В Базар-Коргонском районе Джалал-Абадской области Киргизии возбуждено уголовное дело в связи с похищением девушки для принуждения ее к браку. Айнуру «выдали замуж» вопреки ее воле, попросту похитили. Вызволить 20-летнюю девушку из брачного плена удалось только благодаря огласке в СМИ. По данным правозащитников, ежегодно в республике крадут 12 тысяч невест. Тысячи подвергаются сексуальному насилию, некоторые совершают самоубийство. Согласно официальной статистике, из трех миллионов женщин страны 150 тысяч побывали в роли похищенных невест. В 2013 году в Киргизии ужесточили наказание за это преступление. Но даже угроза уголовного преследования не останавливает местных женихов. Что их побуждает устраивать свое семейное счастье столь варварским способом, пыталась разобраться «Лента.ру».
Двадцатилетнюю Айнуру похитили с согласия ее матери, пожелавшей выдать дочь за разведенного сына своих знакомых. Когда девушка воспротивилась этим планам, было решено умыкнуть ее по обычаю «ала качуу», что в переводе с киргизского означает «хватай и беги». Спастись из плена Айнуре помогла ее взрослая подруга из соседнего Казахстана.
«Мама сказала: "Дочь, встреться, присмотрись. Если понравится он тебе — выйдешь замуж, а нет — так нет". В день знакомства меня украли. Была брачная ночь. Когда молдо (мулла) спросил, согласна ли я, стоящие рядом родственницы начали щипать меня. Что было делать? Я согласилась», — рассказывает Айнура. Через три дня ей удалось раздобыть телефон, и она позвонила своей знакомой Айгуль Аблаевой, живущей в Казахстане. «Я сказала, что теперь у меня только два пути: развестись или наложить на себя руки», — вспоминает девушка. При этом она даже не смогла назвать адрес своего нового места жительства.
Вызволить Айнуру из брачного плена удалось только после вмешательства средств массовой информации, к которым обратилась Аблаева. Журналисты сообщили о происшествии местным правоохранительным органам, и милиционеры разыскали украденную невесту. Айнура боится возвращаться в родительский дом и сейчас живет у друзей. Опасаясь недовольства родни, она говорит, что не имеет ни к кому претензий. «Местью ничего не добьешься, я просто хочу все поскорее забыть», — сказала девушка в милиции. А ее мать заявила стражам порядка, что они разрушили жизнь дочки, вмешавшись в семейные дела, и она намерена подать на них в суд. Кто прав, а кто виноват в этой истории, теперь предстоит разбираться следствию.
Правозащитник Абдуназар Маматисламов считает, что в первую очередь к ответственности следует привлечь родителей девушки. По его словам, такие истории часто не предают огласке, ссылаясь на народные традиции. Поэтому многие молодые люди не видят в умыкании невесты преступления. Дескать, это лишь часть красивого свадебного обряда. «Даже если это традиция, прежде всего нужно думать о судьбе человека. Права, честь и достоинство женщин в Киргизии защищены законом. Если родители против воли дочери продают ее за калым, соглашаясь на "ала качуу", то тут отвечать перед законом должны все», — говорит Маматисламов.
Известный искусствовед и социолог Фаннина Галле утверждала, что похищение невест в Центральной Азии — просто «символическая реликвия». Считается, что «ала качуу» — традиционный киргизский обряд с многовековой историей. Когда-то мужчины похищали достигших брачного возраста девушек из соседних племен, чтобы увеличить свои собственные кланы.
В XVIII-XIX веках кража девушки была единственным способом воссоединения для влюбленных, если они не могли пожениться из-за несогласия родителей или финансовых проблем. Различное социальное положение не позволяло бедному парню жениться на дочери бая: весь семейный род противостоял бы неравному браку. Оставалась только «ала качуу». В случае провала мероприятия общество жестоко карало виновников — похитителей невест забивали камнями до смерти или сбрасывали с минаретов.
Советский этнограф Саул Абрамзон настаивал, что похищение киргизских невест без их согласия не было общепринятым. В своих исследованиях он отмечал, что кража девушки для женитьбы была скорее редкостью. Если у жениха не было денег на калым, он платил небольшую сумму в качестве «первого взноса», а затем договаривался с любимой о похищении. После этого отец жениха должен был посетить отца невесты и попросить прощения за своего сына. Кстати, этот извинительный визит — «алдына тушуу» — практикуется до сих пор. После примирения мать невесты посещала родителей будущего зятя, привозила приданое и благословляла молодых.
