Кремневые мушкеты и пистолеты, капсюльные ружья и револьверы давно ушли с поля боя, но остались частью современной стрелковой культуры — с ними охотятся, соревнуются. За рубежом даже поощряют охоту с дульнозарядным оружием, а оружейные компании разрабатывают новые образцы с ультрасовременным дизайном.
Стрельба из мушкета мало похожа на стрельбу из современной винтовки или дробовика. Заряжание старинных дульнозарядных ружей — это целый ритуал: взять оружие, приклад на мысок левой ноги, засыпать в ствол порох (можно воспользоваться старинным рожком, а можно взять пластиковую колбу с заранее отмеренной навеской). Теперь пуля — маленький лоскут ткани кладется на срез ствола, сверху — свинцовый шарик. Пулю нужно пальцем вдавить в ствол, если она идет слишком туго, можно забить деревянным молотком. Протолкнуть шомполом и прибить парой-тройкой легких ударов. Приклад к бедру, ствол в сторону мишеней. Большим пальцем правой руки взвести курок до первого щелчка, нажать на кресало замка, открыть затравочную полку, насыпать пороху, закрыть, слегка ударить ладонью, чтобы плотнее прибить порох к затравочному отверстию. Взвести курок до второго щелчка. Можно стрелять. Жму на спуск, кремень чиркает по кресалу, каменные крошки летят в лицо, тишина — осечка. Еще попытка — снова осечка.
Наверное кремень стерся, — говорит представитель российского отделения Ассоциации дульнозарядного оружия в Международном комитете дульнозарядных ассоциаций Игорь Вербовский, обучающий меня обращаться с репликой французского мушкета образца 1777 года. Кремень рассчитан примерно на 25 выстрелов, и его нужно подтачивать. В итоге выстрелить удалось раза с пятого. Еще пару раз вспыхнувший на затравочной полке порох не поджигал основной заряд, приходилось прочищать затравочное отверстие специальной иглой. После выстрела нужно снова опустить приклад на мысок и продуть ствол. Если нет навыка, весь цикл займет две-три минуты. Считается, что солдаты Фридриха Великого делали до пяти выстрелов в минуту.
Несмотря на угрожающие размеры мушкета, выстрел из него не такой резкий, как из современного дробовика. И отдача напоминает не удар, от которого у неподготовленного стрелка остаются синяки на плече, а скорее толчок. Между вспышкой пороха на затравочной полке и выстрелом проходит около полсекунды — нужно держать оружие неподвижно, чтобы не потерять цель. Поэтому охотиться с кремневым ружьем непросто.
С капсюльным оружием обращаться чуть легче — осечек почти нет, выстрел происходит мгновенно, как при стрельбе из оружия с унитарным патроном. Правда, заталкивать пулю в нарезной ствол (капсюльные ружья, как правило, нарезные) довольно сложно — приходится пользоваться молотком и специальным прибойником.
Дульнозарядное оружие — неотъемлемая часть современной стрелковой культуры. Его используют для развлекательной стрельбы, спорта, охоты, весьма популярной в Европе и США. Во многих странах власти стимулируют охоту с дульнозарядным оружием, уменьшая для его владельцев стоимость охотничьих лицензий, продлевая сроки охоты и т.д.
Современный рынок дульнозарядного оружия делится на две части: антиквариат и современные изделия. Антикварным, по российскому законодательству, считается «огнестрельное, метательное и пневматическое оружие, изготовленное до конца 1899 года» (при условии, что оно не может использовать унитарный патрон), а также холодное оружие, изготовленное до 1945 года. Для приобретения антиквариата лицензии не нужны, но требуется экспертное заключение, подтверждающее, что данный образец действительно антикварный. «Такое оружие можно купить, но стрелять из него нельзя, — пояснил Игорь Вербовский. — Иначе вам грозит статья за незаконное владение оружием. Пока вы не выстрелили — это антиквариат, как только выстрелили — оружие». Кроме того, выстрел из антикварного оружия может привести к его повреждению, а повреждение предмета, представляющего культурную ценность, также может повлечь уголовную ответственность.
Большая часть современного дульнозарядного оружия на рынке — это копии и реплики старинных образцов. Первые изготавливаются по оригиналу либо чертежам антикварных моделей, воспроизводят их внешний вид и устройство. Вторые тоже делаются на основе оригинальных чертежей, но «с творческим варьированием конструкции, внешнего вида или художественной отделки». Мировыми лидерами в этом направлении считаются итальянцы — компании Davide Pedersoli & C, Uberti, F.lli Pietta, Armi Sport (входит в группу Chiappa Firearms). Их дульнозарядный ассортимент составляют многочисленные реплики кремневых и капсюльных ружей и пистолетов (гладкоствольных и нарезных), а также реплики капсюльных револьверов, например Colt Paterson 1836 года или армейский Remington 1858 года.
В России стоимость реплик колеблется в пределах 100-150 тысяч рублей. Примерно за столько же можно купить неплохой антикварный вариант. Вообще, разброс цен на старинное оружие очень большой: капсюльный дуэльный пистолет XIX стоит порядка 30-35 тысяч рублей, нарезное английское ружье времен Крымской войны (их было выпущено около 30 тысяч штук) — порядка 10 тысяч евро.
