Россия
00:01, 30 июля 2016

Челюстно-городская хирургия Каким станет Новый Арбат после завершения масштабной реконструкции

Анастасия Чеповская

В свое время Новый Арбат (тогда еще проспект Калинина) получил у москвичей не самое лестное прозвище — «вставная челюсть столицы». Строгие ряды одинаковых высоток действительно производили впечатление чего-то инородного в ландшафте исторического центра. Но шли годы, в Москве появлялись новые современные объекты, и в какой-то момент Новый Арбат стал таким же узнаваемым и привычным символом столицы, как Останкинская телебашня или восстановленный храм Христа Спасителя. Но в скором времени Новый Арбат преобразится: масштабная реконструкция улицы подходит к концу. По ее итогам один из главных городских проспектов превратится в улицу-сад. «Лента.ру» выяснила, что уже сделано и какие еще преобразования ждут Новый Арбат в ходе реализации городского проекта «Моя улица».

Тротуары расширились, коммуникации ушли под землю, подсветка обновилась, став более уютной. Большинство работ по обновлению Нового Арбата уже закончены, остались последние и, возможно, самые важные штрихи — высадка деревьев. Прогуляться по совершенно новому Новому Арбату можно будет уже осенью.

Зеленый бульвар

В первую очередь Новый Арбат — связующее звено между центром столицы и одной из ключевых вылетных магистралей — Кутузовским проспектом. Именно поэтому значительная часть улицы исторически принадлежала автомобилистам. Однако реконструкция сместила акценты в пользу пешеходов. Тротуары на южной стороне улицы расширились на полтора метра благодаря сужению проезжей части, при этом число полос для движения транспорта осталось прежним, они просто стали уже.

Сегодня об этом не все помнят, но изначально Новый Арбат был вполне себе зеленым: практически по всей его длине росли деревья. К сожалению, со временем на месте большинства растений появились парковки. Потерю каждого дерева горожанин воспринимает крайне болезненно, тем приятнее было узнать, что улица снова станет зеленой.

Судя по происходящему на Арбате, работы там завершены примерно на 75 процентов. Дело за малым: кроме озеленения остались декоративные работы и дорожная разметка. Шумная и оживленная улица превратится в итоге в место комфортного отдыха, почти городской парк, которых так не хватает в центре. На южной стороне Арбата появится аллея, а на северной уже оборудовали компактные площадки для отдыха.

Проект благоустройства разработан немецким бюро Topotek 1, архитектурным бюро «Цимайло, Ляшенко и партнеры» и КБ «Стрелка». «Проанализировав мнение жителей и гостей улицы, рассмотрев на ее функциональные особенности, мы поняли, что это, по сути, две улицы с разным характером, разделенные интенсивной проезжей частью, — рассказала «Ленте.ру» директор проектов КБ «Стрелка» Александра Сытникова. — Четная сторона — это жилые дома с небольшими площадями. Там мы выбрали плитку теплых оттенков, поработали с этими площадями и планируем высадить клены вдоль проезжей части, чтобы отделить пешеходов от потока машин. Противоположная сторона улицы — активная и торговая. Там в основном люди, приезжающие погулять и пройтись по магазинам».

Парковки останутся, но парковочные места будут собраны в небольшие секции, размещенные в проемах между деревьями. Возможно, общее количество машино-мест немного сократится, но такой ход позволит избежать нагромождения машин, как это бывает у торговых центров. А еще улица будет безбарьерной — переулки, выходящие на Новый Арбат, не будут отделять от тротуаров бордюрами. Оставшиеся от прежних времен деревья, по словам Сытниковой, сохранят — вокруг них выстроят высокие борты с поверхностью, удобной для сидения.

Новый смысл

Понятно, что деревья и плитка не изменят главного: как ни крути, а Новый Арбат с его однообразными высотками не перестанет быть «вставной челюстью». С этим пока ничего не поделать, но можно сделать так, чтобы прохожие просто не обращали на них внимания, чтобы им было чем заняться и на что посмотреть кроме бетонных многоэтажек.

Архитекторы постарались не только стилистически преобразить Новый Арбат, но и сохранить его функциональность. «Не секрет, что в последние десятилетия Новый Арбат представлял из себя рваную, разрозненную городскую среду. Нашей главной задачей было создать единое пространство, имеющее собственную атмосферу в разных его частях», — поясняет архитектор Николай Ляшенко, участвовавший в проекте реконструкции.

