В середине июля в Костромской области в депутаты Госдумы выдвинули кота Бегемота. Однако в местном избиркоме не оценили инициативу земляков и четвероногому в регистрации кандидатом отказали. «Лента.ру» решила выяснить, насколько законным было это решение избирательной комиссии и какие перспективы у котов в российской политике.
«Если говорить серьезно, мы неоднократно видели такого плана события. В Америке есть небольшой город (Рэббит Хэш, штат Кентукки — прим. «Ленты.ру»), мэром которого назначен пес. И собака исполняет обязанности мэра уже много лет. Поэтому почему бы и нет, кот — это совершенно безобидное существо, которое не может сделать ничего плохого», — рассуждает худрук Театра кошек Юрия Куклачева Дмитрий Куклачев.
Он уверен, что если представитель семейства кошачьих «активен, любопытен, открыт к людям — почему бы такого доброго, ласкового, замечательного кота не сделать лицом того или иного населенного пункта или органа власти».
Чтобы дать ответ на этот вопрос, требовалось найти самого пушистого кандидата. И хотя про него написали многие СМИ, сделать это оказалось не так легко. «Лента.ру» начала свои поиски с редакции костромского информационного портала, который первым опубликовал новость о выдвиженце.
Там сообщили, что лично ни с котом, ни с кем-либо из его группы поддержки не встречались, а просто получили пресс-релиз по электронной почте. Но продиктовали номер мобильного телефона «представителя» этой самой «группы поддержки». Номер, увы, не отвечал.
Не сумели «Ленте.ру» помочь и в костромском облизбиркоме, который отказался регистрировать самовыдвинувшееся млекопитающее, — никаких данных о нем там не собирали.
Тогда корреспондент «Ленты.ру» попросил костромских коллег переслать сам пресс-релиз в надежде обнаружить контактные данные. В сообщении, кроме того самого молчащего номера, был указан только его владелец — некий Виталик.
Спустя почти неделю безуспешных звонков таинственный Виталик вдруг ответил. Никаких подробностей он о себе не рассказал, но подтвердил, что представляет группу поддержки кота и оставил адрес, на который можно прислать вопросы кандидату. Вскоре пушистый костромской политик ответил на все вопросы, а «Лента.ру» выяснила, как его планы соотносятся с действующим законодательством и оценками экспертов.
Бегемот: «После отказа избиркома в регистрации кота Бегемота как кандидата в депутаты Государственной Думы РФ мы подали жалобу председателю Центризбиркома Элле Памфиловой.
В жалобе указано, что нам отказали в регистрации не потому, что у кота нет паспорта. Главная причина — серьезная конкуренция остальным баллотирующимся, которых кот наверняка победит. Сейчас кот ждет ответа на свою жалобу».
Согласно закону, чтобы избираться в органы власти, российскому гражданину должно быть не менее 21 года, у него не должно быть второго гражданства или вида на жительство в другой стране, а также неснятой или непогашенной судимости. По всем этим пунктам, по заверениям «группы поддержки» кота Бегемота, он мог бы стать образцовым кандидатом.
Пожалуй, единственное, к чему могли придраться в избирательной комиссии, — это возраст животного. По словам его сторонников, коту исполнилось 14 — то есть до предписанного законом возрастного ценза он не дотягивал. Но в группе поддержки настаивали, что в пересчете на человеческий возраст ему уже перевалило за 60, а верхней возрастной планки для участия в выборах не предусмотрено.
Первый вице-президент Центра политтехнологий Алексей Макаркин обращает внимание на еще один важный законодательный нюанс: «Кот должен лично подписать документ (заявление), связанный с его выдвижением. Оставить отпечаток лапы недостаточно, надо подписать ручкой».
Но в текущей избирательной кампании громких отказов в регистрации самовыдвиженцев пока не было: сообщалось разве что о сложностях с заверением партийных списков. Так или иначе, в десятидневный срок отказ в регистрации самовыдвиженцы могут обжаловать в ЦИК или высшей судебной инстанции своего региона.
Бегемот: «Кандидат стал самым известным костромским котом и одним из самых узнаваемых медийных лиц региона. Поэтому сторонников уже сейчас достаточно, чтобы провести самую успешную предвыборную кампанию.
Это касается и сбора подписей, и финансирования агитационной деятельности. Коту помогут такие же, как и он сам, костромичи — не имеющие счетов в банках и мечтающие о лучшей жизни для себя и для своего города».
Согласно законодательству, кандидат в одномандатном округе обязан собрать для регистрации не менее трех процентов подписей зарегистрированных в нем избирателей. С учетом неизбежного брака и численности избирателей в поддержку кота предстоит собрать около 17,5 тысячи подписей.
Их проверка в избиркоме — еще одно серьезное испытание для претендента. «Я как-то занимался этим и насчитал 83 основания, чтобы подпись признать незаконной», — рассказал глава юрслужбы КПРФ Вадим Соловьев. К примеру, отметил коммунист, случаются проблемы с написанием адреса: требуется именно такое написание, как в паспорте на штампе с пропиской.
«Если расхождения есть — все, снимают. Бывает, пожилые люди пишут фамилию и ошибаются — может, буква одна не так указана. Допустим, в паспорте он Соловьев, без "ё", а тут пишет Соловьёв, с "ё" — тоже подпись считается недействительной. Или члену комиссии может показаться, что, к примеру, три подписи рядом стоят и они выполнены одной рукой», — сетует представитель КПРФ.
Бегемот: «Электорат кота Бегемота — простые костромичи, всю жизнь прожившие здесь. Те люди, которые давно устали от политических игр и хотят улучшения качества своей жизни.
Конечно, среди них больше женщин среднего и старшего возраста, ну а поскольку они в интернете котиков и постят, и лайкают, значит, и за Бегемота охотно пойдут голосовать. В общем, наша электоральная база — огромна и расширяется с каждым днем».
Тем временем политолог Алексей Макаркин полагает, что голосование в одномандатных округах будет прагматичным, поскольку избиратели видят в поддержанных ими выдвиженцах своих защитников, к которым можно обратиться. «Это кандидат, который может пролоббировать для округа что-то хорошее: дорогу отремонтируют, мост построят, завершат строительство медицинского центра», — поясняет политолог. По этому признаку, кот, похоже, не очень подходит, но его соратники заверяли, что он сможет служить средством от стресса — как минимум для коллег-депутатов.
Бегемот: «У кота нет соперников! Он и только он может стать самым лучшим и по-настоящему народным депутатом. Только Бегемот — простой костромич без счетов за рубежом и без связей — знает, что реально нужно сделать для людей».
Между тем в 107-м избирательном округе, к которому отнесены Кострома и область, выдвинуты 13 кандидатов-одномандатников.
Из них в порядке самовыдвижения заявились четверо: безработная костромичка Ирина Шартон, зампред комитета Госдумы по финансовым рынкам от «Справедливой России» Роман Ванчугов, московский пенсионер Николай Пакин и депутат регионального парламента от КПРФ Надежда Шелепова. Еще девять кандидатов выдвинуты партиями.
Хвостатому политику, только начинающему путь к вершинам власти предстоит серьезная борьба в случае допуска к выборам. Обойти стольких соперников, многие из которых имеют богатый опыт ведения предвыборных кампаний, — задача для настоящего бойца. С другой стороны, кто, если не кот?
Бегемот: «Кот — за русских, за бедных, за справедливость, за единство, за Родину! Он против всех политических партий и поддерживает только президента Путина...»