Бизнес
10:57, 21 июля 2016

Каспийский шанс Кому достанется Махачкалинский торговый порт

Вид на морской порт Махачкалы
Фото: Дмитрий Рогулин / ТАСС

Разговоры о приватизации махачкалинского предприятия — крупнейшего российского пункта перевалки нефти на Каспии — идут более десяти лет. Претендентами на покупку в свое время назывались миллиардеры Сулейман Керимов (финансово-промышленная группа «Нафта Москва») и Зиявудин Магомедов (группа «Сумма»).

В свете кризиса и планов российского правительства выставить на торги крупнейшие объекты госсобственности приватизация ММТП была ускорена. В конце января этого года решением правительства порт был включен в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2016 год. Сначала он должен быть передан в собственность республики Дагестан, а до конца года — приватизирован.

На днях в интервью РБК глава Республики Дагестан Рамазан Абдулатипов сообщил, что тоже выступает за скорейшую приватизацию ММТП: «Надо быстрее проводить акционирование и приватизировать организацию: кто разработает лучшую программу по развитию порта — тому его и передадут». Глава региона добавил, что активно занимается поиском потенциальных покупателей. При этом речь идет не о Керимове и Магомедове, а о третьей стороне — лицах, которые занимаются в том числе портовым хозяйством. На запрос «Ленты.ру» в пресс-службе Абдулатипова подтвердили ведение переговоров, не назвав конкретных персон и сославшись на интервью Абдулатипова РБК, «где была дана вся информация».

Но по сообщению источника, близкому к одной из сторон переговоров, речь идет о турецком портовом операторе Yilport Holding, интересы которого в переговорах представляет известный бизнесмен Тельман Исмаилов. «По информации турецкой стороны, переговоры находятся на завершающей стадии, скоро Рамазан Гаджимурадович объявит о своем решении», — сообщает источник «Ленты.ру».

Таинственный инвестор

О намерениях турецкой компании Yilport Holding инвестировать в новые проекты сообщил 27 июня в интервью британскому изданию Loadstar гендиректор холдинга Кристиан Блауэрт (http://theloadstar.co.uk/yilport-eyes-port-operations-new-territory-continues-global-acquisition-trail/ ). Он пояснил, что компания заинтересована в инвестициях в уже работающие порты.

Тельман Исмаилов, который привлек Yilport Holding к переговорам, также заинтересован в этой сделке. Бывший владелец Черкизовского рынка, со скандалом закрытого в 2009 году, уже несколько лет постоянно проживает в Турции. В Анталье он построил отель Mardan Palace, стоимость которого, по некоторым данным, составила один миллиард долларов. Однако, не сумев расплатиться с турецкими кредиторами, Исмаилов был вынужден продать отель — с дисконтом.

Предприниматель также несколько раз пытался вернуться в российский бизнес, но безуспешно. В этом году он одним из первых по новому законодательству подал иск о признании себя банкротом — общий долг бизнесмена перед кредиторами составляет 158,9 миллиарда рублей.

«Сейчас у Тельмана Исмаилова появился шанс для очередной попытки вернуться в Россию, — считает старший научный сотрудник Института экономической политики имени Гайдара Сергей Жаворонков. — Отношения между Россией и Турцией налаживаются, турки готовы вкладываться в российские проекты и имеют для этого средства. И то, что Исмаилов собрал этот пул турецких инвесторов и готов привести их в страну, добавляет ему очков в глазах российской политической элиты и, соответственно, даст шанс вернуться в большой бизнес».

Опорная точка

Сам по себе объект приватизации представляет большую ценность — это крупный транспортный узел, удобный для внешнеэкономической деятельности. Порт в состоянии обеспечивать морскую связь России и Прикаспийских государств, осуществлять переработку транзитных грузов из Западной Европы, Скандинавии, Средней Азии, Индии, Арабских стран. Кроме того, предприятие является крупнейшим пунктом перевалки российской нефти в бассейне, через который сырье транзитом идет в Европу — то есть для нефтяных компаний и страны в целом это стратегическое направление.

До 2010 года для повышения грузооборота в ММТП были сделаны многомиллионные инвестиции из федерального бюджета (построены сухогрузная гавань с перегрузочным комплексом, причалы для генеральных и навалочных грузов и контейнеров, железнодорожный, автопаромный, зерновой терминалы), сейчас это крупнейший российский порт на Каспии: за 11 месяцев прошлого года в каспийском бассейне было перегружено 6,2 миллиона тонн грузов, из которых 3,6 миллиона пришлось на ММТП.

Продажа ведущего транспортного узла связана с вопросами экономической безопасности, на которые идеологи «большой приватизации» не могут не обращать внимания. Можно предположить, что турецкие инвесторы, получив выход в Каспий, смогут и дальше выстраивать отношения с близким ему Азербайджаном, а также Казахстаном и среднеазиатскими республиками, и эти интересы не всегда могут совпадать с интересами России, сказал «Ленте.ру» политолог, эксперт Института национальной стратегии Раис Сулейманов. «Это единственный глубоководный и незамерзающий порт России на Каспии, где, к слову, расположена флотилия ВМФ России, — говорит он. — Именно поэтому его не следует передавать в руки иностранцев, лучше доверить такой стратегический объект российским собственникам».

Насколько успешными будут переговоры с потенциальными инвесторами, эксперты предсказать не берутся.

< Назад в рубрику