CAS вынес убийственное для всего отечественного спорта решение — российским легкоатлетам не место на грядущих Олимпийских играх в Рио-де-Жанейро. Пострадала за чужие грехи и двукратная олимпийская чемпионка Елена Исинбаева. «Лента.ру» собрала ее ключевые высказывания на специальной пресс-конференции во «ВКонтакте».
Исинбаева сразу предельно жестко обозначила свою позицию в конфликте между Всероссийской федерацией легкой атлетики (ВФЛА) и международными организациями — Всемирным антидопинговым агентством (WADA), Международной ассоциацией легкоатлетических федераций (IAAF). Теперь вот еще и CAS. Чемпионка резко пресекла спекуляции по поводу возможного выступления на Олимпиаде под нейтральным флагом — не для того она завоевывала столько наград для страны, чтобы первой убегать с тонущего корабля.
Даже участие самой Исинбаевой в слушаниях, состоявшихся в Женеве, не смягчило суровых швейцарских судей. Ради этих слушаний она прервала тренировки. Все тщетно. Ее разочарование несложно понять. 34-летняя спортсменка, два года назад родившая дочь, на минувшем чемпионате России показала лучший результат сезона. И вот ее отправили смотреть Игры по телевизору. «Чемпионат России — это были мои первые соревнования после рождения дочери. И сразу такой результат. Наверняка многие подумали: "Если Исинбаева так выступила в таком состоянии, то что же будет в Рио?" И у моих соперниц была паника», — заявила легкоатлетка.
Она готова завершить карьеру. С одной оговоркой: если МОК не протянет россиянам руку помощи. Но на это пока рассчитывать не приходится.
«Тренировки я продолжаю до решения МОК 24 июля. В случае отказа в допуске российских спортсменов на Олимпиаду я уже не вижу смысла продолжать подготовку. Многие говорят, что я так хорошо выгляжу, что могу пойти еще на один олимпийский цикл. Но нет, мне уже 34 года, и я выберу семью», — сказала спортсменка.
«Сегодня по существу наши спортсмены остались ни с чем. Целый год у нас не было возможности выступать, улучшать результаты, привлекать спонсоров. Но нам этого не дали за ошибки других отдельных людей. Нам ничего не дают, и можно сказать, что 2016 год прожит зря. Без достатка, без турниров. Это ужасно несправедливо», — подчеркнула Исинбаева.
Непонятными для титулованной спортсменки выглядят и сами принципы защиты «чистых» спортсменов МОК: «Самое обидное, что на этой Олимпиаде в Рио спортсмены, уже попадавшиеся на допинге, отбывшие двухлетний срок, будут выступать — для МОК они "чистые". А мы, которые были "чистыми" на протяжении 20 лет, выступить не можем. О какой защите спортсменов может идти речь?»
Не верит Исинбаева и в счастливый конец в истории между IAAF и ВФЛА. По ее мнению, до полной реабилитации российской организации потребуется много времени. Особенно нетерпеливые спортсмены могут не выдержать и сменить гражданство ради права выступать на международных соревнованиях, за что Елена никого из них не осудит.
«Все вопросы по восстановлению прав ВФЛА — к руководству федерации и Виталию Леонтьевичу Мутко. Сейчас нам будут руки выкручивать. Не удивлюсь, если не восстановят и в ближайший год или два, а то и четыре. Они могут начать каждый день правила менять», — заявила Исинбаева.
Исинбаева подала голос в защиту отечественных спортсменов одной из первых. Не промолчала и в нынешней ситуации.
«Отечественные атлеты оказались совсем не защищены. Нас валят, а мы никак не можем ответить. Я не могу не говорить, потому что молчание — знак согласия, а я со всем этим не согласна. Это все очень унизительно и стыдно. Мы — звезды мировой легкой атлетики, а тот вклад, который я внесла в развитие прыжков с шестом, сейчас не значит ничего. Это обидно», — призналась спортсменка.
На вопрос о возможном переходе на административную работу Исинбаева ответила отрицательно. Она не видит себя на посту президента ВФЛА, а войти в состав комиссии спортсменов МОК ей помешает тот факт, что в Бразилию она не полетит.
«Я не планирую принимать участие в выборах в ВФЛА, мне нужно семьей заниматься. Да, кроме того я — кандидат в комиссию спортсменов МОК. Их будут выбирать все участники Олимпиады в Рио. Претендентов 24 человека, выиграют только четверо. Обязательным условием является физическое присутствие кандидата в Бразилии. Если я не лечу, то, естественно, ни в какой комитет уже не попаду. Поддержки от иностранных спортсменов я не чувствую. Они сейчас крестятся, чтобы России не было на Олимпиаде», — уверена Исинбаева.
Многолетний тренер спортсменки Евгений Трофимов в интервью «Р-Спорт» выразил уверенность, что его подопечная пойдет до конца и будет отстаивать свои права в Верховном суде Швейцарии.
«Лена подаст апелляцию. Но это будет из серии "после драки кулаками не машут". На Олимпиаду мы не попадаем — это точно. Она будет обращаться (в суд), но на это же время надо. Это же идет в ущерб тренировкам. Она набрала прекрасную форму: на первом старте прыгнула 4,90, там (на Олимпийских играх) мы планировали 5,07, как минимум. А нам объясняют: ребята, не дергайтесь, вы никуда не едете. Лена была на суде в Лозанне, ее слушали внимательно, кивали, дескать, хорошо говоришь. А потом бах — и до свидания», — заявил Трофимов.
В нынешних обстоятельствах наставник Исинбаевой подобрал крайне уместное сравнение. Сказал жестко, но прямо в точку: «Нас просто обложили как волков и решили утопить. И у них это получилось. Похоронена работа, похоронен талант моей ученицы, похоронен талант многих членов сборной России, которые надеялись на здравый смысл. Я не представляю, как дальше жить».
В тупике и действующий чемпион мира в барьерном беге Сергей Шубенков, с трудом подобравший слова на элементарный вопрос: «А что дальше?»
«Мне очень грустно и я крайне разочарован. Тотальная апатия. Мне вроде бы хочется биться до конца, но я не уверен есть ли в этом смысл. Вот что мне делать? "Топить" за белый флаг? Писать письма президенту с просьбой разогнать Мутко и весь ОКР? Или искать юриста, чтобы выбить у кого-то какую-то компенсацию? А может, мне уже вообще нет смысла тренироваться и можно завершать карьеру? Подамся в блогеры или в детские тренеры. Хотя о каком детском спорте сейчас можно говорить. Если говорить серьезно, я сейчас вообще ничего не знаю и не понимаю», — приводит слова Шубенкова «Спорт-экспресс».
Что же, наверняка многие российские спортсмены тоже не представляют как дальше жить. Жить в состоянии неопределенности. Развязка наступит уже в ближайшее воскресенье, когда исполком МОК вынесет-таки свой окончательный вердикт. Хочется надеяться на лучшее. Так и поступим, ведь ничего другого все равно не остается.