Вообще во времена СССР мужчины похищали невест крайне редко. Так утверждал государственный и партийный деятель тех лет, а в начале 90-х — премьер-министр Киргизской республики Апас Джамагулов. Он подчеркивал, что воровство девушки случалось, только если родственники жениха были влиятельными людьми и могли «прикрыть» его. Но даже тогда похищение для брака происходило лишь с согласия невесты.
Теперь кражи невест в Киргизии нередко сопровождаются криминалом. Например, женщин воруют с целью доведения до самоубийства. В Караколе повесились две студентки пединститута из-за того, что их украли и опозорили. Известны также случаи торговли людьми через «ала качуу» — одну девушку помогла украсть ее же подруга, которой выплатили за это приличное вознаграждение. В том же Караколе невесту украли и изнасиловали, чтобы отомстить ее отцу. Еще одну девушку похитили, она осталась жить с нелюбимым человеком, потому что была сиротой, и у них даже родилось трое детей. Но финал все равно оказался трагичным: в конце концов муж зарезал жену, облил бензином и сжег.
Большинство украденных невест смиряются со своей участью. Если же после похищения девушка возвращается в родной дом, соседи и родственники говорят: мол, теперь она «нечистая». На украденную девушку обязательно оказывают психологическое давление родственницы жениха. Они объясняют девушкам, что все так выходили замуж, так положено и если уйдешь, то опозоришь себя и семью.
Обычно это действует. Украденную на юге страны девушку будущий муж изнасиловал, чтобы она от него не ушла. Та все равно его бросила, но потом почувствовала себя «испорченной» и решила, что если когда-нибудь и выйдет замуж, то только за разведенного мужчину либо инвалида, поскольку лучшего она не заслуживает. В итоге вышла замуж за отца троих детей и все равно всю жизнь выслушивала упреки в том, что была не девственницей.
Согласно исследованиям фонда «Открытая линия», в Киргизии невеста — это часть движимого имущества, которое должно приносить доход или другую пользу — рожать детей, вести домашнее хозяйство и обслуживать всех членов семьи жениха. Украденных строптивых девушек сначала уговаривают, расхваливая жениха. Если это не помогает, им угрожают, осыпая проклятиями и самих девушек, и их родственников. Если же девушка продолжает упорствовать, то ее унижают, оскорбляют и применяют методы физического воздействия вплоть до изнасилования.
Умыкание невест больше распространено в сельской местности, или его практикуют юноши из села. Скажем, девушка, родившаяся в ауле, уезжает учиться в город. Но ее похищают и снова увозят в село. Кстати, по статистике, чаще других воруют студенток педагогических или медицинских училищ, живущих в общежитии или на съемной квартире. Согласно проведенному фондом опросу, ровно половина украденных невест никогда не видели своих похитителей раньше.
Немаловажную роль в «ала качуу» играет поведение родственников девушки. Сорок процентов родителей уговаривают свою дочь после похищения остаться в доме жениха, и только треть приезжает, чтобы забрать украденную домой. При этом почти половина девушек заявили, что похищение изменило их жизнь к худшему. Интересно, что, когда мужчинам задавали вопрос о том, почему они воровали невест, чаще всего звучал ответ — «из-за любви с первого взгляда». Многие женихи признавались, что просто боялись быть отвергнутыми.
По некоторым данным, в Киргизии только за сутки совершается 32 кражи невест и шесть изнасилований. Нетрудно подсчитать, что за месяц жертвами «ала качуу» становится около тысячи девушек, а за год — примерно 12 тысяч. Однако до милиции это доходит крайне редко — с начала нынешнего века в республике зарегистрировано меньше 200 уголовных дел по факту принуждения к вступлению в брак. Местные судьи не скрывают, что кража скота для них более существенная проблема, нежели воровство невест. По словам киргизских служителей Фемиды, суду интересны не эмоции, а конкретные заявления. Судебные коллегии собираются исключительно по массовым случаям. И тут цифры говорят сами за себя — на одно заявление по похищению невесты в стране приходится 596 исков о краже скота.