Бизнес
07:03, 20 июля 2016

Тающие мили Как туриндустрия переживает крушение надежд на турецкие пляжи

Инесса Паперная
Фото: Ирина Калашникова / РИА Новости

Новость о восстановлении российско-турецких отношений была встречена с оптимизмом — туроператоры и агенты строили большие планы по росту продаж на некогда самые популярные курорты. Однако последние геополитические события заставили забыть об этих надеждах на неопределенный срок.

Закрытие Турции в ноябре прошлого года и семимесячное эмбарго на продажу туров в эту страну, самую популярную у россиян, тяжело далось туристической отрасли. Незадолго до этого были прекращены полеты в Египет, пользовавшийся большим спросом даже в кризис. По двум этим направлениям в общей сложности летали около 6 миллионов туристов в год.

По словам руководителя проекта «Рамблер/Путешествия» Алены Корякиной, в целом на бизнесе закрытие турецкого направления сказалось сильнее, чем египетского, поскольку здесь исторически отдыхало больше клиентов. Но продажи пакетов в Египет упали в начале зимнего сезона, когда много путевок уже было продано. Для большинства компаний, которые сразу влетели в убытки и просто не успели переориентироваться на другие направления, это обернулось катастрофой. «Из-за отсутствия недорогих альтернатив зимнему пляжному отдыху объем продаж в зимний период сократился почти на четверть, а в регионах — порой и на 60-70 процентов», — рассказала директор по маркетингу сети турагентств «1001 Тур» Марина Конабеева.

«Операторам пришлось перераспределить мощности на другие страны, но это было непросто», — продолжает сооснователь Level.Travel Эллин Толстов. По его словам, если Турция и Египет продавались на «потоке», то другие направления были менее обкатаны. Они хуже и дольше подтверждаются, часть бизнес-процессов, связанных с организацией поездок, оказались сырыми. Все это создало дополнительную нагрузку с точки зрения сервиса и вместе с тем повысило стоимость привлечения клиентов.

Игроков рынка поддержал рост спроса на отечественные курорты, которые еще недавно никто всерьез не рассматривал для организованных поездок. По словам Конабеевой, сейчас в турагентствах каждая третья проданная путевка — это отдых по России. «До закрытия Турции и Египта меньше всего продаж было именно по России, поскольку не было чартеров, процент возвратности клиентов был достаточно низкий (количество повторно приезжающих гостей — прим. «Ленты.ру»), а трудозатраты на оформление тура к нам на море были ошеломительно высокими», — отмечает руководитель отдела продаж туров «Туту.ру» Мария Чупина.

В этом году работать с внутренним направлением стало просто необходимо и за счет чартеров проще, добавляет она. Тем не менее полностью заместить потери не удалось из-за низкой маржинальности продаж — отели неохотно идут на скидки — и сложностей в организации логистики на внутренних направлениях. К тому же многие соотечественники, как и прежде, предпочли передвигаться по российским просторам самостоятельно.

Новая надежда

«Мы аж взвизгнули все от радости, потому что объективно Турции очень не хватает на российском рынке», — так пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина описала реакцию турбизнеса на новость о возобновлении контактов между властями Турции и России в конце июня. По ее словам, все туристы и агентства очень страдали от отсутствия в ассортименте предложений по этой стране: по соотношению «цена-качество» и уровню сервиса никакие другие направления не смогли заменить турецкое.

Участники отрасли ожидали хотя бы частичное восстановление рынка. Авиакомпании наращивали количество регулярных рейсов в турецкую столицу и на курорты, операторы быстро формировали турпакеты. По данным «Ведомостей», к продаже путевок с регулярными рейсами приступили «Библио глобус», «Пегас туристик» и «Тез тур», а Coral Travel должна была присоединиться к ним 19 июля.

Турция сразу заняла около 15 процентов продаж туроператоров, говорит исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе. «После сообщения об открытии Турции мы зафиксировали несколько дней ажиотажного спроса на это направление, и в общем сплите продаж 10 процентов бронирований в эти дни приходилось именно на эту страну», — сообщила «Ленте.ру» Конабеева. Но все ждали снятие запрета на чартерные перевозки — это должно было существенно снизить стоимость путевок, на 25-30 процентов.