Некоторые американские оружейники вводят в свои продуктовые линейки дульнозарядные образцы, которые больше напоминают современные «высокоточки», чем старинные мушкеты. Например, дульнозарядки от компании Thompson/Center Arms выполнены в классическом карабинном дизайне со сменными казенниками (в них ставится капсюль-воспламенитель) и ложами из полимеров разной расцветки. Стреляет это оружие вполне современными пулями в пластиковых пыжах-контейнерах. Или новинка другой американской компании — CVA — ружье CVA ACCURA V2-LR калибра .50 (12,7 миллиметра). Комплектуется высокоточным стволом с нитридным покрытием от компании Bergara, оснащено ортопедическим прикладом камуфляжной расцветки и базой для установки оптических прицелов.
Российские охотники и стрелки-спортсмены пользуются в основном копиями и репликами кремневых и капсюльных ружей, а также охотничьими двустволками с капсюльными замками — именно такой ассортимент представлен на полках наших магазинов. На отечественном рынке, как и на мировом, господствуют итальянцы, прежде всего Davide Pedersoli & C и Armi Sport. При подготовке этой статьи на сайтах оружейных магазинов Москвы и Петербурга удалось найти около десятка образцов кремневых и каспюльных мушкетов по цене от 100 тысяч до 170 тысяч рублей, а также несколько двустволок стоимостью от 128 тысяч до 420 тысяч рублей. А вот отечественные оружейники в дульнозарядном сегменте совсем не представлены — маленький по объему рынок не интересен ни крупным госпредприятиям, ни мелким частным компаниям.
Чаще всего дульнозарядные образцы у нас покупают по стандартной лицензии на приобретение гладкоствольного охотничьего оружия. Но полностью функциональный мушкет можно купить и без лицензии. Согласно закону «Об оружии», приобретение длинноствольного одноствольного старинного оружия, а также его копий и реплик не подлежит лицензированию. Предполагается, что в этом случае копии и реплики покупаются не для охоты, а в культурно-образовательных целях. «Davide Pedersoli практически всю линейку своего оружия сертифицировала в двух вариантах: как охотничье оружие и как оружие, применяющееся в культурно-образовательных целях», — пояснил «Ленте.ру» председатель российского отделения Ассоциации дульнозарядного оружия Андрей Шелегов, уточнив, что в отличие от охотника, владелец нелицензионного мушкета (т.е. не имеющий разрешения на хранение и ношение огнестрельного оружия), не сможет стрелять из него.
Еще один интересный законодательный казус — о нем также рассказал Андрей Шелегов. Получив специальную лицензию коллекционера, граждане могут приобретать рабочие реплики короткоствольного дульнозарядного оружия. «Если производитель озаботился сертификатом, то можно идти в МВД, брать разрешение на ввоз, — поясняет собеседник «Ленты.ру». — Это разрешение пересылается производителю оружия, они резервируют конкретный ствол, на него оформляется разрешение на ввоз. Это достаточно сложная, многоступенчатая схема». К примеру, та же Davide Pedersoli сертифицировала для продажи в России в качестве коллекционного реплику револьвера Remington 1858 года. Правда, действие этого сертификата закончилось в 2015 году, и итальянцы не стали продлевать его из-за малого объема продаж.
Рынок действительно невелик, продажи, по разным оценкам, исчисляются единицами, максимум, десятками единиц в год. Так, Ассоциация дульнозарядного оружия, действующая в стране с 2013 года, насчитывает всего около 20 активных членов и примерно столько же сочувствующих. Разумеется, это далеко не все владельцы дульнозарядного оружия, однако общий масштаб ясен. Как правило, речь идет о любителях исторического оружия и стрелках-спортсменах.
Международный комитет дульнозарядных ассоциаций (MLAIC), созданный в 1971 году (в его состав входит и российская Ассоциация дульнозарядного оружия), ежегодно проводит чемпионат Европы по стрельбе из дульнозарядного оружия, и раз в два года — чемпионат мира. В целом это похоже на состязания в современных стрелковых дисциплинах: спортсмену за полчаса надо сделать 13 выстрелов — три пристрелочных и десять зачетных. Из кремневого и капсюльного пистолетов стреляют на 25 метров — на таких же дистанциях работают стрелки-пистолетчики в современных олимпийских дисциплинах.
Из гладкоствольных мушкетов огонь ведется шарообразной пулей, а мишени ставятся на расстоянии 50 и 100 метров — практически предельная дистанция и для охотников с современными гладкоствольными ружьями. В прошлом отделение солдат стреляло из мушкетов с 250 шагов (около 170 метров) в мишень размером 1,4 метра на 1,8 метра. Если четверть пуль попадала в мишень, результат считался хорошим — важна была не точность, а скорость и слаженность. Чтобы научиться стрелять, солдату XVIII века давалось примерно пять тренировочных выстрелов в год.
При состязаниях в стрельбе из нарезных ружей огонь ведется на дистанциях от 100 метров до почти фантастических 900 метров. Для стрельбы используют так называемые пули Минье. Эта коническая свинцовая пуля с полостью в хвостовой части свободно опускается в ствол, а при выстреле пороховые газы «раздувают» полость и пуля плотно входит в нарезы.
Мишени на сто-триста метров по очертаниям выглядят привычно, отличаясь несколько большими размерами. А для дальней стрельбы обычно используется так называемая британская мишень — ее высота 180 сантиметров, а ширина меняется в зависимости от дистанции: на 500 метров — 200 сантиметров, на 900 метров — 300 сантиметров.
Из нарезных образцов середины XIX века стреляли на 900 ярдов. Причем в достаточно странной позе — лежа на спине, с упором ствола на согнутую ногу. Британские оружейники так гордились своими первыми нарезными ружьями, что устроили специальную демонстрацию для королевы Виктории. Оружие было наведено на цель и прочно закреплено в специальном станке, и королева поразила мишень, потянув за шнур, прикрепленный к спуску.