«Введение постоплаты — это, безусловно, шаг вперед»

Забрать машину со штрафстоянки в Москве стало проще

Фото: Сафрон Голиков / «Коммерсантъ»

Что изменится для столичных водителей с введением постоплаты? Насколько это мера своевременна и не приведет ли она к тому, что нарушителей станет больше? C такими вопросами «Лента.ру» обратилась к экспертам, политикам и общественным деятелям.

Забрать машину со штрафстоянки в Москве стало проще: с 24 июля автомобили выдаются владельцам сразу же после того, как были устранены причины их задержания. Заплатить за эвакуацию и хранение транспортного средства можно в 60-дневный срок плюс 10 дней, в течение которых водитель может обжаловать постановление. Если же проштрафившийся автовладелец готов расплатиться сразу, ему полагается 25-процентная скидка. Соответствующее распоряжение мэр Москвы Сергей Собянин подписал 19 июля, а 24 июля оно вступило в силу.

По словам директора Центра исследования транспортных проблем мегаполисов Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ «Высшая школа экономики» Константина Трофименко, «предоплатная» эвакуация в достаточной степени воспитала нарушителей и уже изжила себя: «Эта мера будет очень востребована. Мы видим, что власти гуманизируют отношения с обществом. Какие бы тут ни были причины — выборы или еще что, — это положительно, тем более что репрессивная эвакуация себя уже исчерпала. Злостные нарушители, которые ставили машины на бордюрах и "зебрах", получили по заслугам. И нарушений действительно стало меньше. А люди, которые просто по ошибке оставили машину в неположенном месте, не заслуживают такого сурового обращения».

Введение постоплаты за неправильную парковку избавит автомобилистов, не имеющих при себе необходимой суммы денег, от лишней нервотрепки, считает руководитель Московского центра по борьбе с пробками Александр Шумский: «Это человечно, особенно по отношению к людям из других городов и областей, у которых зачастую нет с собой денег, чтобы заплатить за штрафстоянку сразу. Зачем их мучить, заставляя выискивать средства, бежать куда-то сломя голову? Ведь эвакуация — это не наказание, а мера обеспечения ответственности. Почему постоплату не ввели сразу? Только потому, что не было культуры эвакуации, не было отработанных механизмов оплаты. Сейчас нарушитель все равно заплатит, поэтому можно разрешить ему сделать это позже».

С этим согласен первый вице-президент объединения предпринимателей «Опора России» Павел Сигал: «Введение постоплаты за эвакуацию — это, безусловно, шаг вперед, поскольку требование внесения средств для того, чтобы получить свой автомобиль со штрафной стоянки, является архаичным и ставит многих водителей в крайне затруднительное положение. К примеру, если в подобной ситуации оказывался человек, которого эвакуировали по ошибке, он должен был сначала заплатить, а уже после этого добиваться компенсации в судебном порядке, что неправильно, поскольку должна быть предоставлена возможность оспорить правомерность решения об эвакуации транспортного средства. Кроме того, многие оказываются в ситуации, когда автомобиль нужно быстро забрать, а денег для оплаты у человека просто нет. Получается, что сейчас машина оказывается в залоге без согласия владельца. Единых стандартов в мировой практике на этот счет нет. К примеру, в США процедура существенно отличается в разных штатах: в некоторых случаях машину до оплаты не отпустят, а в некоторых выписывают чек, который нужно оплатить в определенный срок».

Возможность оплатить штраф в 60-дневный срок «гармонизирует» эвакуацию транспорта с другими административными взысканиями. Об этом заявил сопредседатель Межрегиональной общественной организации «Город и транспорт» Александр Морозов: «Мера позитивная — не у каждого всегда есть пять тысяч рублей, чтобы забрать машину. А главное — почему вообще нужно платить сразу? Даже безбилетному пассажиру общественного транспорта полагается отсрочка. Так что теперь все гармонизировалось. А скидка 25 процентов в случае предоплаты говорит о том, что власти готовы идти навстречу людям».

Вице-председатель Движения автомобилистов России Леонид Ольшанский считает принятые поправки запоздавшими и недостаточными: «Эта мера, во-первых, запоздалая. Нужно было вводить что-то подобное, когда мы боролись с московскими эвакуаторами 20 лет назад. Во-вторых, это недостаточная мера. Если говорить о действительно разумном смягчении, нужно смотреть законопроект Ярослава Нилова, который предлагает вообще не трогать неправильно припаркованные машины, если они никому не мешают, и вводит скидку за предоплату в размере 75 процентов».

Пакет поправок, касающихся эвакуации, был принят в июне 2015 года. Один из авторов документа, первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков объяснил инициативу тем, что автовладелец вынужден оплачивать штраф даже в том случае, если он с ним не согласен и намеревается оспорить, а это противоречит законодательству.

Поправки были рассмотрены в первом чтении в июне прошлого года, второе чтение состоялось 20 мая. Мосгордума приняла закон, позволяющий гражданам забирать машины без предварительной оплаты, 13 июля этого года, а с 24 июля он начал действовать в Москве.