Экономика
00:01, 27 июля 2016

Подрезать рубль ФРС США решит судьбу доллара, нефти и российской валюты

Дмитрий Мигунов
Здание ФРС США
Фото: Andrew Harnik / AP

В среду, 27 июля, Федеральная резервная система (ФРС) США объявит о решении по базовой ставке. Глава регулятора Джанет Йеллен с коллегами определят дальнейшую монетарную политику Соединенных Штатов. Ее ужесточение — то есть повышение ставки — приведет к обвалу цен на нефть и падению курса рубля. «Лента.ру» ответила на пять главных вопросов о действиях ФРС.

Что такое базовая ставка ФРС?

Базовая ставка, или ставка по федеральным фондам ФРС, — процент, под который банки предоставляют друг другу беззалоговые кредиты овернайт (то есть на одни сутки) из избыточных резервов. Формально ставка устанавливается на открытом рынке. Но по факту Федрезерв может влиять на ее уровень, устанавливая целевой показатель. Сейчас он равен 0,25-0,50 процента.

Одновременно существует и учетная ставка, по которой ФРС выделяет деньги банкам на сутки непосредственно из собственных средств. Она, как правило, выше базовой (в данный момент — 1 процент). Упоминается учетная ставка гораздо реже просто потому, что она не так «популярна»: финансовые организации рассматривают Федрезерв как кредитора последней надежды и обращаются к нему только в случае крайней необходимости.

Помимо ставок, ФРС располагает еще несколькими инструментами. Так называемое количественное смягчение, например, подразумевает массовую скупку гособлигаций США для накачивания финансовой системы деньгами. Кроме того, в разгар кризиса 2008-2009 годов Федеральная резервная система приобретала корпоративные облигации, чтобы обеспечить компаниям реального сектора доступ к средствам в условиях, когда банки практически перестали их кредитовать.

Как ставка ФРС влияет на мировую экономику?

Для банков, находящихся в системе, возможность быстро занять деньги на короткий срок имеет огромное значение. Если ставка по федеральным фондам низка, то кредитные организации спокойнее распоряжаются имеющимися средствами, активнее раздавая кредиты другим банкам и реальному сектору. Это, с одной стороны, увеличивает экономическую активность, с другой — провоцирует разгон инфляции.

Поэтому ФРС пользуется данным инструментом в зависимости от экономических условий. В случае рецессии, стагнации или слабого роста экономики ставка понижается для стимулирования кредитования и экономики. При нормальной динамике ставка повышается во избежание ускорения повышения цен и перегрева экономики.

Поскольку США — одна из крупнейших экономик мира с колоссальным финансовым рынком, а доллар — главная резервная валюта, то ставка ФРС влияет на всех. Повышение ставки приводит к массовому уходу инвесторов в американские активы, что означает укрепление курса доллара и снижение цен на сырьевые товары.

Текущая ставка низкая или высокая?

Период низких, околонулевых ставок держится без малого уже восемь лет. Скоро вырастет поколение, которое не видело никакой другой финансовой политики американского регулятора. На самом деле, по меркам любой из прошлых эпох, эта ситуация уникальна. До 2008 года ставка лишь однажды — в начале 2000-х годов после массового обвала на биржах, вызванного крахом интернет-компаний, — опускалась до 1 процента, и то ненадолго.

Сейчас в мягкой монетарной политике есть свои резоны. Финансовый кризис 2008 года был одним из тяжелейших в истории, он потряс мировую экономику до основания. Многие банки так до конца и не оправились. Возвращение ставок к нормальным уровням середины 1990-х или 2000-х годов могло бы спровоцировать новую катастрофу.

Даже нынешние сверхнизкие проценты, впрочем, не помогли США выйти на показатели десятилетней давности. С другой стороны, полудепрессивное состояние экономики сдерживает инфляцию, что и позволяет сохранять околонулевые ставки в течение столь долгого времени.

Раньше считалось, что подобная финансовая политика способна надуть финансовые пузыри и тем самым создать условия для нового обвала. Сейчас эта точка зрения подвергается сомнению. ФРС сегодня — первопроходец, изучающий экономическую науку на практике. Исторического прецедента политики нулевых ставок не существует.

Какова вероятность изменения ставки в этот раз?

Весьма невелика. Шанс на повышение ставки на 0,25 процентного пункта или выше не превышает 2,4 процента, указывают фьючерсы. И тому достаточно причин. В первую очередь, состояние американской экономики по-прежнему вызывает беспокойство у финансовых властей. По словам аналитика инвесткомпании Exante Кирилла Кононовича, майский отчет по занятости в США и количеству созданных рабочих мест был провальным.

Старший управляющий по исследованиям и анализу отраслей и рынков капитала Промсвязьбанка Илья Фролов считает, что ставку не повысят до конца года.

«Несмотря на небольшое оживление в экономике США в летние месяцы, мы видим ряд препятствий, которые не позволят ФРС повысить ставку — неоднородное состояние рынка труда, отсутствие выраженных инфляционных рисков, слабость в промышленности», — рассказал он в беседе с «Лентой.ру».

Кроме того, Джанет Йеллен сейчас оглядывается на положение дел в мире. А оно еще дальше от идеального, чем в самих США. «До сих пор неясен возможный вклад Brexit в замедление мировой экономики и нестабильность на рынках (прежде всего развивающихся стран). Повышение ставок в США приведет к оттоку средств из Европы и Великобритании», — объясняет Кононович.

К этому стоит добавить тяжелую ситуацию с плохими долгами в Италии — это новая угроза для еврозоны и Евросоюза. Все это заставляет ФРС быть осторожнее с любыми изменениями в монетарной политике.

Что будет с нефтью и рублем?

Если по итогам нынешнего или следующего, сентябрьского, заседания, ФРС все же повысит ставку, то первым делом усилится доллар. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Что предпочтут инвесторы: получать отрицательную доходность по низкорисковым облигациям (вроде немецких) в Европе или вложить деньги в американские бумаги с таким же уровнем риска и более высокой доходностью (да еще потенциально выиграть за счет подорожания доллара по отношению к евро)? Отсюда повышенный спрос на американскую валюту. В этих условиях стоимость сырьевых активов будет снижаться — спрос на многие из них, включая нефть, остается ограниченным, а предложение — чрезмерным», — отмечает Кирилл Кононович из Exante.

В то же время Илья Фролов из Промсвязьбанка считает, что прямого воздействия на нефтяные цены мы не увидим. На рынке углеводородов основную роль сейчас играют фундаментальные факторы — наращивание добычи и рост буровой активности в США, а также затоваривание нефтепродуктами на ключевых рынках.

В целом Кононович указывает на сильное влияние ставки ФРС на российскую экономику. «По сути, ставка ФРС — это мерило стоимости кредитования по всему миру. Даже в условиях санкций внешние заимствования России и российских корпораций привязаны к общемировому уровню ставок», — комментирует аналитик. Если стоимость кредитования в США вырастет, то увеличится она и для России.

И все же эксперты уверены, что ставку не повысят. Поэтому стоит обратить особое внимание на комментарии ФРС, выпущенные по итогам заседания 27 июля. Их публикация также повлияет на рынок.

«Если комментарии окажутся жесткими и будут указывать на то, что ставка с большой вероятностью вырастет до конца года, то мы можем увидеть волну продаж в высокорисковых активах — к ним относится нефть, а также укрепление доллара на международном валютном рынке. Это приведет к ухудшению отношения инвесторов к российским акциям и рублю», — заключил аналитик группы компаний «Финам» Богдан Зварич.

< Назад в рубрику