«За оставшееся время летнего сезона (с августа по середину октября) можно ожидать, что на турецких курортах успеет отдохнуть около 300 тысяч россиян», — рассуждал в конце прошлой недели управляющий партнер компании KirikovGroup Даниил Кириков. По данным Марины Конабеевой, речь могла идти и о 700 тысячах туристов. Показатели, конечно, не самые большие — в 2015 году Турцию посетили 3,5 миллиона граждан России. Вернуться к результатам прошлого лета операторам и агентствам, разумеется, не удалось бы, но возникли бы хорошие перспективы для возрождения бизнеса в будущем. Полноценное восстановление спроса, особенно из регионов, где пока сильны антитурецкие настроения, ожидалось на следующий год.

Опять остаемся зимовать

Но минувшие выходные внесли коррективы и в эти планы. После попытки военного переворота в Турции Минтранс России временно приостановил отправку российских самолетов в этом направлении. Многие авиакомпании отменили рейсы, и лишь «Аэрофлот», выполняя поручение президента Владимира Путина, вывозит россиян из республики.

Операторам приходится за свой счет размещать в местных гостиницах туристов, которые не смогли вылететь. Тем, кто уже купил тур на ближайшее время, предлагают оформить возврат или подождать изменения ситуации, но отпуск многих клиентов привязан к определенным датам. Возможности перебронировать поездку в другие страны нет — в пиковый период найти что-то адекватное уже невозможно, все места выкуплены.

В итоге операторов, которые уже вложились в формирование турпакетов в турецком направлении, ждут новые потери и убытки — привлеченные от клиентов деньги приходится выплачивать без штрафных санкций. Продажи туров в Турцию остановились. «Есть бронирование, но деньги компании не берут, чтобы не связываться потом с возвратами», — сообщила Ирина Тюрина «Ленте.ру». «Мы не имеем права ничего продавать, потому что сейчас в принципе нет билетов», — добавляет директор отдела продаж сервиса Level.Travel Ольга Анисько.

С одной стороны, насколько долго все это продлится, зависит от того, как быстро урегулируется ситуация в Турецкой Республике. Но операторы уже не питают иллюзий — в этом сезоне, который пойдет на спад с начала сентября, на Турцию рассчитывать не приходится. Возобновления чартерных программ, которого так ждали туроператоры, не случится даже в среднесрочной перспективе.

По словам представителя одного из крупных туроператоров, свою лепту в настроения среди планирующих отдых россиян внесла и трагедия в Ницце. С одной стороны, клиенты отказываются от туров на Лазурный Берег, но террористическая угроза затрагивает и другие европейские направления, говорит собеседник «Ленты.ру». Многие из тех, кто вчера собирался проводить отпуск за рубежом, заняли выжидательную позицию — поездки становятся все менее безопасными.

Надежд на скорое восстановление рынка, бесконечно страдающего от разного рода потрясений, все меньше. В целом по рынку турпоток за границу по итогам 2016 года сократится как минимум на 20 процентов по сравнению с 2015 годом, считает Даниил Кириков (в 2015 году выездной поток сократился на треть по сравнению с 2014 годом). Число компаний в отрасли неуклонно снижается — первыми терпят бедствие небольшие фирмы и агентские сети. «Из операторов, насколько я знаю, никто не обанкротился, а вот многие агентства, представители малого бизнеса, закрылись. По сути, они были выкинуты с рынка», — констатировал Толстов из Level.Travel.

В 2015 году рынок покинуло почти 70 процентов турфирм, работавших на выездных направлениях, и эта тенденция продолжилась в первую половину 2016-го, когда закрылось еще несколько десятков фирм — большей частью в регионах. Отток продолжится, считают эксперты, пока экономическое положение в стране не улучшится и не восстановятся турпотоки за рубеж. Но крупных банкротств никто не ждет — опытные операторы научились оперативно перенастраивать бизнес-процессы и компенсировать потери за счет других направлений.

< Назад в рубрику