Едва появившись, оружие компоновки буллпап стало яблоком раздора среди экспертов. Сторонники видят за ней будущее «стрелковки», противники считают малопригодной для создания военных образцов. За последние годы две страны — Франция и Новая Зеландия — объявили о намерении заменить стоящие на вооружении буллпапы FAMAS и Steyr AUG автоматами традиционной компоновки, что дает повод еще раз рассмотреть перспективы концепции.
Под схемой буллпап понимают стрелковое оружие, в котором магазин, казенная часть ствола и ударно-спусковой механизм (УСМ) находятся позади рукоятки управления огнем. Термин «буллпап», по мнению историка оружия Максима Попенкера, вероятно, происходит от английского bulldog puppy — «щенок бульдога». Оружие такой компоновки получается на 20-25 сантиметров короче традиционных аналогов и выглядит немного «курносым».
На вооружении современных армий штурмовые винтовки/автоматы схемы буллпап появились в 1970-х, но первые образцы создавались еще в начале ХХ века. Попенкер приводит пример некоего англичанина Торнейкрофта (Thorneykroft), который в 1901 году предложил кавалерийский карабин, где магазин с патронами размещался в шейке приклада, а затвор при перезарядке двигался выше гребня приклада. Благодаря этому карабин при стволе в 70 сантиметров имел общую длину чуть меньше метра. Для сравнения: длина штатного кавалерийского карабина Lee Enfield 1894 года с полуметровым стволом составляла 101 сантиметр. Расплатой за необычный дизайн стало уменьшение емкости магазина с 10 до 5 патронов, а также весьма неудобная перезарядка оружия. Карабин Торнейкрофта так и остался экспериментальным образцом, как и прочие модели буллпап первой половины ХХ века.
Начиная с 40-х годов со схемой буллпап активно экспериментировали в США, Европе, СССР. У нас в 1944 году появился экспериментальный автомат Прилуцкого под новый патрон 7,62х39 миллиметров. Англичане в 1951 году не только разработали, но и приняли на вооружение буллпап винтовку ЕМ-2 под патрон 7х43 миллиметра. Проект был свернут под давлением США — американцы добились принятия в армиях НАТО единого патрона 7,62х51. Адаптировать ЕМ-2 под этот мощный боеприпас не удалось.
По-настоящему буллпапы «выстрелили» в конце 70-х. В 1977 году Министерство обороны Австрии приняло на вооружение штурмовую винтовку Steyr AUG (Armee Universal Gewehr) — ее массовый выпуск продолжается до сих пор. Почти одновременно французские военные получили автомат FAMAS F1. Оба образца скомпонованы по схеме буллпап и отличаются необычным футуристическим дизайном, но именно AUG называют автоматом, опередившим свое время.
Австрийцы одними из первых внедрили на армейском оружии модульную конструкцию — винтовка за несколько секунд разбирается на пять основных блоков: пластиковый корпус с пистолетной рукояткой; блок УСМ, почти полностью сделанный из пластика; затворную раму с затвором и ствольную коробку с быстросъемным стволом. Вместо привычной мушки и целика на первых моделях Steyr AUG стоял полуторакратный оптический прицел Swarovski, на поздних версиях его заменили планкой Пикатини. Замена стандартного ствола на более тяжелый и длинный превращала автомат в снайперскую винтовку или легкий пулемет. Хотя некоторые эксперты считают, что ни полноценной «снайперки», ни ручного пулемета из AUG так и не вышло.
Инновационность конструкции, дизайн и хорошие боевые качества обеспечили австрийской винтовке неплохой экспортный потенциал. Сейчас Steyr AUG используется подразделениями более 40 стран и довольно популярен на рынке гражданского оружия.
Французской FAMAS повезло меньше — ее конструкцию с полусвободным затвором эксперты считают не очень удачной, саму винтовку — недостаточно надежной и капризной в отношении боеприпасов. Экспортный потенциал автомата оказался низким, в итоге французы выпустили около 400 тысяч экземпляров FAMAS и в 90-х свернули производство. Сейчас Минобороны Пятой республики планирует заменить FAMAS оружием традиционной компоновки.
Схожая судьба у британской L85 — к середине 80-х англичане все-таки приняли на вооружение штурмовую винтовку в компоновке буллпап. За основу при разработке взяли малораспространенную винтовку AR18 американской компании ArmaLite (создатель AR15/М16). Схема AR18 считается довольно удачной, но у английского автомата сразу вылез целый букет проблем: неточная подача патронов, низкая надежность и ресурс отдельных узлов, большая масса и так называемый задний баланс оружия. В 2000 году немецкая компания Heckler&Koch модернизировала примерно две трети выпущенных к этому времени L85 — они получили название L85А2. Отзывы о применении этого оружия противоречивы, некоторые эксперты считают L85 бесперспективной системой.
Не меньше десятка буллпап-автоматов было создано в СССР в 40-80-х годах. Экспериментальный автомат Коровина, автомат Коробова (ТКБ-408) — последний участвовал в конкурсе на 7,62-миллиметровый автомат для Советской армии, но неудачно.
