Бизнес
08:05, 25 июля 2016

Приручить дракона ВЦИОМ и E&Y оценили реформы в строительной сфере Москвы

Фото: Максим Блинов / РИА Новости

На недавнем Московском урбанистическом форуме-2016 были представлены два исследования, посвященные мерам по снижению административных барьеров в градостроительной сфере российской столицы. Они были проведены ВЦИОМ и Ernst&Young по заказу АНО «Московский урбанистический форум».

В строительной отрасли Москвы сегодня задействован почти миллион человек, одно рабочее место в этом секторе создает восемь-девять рабочих мест в смежных отраслях. Общее количество строящихся объектов в столице превышает 2,5 тысячи, строительство ведется на площади более 20 миллионов квадратных метров. При таких масштабах очевидно, что создание простого и прозрачного алгоритма получения градостроительной документации серьезно нивелирует возможную коррупционную составляющую, снижает риски реализации проектов, позволяет планировать затраты и активно развивать сектор в целом.

В 2015-2016 годах правительство Москвы предприняло ряд мероприятий, направленных на сокращение административных барьеров в градостроительстве. Ключевыми мерами стали разработка плана по отмене около 40 избыточных или дублирующих процедур, перевод всей градостроительной документации в электронный вид, формирование Сводного плана подземных коммуникаций и сооружений в Москве и включение дополнительной информации об инженерно-техническом обеспечении в состав ГПЗУ.

Несмотря на уже отмеченные участниками отрасли положительные результаты, работы в этой сфере еще немало. «Административные барьеры как дракон: одну голову срубишь, три другие появятся. Барьеров достаточно много, и мы продолжим их снимать», — заметил руководитель Стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин.

Сегодня большая часть услуг по подготовке строительной документации предоставляется в электронном виде (12 процедур), в том числе заключение Мосгосстройнадзора о соответствии построенного объекта требованиям технических регламентов, подготовка АГР объекта, оформление и закрытие ордеров на земляные работы, подготовка ГПЗУ, технические условия «Мосводоканала» на подключение к сетям водоснабжения и водоотвода и «Кабинет застройщика». Также в электронном виде осуществляется подача трех типов заявлений (заявки по новому проекту, заявление на подключение к электрическим сетям и сетям водоснабжения и водоотведения, заявление о государственной регистрации права).

По данным правительства Москвы, с января 2017 года минимальные сроки прохождения процедур градостроительного процесса составят 99 дней для низкорисковых проектов и 240 дней — для всех остальных.

Не главная преграда для бизнеса

Целью исследования ВЦИОМ было оценить, насколько представители строительной сферы знакомы с принимаемыми правительством Москвы мерами по снижению административных барьеров, каково их реальное влияние на московскую строительную отрасль и какие факторы помимо административных барьеров оказывают негативное воздействие на строительство в столице.

Исследование, участниками которого стали топ-менеджеры строительных, девелоперских и консалтинговых компаний, экономисты, урбанисты, представители отраслевых ассоциаций и чиновники, показало достаточно высокий уровень осведомленности о реформах в строительной отрасли Москвы — 56 процентов респондентов заявили, что знают о проводимой работе по снижению административной нагрузки на строительные организации.

В частности, 20 процентов опрошенных знают об отмене избыточных процедур; 22,6 процента осведомлены об утверждении нового порядка оформления ордеров; более трети специалистов — 36,5 процента — слышали о переводе основных госуслуг в строительстве в электронный вид; большинство респондентов — 39 процентов — знают о начале перевода услуг сетевых компаний в электронный вид.

Участники исследования положительно оценили меры по снижению административных барьеров: 80,5 процента респондентов одобряют перевод основных строительных госуслуг в электронный вид; более 77 процентов опрошенных положительно относятся к переводу услуг сетевых компаний в онлайн-формат; отмену избыточных процедур одобряют 76,3 процента участников исследования.

Лидерами по позитивным оценкам стали две реализуемые в сфере снижения административных барьеров меры, а именно перевод в электронный вид услуг сетевых компаний и основных госуслуг в сфере строительства.

Кроме того, исследование показало, что половина опрошенных (47,5 процента) уже почувствовали положительный эффект от перевода услуг сетевых компаний в электронный вид, и почти столько же (45,9 процента) специалистов отметили положительный эффект от перевода основных государственных строительных услуг в электронный вид.

Более половины опрошенных (почти 60 процентов) считают, что сокращение административных барьеров приведет к снижению себестоимости строительства за счет уменьшения простоев; 62,2 процента ожидают сокращения сроков строительства объектов.

Главным источником проблем, связанных с административными барьерами, являются сетевые компании. Особую сложность для строителей создает их множественность — каждая компания работает по собственным стандартам, что увеличивает временные затраты клиента.

В то же время исследование показало, что сегодня административные барьеры не воспринимаются строителями как главная преграда для бизнеса, — они находятся лишь на 13-м месте и не входят даже в десятку главных проблем отрасли. На первом месте, по мнению участников опроса, стоит неопределенная экономическая конъюнктура.

Меняется в лучшую сторону

Целью исследования Ernst&Young «Строительное регулирование в Москве» был анализ эффективности реформ в области административных барьеров и сбор рекомендаций профессионалов по оптимизации регулирования строительной отрасли.

По итогам исследования эксперты E&Y охарактеризовали ситуацию с регулированием строительной отрасли в Москве как непростую, но меняющуюся в лучшую сторону. Респонденты отметили, что градостроительное регулирование в российской столице более сложное, чем в некоторых городах СНГ (Тбилиси, Минск) и в Турции. Однако, несмотря на количество и трудности существующих процедур, участники опроса отметили улучшения в сфере регулирования строительной отрасли — в частности, повышение прозрачности, отмену избыточных процедур и предсказуемость срока их прохождения, качественное обслуживание со стороны экспертных организаций и доступ к информации о получении разрешения на строительство.

В ходе исследования E&Y ситуация в строительной сфере Москвы сравнивалась со столицами ряда западных стран — с Берлином, Торонто, Прагой и Хельсинки. Респонденты признали, что процесс регулирования усложнен во многих государствах, а временные затраты в ряде городов (например, в Праге и Берлине) выше по сравнению с московскими. При этом отмечалось, что следует учитывать особенности российской столицы — она обладает большей территорией, количеством и плотностью населения, чем другие зарубежные города, участвующие в исследовании, что оказывает определенное влияние на регулирование градостроительной отрасли.

По результатам опроса E&Y выяснилось, что 50 процентов респондентов знают о проведенных реформах, 42 процента частично знакомы с ними и восемь процентов не знают о них. При этом 62 процента респондентов довольны опытом взаимодействия с контролирующими органами Москвы, 25 процентов — удовлетворены.

Опрошенные отметили увеличение скорости обработки заявок и предоставления информации по запросу, а также более дружелюбное отношение со стороны чиновников. В то же время респонденты высказали претензии по поводу случаев некорректной обработки данных, которая ведет к потере времени. Недовольство участников опроса вызвали и разногласия в документации, несвоевременное оповещение о возникших проблемах и факты разрешения спорных ситуаций отказом.

В ходе исследования респонденты представили свои предложения по регулированию строительной отрасли. Их можно разделить на четыре категории: упорядочивание градостроительной документации, снижение сроков рассмотрения документов, повышение прозрачности процедур и принятие мер по развитию кадров.

< Назад в рубрику