Спорт
14:52, 28 июля 2016

«Отстранение или бойкот — тупик в развитии спорта» Председатель общественной комиссии ОКР по антидопингу об актуальных вопросах

Екатерина Бушуева
Виталий Смирнов
Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

Президент России Владимир Путин 22 июля обратился к Олимпийскому комитету России (ОКР) с инициативой о создании специальной организации по борьбе с допингом, в которую должны войти как российские, так и зарубежные спортивные эксперты. В сжатые сроки была создана независимая общественная комиссия ОКР по антидопингу. Председателем организации 25 июля был избран почетный член МОК, почетный президент ОКР Виталий Смирнов. На пресс-конференции, состоявшейся в четверг, 28 июля, новый спаситель российских спортсменов рассказал о проблемах отечественной антидопинговой системы и беспрецедентном наказании российских атлетов, а также пояснил цели и задачи новой организации.

«Лента.ру»: В чем заключаются основные задачи общественной комиссии?

Смирнов: Прежде всего, комиссия — независимая, мы исключаем влияние на нее государственных структур. Спорт должен быть «чистым» и честным. Все должно быть прозрачно. В последние годы была построена антидопинговая система, которая дала сбой. Теперь наша главная задача — подготовить программы по антидопингу и вернуть доверие МОК. Мы считаем, что главная проблема в том, что здоровьем спортсмена и вопросами допинга занимаются разные ведомства. Антидопинговую политику необходимо передать Минздраву, нужно объединить усилия. Мы готовы выстроить абсолютно прозрачную систему в нашей стране при условии, что подобные системы будут созданы и в других странах. Призываем помнить главную идею олимпизма: «Установление мира между спортсменами».

Как вы прокомментируете нашумевший доклад Ричарда Макларена?

У меня за плечами 27 Олимпиад. Я хорошо знаю, как травмируют спортсменов постоянные проверки. Однако ко всем атлетам должны применяться одинаковые правила. Что касается инцидента с россиянами и их недопуска к Олимпиаде — это исключительные меры. В докладе Макларена отсутствуют списки, и в ближайшее время мы выясним, чем руководствовался автор этого доклада. Я планирую участвовать в сессии МОК, где в числе прочих обсудим и этот вопрос.

Виталий Мутко заявил, что комиссия проанализирует доклад Макларена и примет соответствующие меры...

Наша комиссия не имеет полномочий кого-либо наказывать. Наша задача — изучить сложившуюся ситуацию.

Как вы считаете, на российский спорт действительно оказывается давление?

Мы оказались в таком положении, когда в отношении наших атлетов принимаются беспрецедентные меры. Конечно, тот факт, что наша сборная едет в таком усеченном составе, вызывает сожаление. Сейчас для наших спортсменов действительно главное не победа, а участие. Хотя, безусловно, мы очень рады решению МОК допустить российскую сборную к Олимпиаде, потому что отстранение или бойкот — это тупик в развитии олимпийского движения.

Насколько справедливо, что «чистые» российские спортсмены не едут на Олимпиаду, а их зарубежные коллеги, имеющие за своим плечами грешки, уже в Рио?

Это подход неправильный. Первое правило олимпийского движения: все спортсмены равны. Принцип равенства должен быть в основе спорта.

Тем не менее в WADА на данный момент нет российского представителя.

Это происходит по нашей вине. Мы сдали свои позиции, потеряли представительство в самых массовых федерациях: плавании и легкой атлетике. В свое время нашу страну представлял Вячеслав Фетисов. Я хорошо знаю, какую роль играет представитель той или иной страны. Нам надо делать все, чтобы продвигать своих. У нас много специалистов — членов МОК. У нас очень мало женщин. Традиционно девушки выигрывали больше призов, чем мужчины, но затем на работу функционеров они не идут, к сожалению.

Что нужно поменять в борьбе с допингом в нашей стране?

За многие годы советской и российской истории спорта ни один спортсмен-олимпиец не был замешан в скандалах с допингом. Первый случай был зафиксирован в 2002 году на зимней Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити. Тем не менее — не мы одни. Я сейчас не хочу перечислять страны и имена зарубежных спортсменов, которые тоже были пойманы на допинге, но вспомните Олимпиаду 1988 года в Сеуле и скандалы в легкой атлетике, громкие случаи в Сиднее в 2000 году. Не с нас это все началось! Кто в этом виноват? Мы обязаны в этом разобраться. Народ обеспокоен — в России миллионы болельщиков, которые обожают спорт. Будем работать, что нам еще остается.

Очевидно, что доверие к российской антидопинговой системе уже утрачено. Что нужно сделать, чтобы его вернуть?

Я бы не стал утверждать, что доверие к спортсменам утрачено. Очень важно сейчас восстановить систему внутренних соревнований и международных. Раньше, например, проводились прекрасные матчи между российскими и английскими атлетами.

Зарубежные СМИ утверждают, что российские власти прикрывают спортсменов, зная о нарушениях. Что вы планируете делать, чтобы разрушить этот стереотип?

Без вашей помощи это сделать невозможно. Не только футболом единым жив российский спорт, есть и другие виды спорта. На них надо обращать внимание. На наш взгляд, например, было бы здорово наладить дотации для российских СМИ, чтобы они освещали спортивные состязания не только по футболу. Что касается бесконечных заявлений в иностранных СМИ — я вас уверяю, что в России нет государственной политики поддержки допинга.

В последние дни часто звучат слова о политическом давлении на WADА. Почему в Москве считают, что политика влияет на олимпийское движение?

Спорт часто помогал международной разрядке. Я был организатором московских Игр, которые бойкотировали американцы — я эту позицию считаю ошибкой. Кстати, и президент США, который предложил бойкотировать Олимпиаду-80, тоже признал со временем свою ошибку. Многие страны последовали нашему примеру в 1984 году, когда мы не поехали на Олимпиаду. Это тоже большая ошибка. Достаточно примеров того, как спорт попадал в политические сети. Нельзя политизировать спорт.

Кто будет финансировать деятельность независимой комиссии ОКР?

Мы не будем просить денег из госбюджета. Надеемся на дотацию МОК.

Кто вошел в состав комиссии?

В состав независимой комиссии ОКР вошли авторитетные общественные и спортивные деятели, эксперты в области медицины и юриспруденции: ректор МГЮА Виктор Блажеев, ректор МГИМО Анатолий Торкунов, президент Федерации фигурного катания России Александр Горшков, президент Национальной федерации бадминтона Сергей Шахрай, почетный президент РФС Вячеслав Колосков, президент Единой Лиги ВТБ Сергей Кущенко, президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев, президент Параолимпийского комитета России Владимир Лукин, прославленные олимпийские чемпионы Вячеслав Фетисов, Александр Попов, Ирина Роднина и генеральный директор Первого канала Константин Эрнст. В дальнейшем мы планируем привлечь к деятельности комиссии зарубежных экспертов и представителей WADA.

< Назад в рубрику