Трудно сказать, когда человек впервые нанес рисунок на свою кожу: история татуировки насчитывает как минимум несколько тысячелетий. За это время рисунки постепенно утратили ритуальный смысл и стали частью массовой культуры. Сейчас татуировка — вид искусства, только вместо кистей используются иглы, а холстом служит человеческое тело. Обучение этому — долгий процесс, требующий постоянной практики, терпения и солидных капиталовложений. «Лента.ру» представляет первый материал о тонкостях отечественной тату-индустрии.
В советские времена качественное тату-оборудование было трудно достать. Энтузиасты с техническим образованием и без него воодушевленно мастерили самопальные машинки и стояли в очередях за тушью, которую использовали в качестве красителя. Более обеспеченные отправлялись покупать инструменты за границу. Только в конце 1980-х в стране возникли первые домашние студии, а в середине 1990-х годов была проведена первая тату-конвенция.
В современной России тату-индустрия активно развивается — теперь оборудование можно купить не выходя из дома, и возможность превратиться в тату-мастера появилась практически у каждого. Это напоминает недавние времена, когда любой, кто мог позволить себе «зеркалку», автоматически становился фотографом.
На деле все сложнее. Обучение мастерству татуировки — трудоемкий и долгий процесс. Постигать эту науку можно и самостоятельно, но большая удача — перенять опыт у практикующего мастера. Обучающие курсы есть в нескольких московских салонах, они длятся несколько недель, цены — от 30 до 46 тысяч рублей. В качестве наставника я выбрала мастера студии Jokes Over Стаса Соломчука. Обучение проходило в несколько этапов: сначала теоретическая часть, потом практика на искусственной коже, а затем работа на живом человеке.
«Береги голову!» — так Стас встретил меня на входе в студию, указав татуированной рукой на низкие потолки. Он проводил меня в комнату, где на кушетке лежал на животе паренек в красной футболке и шортах, а брутальный мужчина с кустистой бородой, склонившись, что-то вырисовывал у него на икре, тихонько подпевая звучавшей из колонок Metallica.
«Сначала я расскажу тебе про мебель», — начал Стас. «Какая мебель? Зачем это? А как же татуировки?» — удивилась я про себя. Однако, как выяснилось, с правильно подобранной мебелью намного проще работать. Как минимум понадобится железная этажерка, стулья с подъемным механизмом, выкатной столик и лампа дневного света.
«Теперь о машинках — показывай, что у тебя есть», — объявил он через полчаса. В наследство от друзей мне достались две китайские тату-машинки. Одна — задорно блестящая золотом, вторая — кислотно-фиолетовая с драконом. Надев перчатки и повертев машинки в руках, Стас безапелляционно заявил, что красная цена за них на AliExpress — 10 долларов, и их можно разве что поставить на полку для украшения интерьера. Блестят красиво, но для дела не годятся.
Для примера показал мне одну из своих машинок ценой под 1000 долларов. Хромированный корпус, идеальные линии — эдакий Porsche от тату-машинок. Тут я поняла, что мое «наследство» тянет только на корейскую малолитражку, которую сначала вытащили со дна реки, потом подожгли, оторвали одно колесо и выпустили на обледеневший трек. «Китайцы делают по фоткам, не думая о том, как это потом будет работать», — сказал Стас и углубился в технические тонкости устройства «тачек».
Машинки делятся на два вида: индукционные и роторные. Среди первых различают контурные (лайнеры), покрасочные (шейдеры) и теневики. Они отличаются мощностью электромагнитов, весом молотка и жесткостью контактной пружины. Среди роторных машинок, работающих на моторчике, есть «прямоходы» и «поворотники».
Выбор вида машинки зависит от личных предпочтений: «индукция» практически неубиваемая, но тяжелая и вибрирует; ротор легкий, его не трясет, но он хрупкий и требует постоянного ухода (механизм нужно смазывать оружейным маслом после каждого использования).
Каждому виду машинок соответствует свой тип игл. Например, для нанесения контуров и тонких линий используются сведенные на конце в пучок иглы с маркировкой RL (Round Linear), а для закрашивания и теней — разведенные RS (Round Shader), которые на спайке стоят параллельно друг другу. Отдельные иглы — M (Magnum) — предназначены для мягкой растушевки и градации от прозрачного к плотному цвету.
По словам мастера, от качества оборудования во многом зависит конечный результат, поэтому экономить на инструментах нельзя. Так что сразу стоит забыть об интернет-магазинах, где продают относительно недорогие готовые наборы со всем необходимым. Производители уверяют, что, прочитав инструкцию, можно приступать к работе, и даже прилагают диск с обучающим видео. Судя по описанию, легко и просто — как вышивка крестиком. Нет. А дешевые китайские машинки и иглы надо выбросить из головы, как мысли о суициде.
«А ею кто-то уже работал?» — спрашивает мастер, возвращая мне машинку. Утвердительно киваю и беру свою блестящую машинку, и тут же понимаю, что не стоило делать этого голой рукой: я же понятия не имею, кто с ней работал и как! Успокоилась только после того, как протерла руки антисептиком и убрала ее в пакет. «Я помешан на стерильности», — признался Стаc. Собственно, наше первое занятие кроме технических моментов было посвящено санитарным нормам.
Чистота и стерильность — одно из главных требований в татуировке. Этим ни в коем случае нельзя пренебрегать. Татуировка может стать серьезной угрозой для здоровья как самого мастера, так и клиента. Если мастер работает без перчаток, использует иглы по нескольку раз или, не дай бог, «бьет» татуировки гитарной струной — бегите от него. Это не дань традициям и временам дефицита — это как минимум неадекватность.
У многих людей в крови есть инфекции, хотя видимых симптомов может не быть никаких. Поэтому в салонах высокий риск перекрестного заражения — то есть неумышленной передачи инфекции от человека предмету, а затем от зараженного объекта — другому человеку. Так что в рабочей зоне необходимо строго соблюдать ряд правил: тщательно проводить дезинфекцию и стерилизовать оборудование. Большинство расходных материалов — иглы, колпачки для краски, насадки — одноразовые, после использования их утилизируют.
Железные многоразовые держатели после использования нужно вымачивать в специальном растворе, а затем стерилизовать в автоклаве или сухожаре. Если обзавестись ими не получается, можно использовать одноразовые держатели и барьерную защиту.
Вышла из салона через два с половиной часа и по дороге домой пыталась разложить по полочкам весь ворох информации и одновременно подсчитать, во сколько мне обойдется новое хобби. Составила список. Для старта как минимум нужно: две машинки, силовое оборудование (блок питания, клип-корд и педаль, которая приводит машинку в действие), иглы, насадки, держатели, краски, колпачки, пленка для барьерной защиты, антисептики и перчатки. По моим подсчетам, все это обойдется чуть меньше чем в 50 тысяч рублей, и это без учета мебели и мелких расходов: например, на салфетки, бумажный скотч и пищевую пленку.
Немного успокоил тот факт, что учиться мне еще несколько недель, и все сразу покупать не надо: можно по частям. Стас предупреждал, что на первом этапе будет много трат. В будущем это окупится и, возможно, станет приносить доход, но для этого придется запастись терпением, постоянно практиковаться и улучшать свои навыки.
Крайне маловероятно, что начинающего татуировщика возьмут работать в студию. Поэтому неофиты начинают с того, что организовывают рабочее место дома. При соблюдении всех правил безопасности оно не уступает студии. А что касается самой татуировки — тут все дело в умении мастера.