В начале 60-х Коробов предложил еще два образца: ТКБ-022 и ТКБ-059. ТКБ-022 оказался смелой конструкцией — корпус из пластмассы с металлическими вставками, стреляная гильза выбрасывалась вперед через специальную трубку, затвор перемещался в вертикальной плоскости. При равной длине ствола ТКБ-022 оказался на 11,5 сантиметра короче АКМС со сложенным прикладом. При этом баланс ТКБ-022 был чрезмерно смещен назад, магазин с патронами крепился в самом конце ствольной коробки/приклада. Советских военных автомат не впечатлил.
Конструкция ТКБ-059 была еще смелее и бесперспективнее: трехствольный автомат залпового огня со смещенным импульсом отдачи — первые два или три выстрела происходят прежде, чем затворная группа бьет о заднюю часть ствольной коробки и стрелок ощущает отдачу. Огонь из ТКБ-059 велся либо очередями, либо залпами по три выстрела.
Серия буллпапов появилась на свет в 80-х годах в рамках проекта «Абакан» по поиску оружия на замену автомату Калашникова: автоматы Никонова НА-2 и НА-4, автомат Стечкина, ТКБ-0146 (все со смещенным импульсом отдачи). Как известно, в конкурсе «Абакан» победило оружие традиционной компоновки — автомат Никонова АН-94.
В конце 90-х российские военные получили автоматно-гранатометный комплекс ОЦ-14 «Гроза», но популярности он не снискал.
По сути, единственное достоинство буллпапа — его компактность, возможность иметь полноценный автомат с размерами пистолета-пулемета. Недостатков у схемы значительно больше, хотя многие из них спорны. Главная претензия — выброс гильз непосредственно у лица стрелка, что мешает стрелять с левой руки. Проблема решается либо выводом стреляных гильз вперед/вниз (FN2000), либо установкой у окна выбрасывателя специального отбойника/гильзоулавливателя. Эти детали популярны в качестве тюнинга к гражданским версиям Steyr AUG. Но само расположение патронника непосредственно у лица стрелка является фактором риска, ведь при взрыве патрона — такое редко, но случается — риск получить травму или увечье значительно больше.
Еще один сомнительный аргумент против буллпапа — неудобство перезарядки. Пользователи буллпап-систем утверждают, что сменить магазин без отрыва оружия от плеча или в положении лежа легче, чем на системах традиционной компоновки.
Эргономика буллпапов с их длинным нерегулируемым прикладом и «задним» балансом может стать проблемой для стрелков невысокого роста или с короткими руками. Вообще, регулируемый приклад, позволяющий подогнать оружие под конкретного бойца с учетом его анатомии, одежды и снаряжения, — один из главных трендов в развитии индивидуального стрелкового оружия. Буллпап эту возможность исключает. Возможно, поэтому оружие этой схемы не так популярно у бойцов спецподразделений, особенно тех, кому приходится часто применять свои навыки на практике. Так, американцы предпочитают оружие с коротким стволом и худшей баллистикой, но максимально удобной эргономикой. Российские силовики тоже используют автоматы и пистолеты-пулеметы традиционной компоновки. Зато силовые структуры небольших невоюющих стран — Малайзия, Сингапур, Тунис — часто берут на вооружение «модные» буллпапы в качестве элемента престижа.
Кстати, весьма показательно, что винтовки схемы буллпап почти не используются участниками соревнований по практической стрельбе, где очень ценится эргономика оружия.
Среди крупнейших армий мира активно внедряет схему буллпап Китай. В начале 80-х компания NORINCO представила автомат Type 86s, по сути — неказистый буллпап-вариант автомата Калашникова. Сегодня КНР вооружает своих солдат более изящными QBZ 95 и QBZ 97, в конструкции которых прослеживается влияние винтовки Драгунова.
Тему буллпапа развивает Австралия: здесь на вооружении — клон австрийской Steyr AUG под названием Thales EF88/F90.
Израиль в 2004 году начал перевооружать своих солдат автоматами буллпап TAR21 Tavor (цифра 21 в названии указывала на то, что это оружие нового века). Это оружие сейчас активно продвигается на военном и гражданском рынках. Так, известный американский стрелок Джерри Микулек один из своих рекордов по скоростной стрельбе установил именно с израильским автоматом. Тюнингованный Tavor использовался в съемках сериала «Голодные игры».
На рубеже веков оружейники всего мира выпустили новые версии винтовок буллпап, которые позиционировались как оружие XXI века: бельгийский FN2000, сингапурский SAR-21, южноафриканский Vektor CR-21. Их общая черта — широкое применение пластика в конструкции, футуристический дизайн, использование интегрированных оптических или коллиматорных прицелов. Зато внутреннее устройство могло быть вполне традиционным. Так, Vektor CR-21 — не что иное, как упакованная в пластиковый корпус винтовка R4 (лицензионная копия израильской Galil, сделанной на основе советского АК).
Кстати, в начале XXI века было немало попыток «обулпапить» автомат Калашникова. Коммерческие компании и конструкторские бюро создавали буллпап-комплекты для армейских и гражданских версий АК. Простейшие варианты предполагали крепление на крышке ствольной коробки специального затыльника, установку на ней подкладки под щеку, модернизацию УСМ и прицельных приспособлений. В более сложных вариантах ствольная коробка и ствол АК упаковывались в составной пластиковый или алюминиевый корпус. Как правило, такие системы напрочь исключали быструю разборку оружия.