал от дома всего на несколько десятков метров. Автомобиль принадлежал руководителю издания «Украинская правда», гражданской жене Шеремета Алене Притуле. Ее самой в машине не было. «По последней информации, в салоне находился один человек», — сообщили в ведомстве. Позже информагентство «Украинские новости» опубликовало на YouTube видео с места трагедии.
В интервью телеканалу «112 Украина» спикер Министерства внутренних дел страны Артем Шевченко сказал, что взрывное устройство было заложено под водительским сиденьем. После взрыва автомобиль загорелся. Советник главы МВД Украины Зоран Шкиряк на своей странице в Facebook отметил, что сработало безоболочное самодельное взрывное устройство мощностью от 400 до 600 граммов в тротиловом эквиваленте.
Один из очевидцев по имени Алексей утверждает, что взрыв прогремел, когда автомобиль Шеремета остановился у перекрестка. По его словам, после громкого хлопка поднялось облако серого дыма. Другие водители и прохожие, оказавшиеся рядом, подбежали к машине и открыли двери, но Павел был уже мертв. Свидетель отметил, что у журналиста была оторвана нога.
Другой очевидец рассказал, что после взрыва Павел еще некоторое время был жив и успел несколько раз крикнуть «Помогите!». Свидетель добавил, что огонь распространился на всю машину из салона. Окружающие пытались сбить пламя огнетушителем и водой, но это удалось сделать только приехавшему пожарному расчету.
Примерно через час на место трагедии прибыла глава Национальной полиции Украины Хатия Деканоидзе. «Павел был очень хорошим журналистом, для меня он был и хорошим знакомым. Для меня [расследование] будет делом чести», — заявила Деканоидзе. И добавила, что официальных версий трагедии пока нет. О личном знакомстве с Шереметом рассказал и президент Украины Петр Порошенко. Он поручил правоохранительным органам расследовать преступление немедленно.
На место происшествия приехала также главный редактор сайта «Украинская правда» Севгиль Мусаева. Она объяснила, что Шеремет каждый день в 8 утра одним и тем же путем ездил на прямой эфир «Радио Вести».
Коллеги Шеремета и политологи в первые часы после трагедии тоже не спешат с предположениями. Одним из первых в традиционном для киевских властей стиле высказался депутат Верховной Рады, советник главы МВД Украины Антон Геращенко. «Следствие будет рассматривать все возможные версии убийства Павла Шеремета. Не исключается и российский след», — заявил он.
«Павел был умеренным журналистом, не воевал ни с кем. Я могу назвать несколько версий, перебираю их, но не могу выделить какую-либо», — признался украинский политолог Владимир Фесенко. По его словам, убийство может быть попыткой дестабилизации обстановки на Украине. «Вторая версия — безусловно, будут вспоминать белорусский след, поскольку Павел вел там профессиональную деятельность. Третья — возможно, это было покушением на Алену Притулу. Она отошла от руководства "Украинской правдой", но как основатель ресурса оставалась ключевой фигурой. Не было ли это попыткой убрать ее, чтобы завладеть ресурсом?» — рассуждает Фесенко.
Глава украинского Центра прикладных политических исследований «Пента» Вадим Карасев связал убийство журналиста с его публикациями о коррупции украинских чиновников. «Склоняюсь к криминальной версии. Он копал по ряду неизвестных, но темных дел, в том числе были расследования по Одесской области и ряд других самостоятельных копаний. Видимо, вышел на очень крупную рыбу и задел чьи-то интересы. Я его хорошо знал — он очень дотошный и честный журналист. Наверное, за это и поплатился», — говорит эксперт. Заявление о возможном «российском следе» он высмеял. «Зачем это России? Им, наоборот, нужно, чтобы у нас было более-менее спокойно, чтобы решить проблему с Донбассом, чтобы назначить выборы. А любая нестабильность срывает реализацию минских соглашений», — уверен Карасев.
До апреля 2016 года Шеремет вел передачи на «Радио Вести», запущенной на Украине покинувшими страну российскими журналистами. На Украину журналист переехал в 2014 году, сначала сотрудничал с изданием «Украинская правда», затем основал авторский проект «Диалоги» на канале 24.
По признанию Шеремета, он покинул Россию из-за расхождений во взглядах с руководством «Общественного телевидения России», где он с сентября 2013 года вел программу «Прав? Да!», на освещение украинских событий. Об отъезде он не сожалел. У него накопилось недовольство к коллегам по медиацеху, и оставаться с ними в одной лодке он не желал.
Шеремет начал карьеру журналиста в 1990-х в Белоруссии, откуда он родом. В 1996-м был главредом «Белорусской деловой газеты», в том же году стал собственным корреспондентом ОРТ (будущий Первый канал — прим. «Ленты.ру») по Белоруссии. За три года поднялся до шеф-редактора российской и зарубежной корреспондентской сети дирекции информационных программ. В разгар парламентских и президентских выборов вел программу «Время», а в начале 2000-х — «Информационную программу с Павлом Шереметом». Правда, этот период своей карьеры он вспоминать не любил.
Уйдя из «Времени» из-за конфликтной ситуации с руководством канала, он возглавил отдел спецпроектов ОРТ, где раскрылся как документалист и расследователь. Многие помнят Шеремета именно по документальным фильмам на Первом канале: «1991 — Последний год империи», «Чеченский дневник», «Последняя высота генерала Лебедя», лента о Михаиле Горбачеве, а также «Дикая охота» и «Дикая охота-2», жестко критикующие белорусскую власть. «Дикая охота» и его расследования по Белоруссии приобрели известность за рубежом.
С белорусскими властями у Шеремета всегда складывались непростые отношения. В 1997 году, когда журналист уже официально числился сотрудником ОРТ и вместе с коллегой приехал снимать репортаж о событиях на белорусско-литовской границе, их арестовали по обвинению в незаконном пересечении государственной границы, а конкретно Шеремету инкриминировали получение денег от зарубежных спецслужб и незаконную журналистскую деятельность. В защиту журналиста тогда выступил Борис Ельцин. В результате Шеремета приговорили к условному сроку. Инициатором репрессий против себя Шеремет называл президента Белоруссии Александра Лукашенко.
Перебравшись в Россию, тему Белоруссии он не оставил. В 2005-м создал интернет-проект «Белорусский партизан», резко критикующий режим Лукашенко. В середине 2000-х продолжал участвовать в оппозиционных акциях в Минске. А в марте 2010 года Белоруссия лишила его гражданства.
К тому времени Шеремет окончательно покинул Первый канал. С 2009-го он работал редактором отдела политики и общества в журнале «Огонек», а в 2011-м его пригласили вести на РЕН ТВ программу «Приговор». Примерно тогда началось его сотрудничество с «Украинской правдой».
Шеремет удостоен ряда профессиональных наград и премий. В 1998 году ему присудили приз Международного комитета защиты журналистов за вклад в развитие свободы слова. В 2002 году он стал лауреатом премии ОБСЕ за демократию и за защиту прав человека в области журналистики за «Дикую охоту». Несколько раз номинировался на ТЭФИ как документалист и расследователь.
У Шеремета осталось двое детей.