На время проведения праздников и фестивалей места для автомобилей будут трансформироваться в дополнительные площадки для мероприятий. Машины в это время придется ставить где-то еще. Впрочем, это все равно лучше, чем перекрывать ради ярмарки проезжую часть, как это бывает в некоторых московских районах. Парковки покрыли гранитом, контрастирующим по цвету и фактуре с пешеходной зоной. Хорошее решение, чтобы зонировать пространство в безбарьерной среде. Для воспитанного водителя этого достаточно, чтобы понимать, куда именно ставить машину, а для хама и бордюр не помеха...

Плитку по обе стороны улицы выложили различными рисунками. На южной — замостили пестрым серым, а на более спокойной северной — теплыми красноватыми тонами. Это немного странно, учитывая, что северная сторона и без того чаще освещена солнцем, и теплые тона больше подошли бы южной (тенистой) стороне. Но архитекторы, видимо, исходили из того, что Москва — не самый солнечный город, и этот фактор не имеет большого значения. Приятно было узнать, что гранитную плитку, выложенную в прошлые годы, сохранили и переложили в отдельные секции. Не то чтобы она была очень красива, просто очень уж неприятно видеть, как выбрасывают хорошие вещи.

Одно из нововведений — трехсотметровая скамейка, которая станет самой длинной в Москве. Гигантская лавка, разделенная на две секции по 150 метров, монтируется между домами 19 и 21. Сиденья из долговечной термообработанной древесины — двусторонние, разделены между собой спинкой. Система освещения также претерпела обновление — вдоль всей улицы поставили энергосберегающие светильники. Они ниже прежних и создают очень приятную, почти камерную атмосферу. К ним в компанию так и просятся небольшие уличные кафе…

Пространство действительно стало более приятным глазу — видимо, из-за того, что все провода спрятаны под землю, а над головой стало меньше всякого визуального мусора. «Убрали растяжки, рекламу. Это очень большая часть невидимой работы. И хотя снятие кабеля и прокладка его под землей — изменение малозаметное, но оно очень трудозатратное», — пояснил архитектор КБ «Стрелка» Дмитрий Столбовой.

В КБ отмечают, что проект благоустройства Нового Арбата во многом уникален — аналогов ему нет в мировой практике. Об этом говорят и иностранные архитекторы, приглашенные в качестве консультантов. Основная особенность его в том, что Новый Арбат — очень широкая улица, в Европе таких практически нет. А редкие исключения вроде Елисейских полей в Париже многие годы сохраняют свой исторический облик и никакого масштабного благоустройства не предполагают.

Здесь прежний дух…

В столичной мэрии считают, что при благоустройстве Нового Арбата главное — чтобы улица не потеряла свой прежний дух. В то же время архитекторы постарались придать ей вид современной торговой улицы.

«Не думаю, что Новый Арбат превратился в пародию на модернистскую утопию из-за того, что стал торговой улицей. Такое, увы, происходило со многими местами — и, может быть, качество шопинга там становится хуже, чем мы ожидаем», — утверждает директор бюро Topotek 1 Лоренц Декслер. Новый Арбат был изначально торговой улицей, добавляет он, другое дело — каким было качество торговых пространств. «Когда появляется хорошее привлекательное общественное пространство, куда все хотят ходить и где приятно находиться, там появляются хорошие магазины», — уверен Декслер.

В первую очередь, по словам архитектора, Новый Арбат — это грандиозный бульвар с озеленением: «Это было заложено в оригинальной идее 1960-х, и мы решили вернуть к жизни этот дух большого бульвара и широкого пространства».

Еще одной фишкой Нового Арбата может стать его связь со Старым. Архитекторы попытались подчеркнуть это, используя плитку в качестве навигации. «Со стороны Нового Арбата будет сделана навигация мощением, чтобы люди видели места связи. Проходя по достаточно однородному пространству Нового Арбата, можно заметить учащение пульса цветовой раскладки. Соответственно, в этих местах и есть проход на Арбат, связь со Старым городом», — отмечает Николай Ляшенко. Не самое очевидное решение, но интересное.

Что же заставило городские власти пойти на столь радикальные перемены? По мнению замглавы департамента капитального ремонта Москвы Петра Туркина, прежнее состояние Нового Арбата не отвечало требованиям современного мегаполиса: «Надо понимать, что Новый Арбат — одна из главных пешеходных и торговых улиц столицы. А она на всей своей протяженности была разделена на какие-то сегменты, тротуары находились на разном уровне. Это, в свою очередь, создавало трудности для установки летних кафе, а также делало затруднительным проведение массовых мероприятий и фестивалей». По словам замглавы департамента, концепция улицы разрабатывалась таким образом, чтобы получился единый архитектурный ансамбль.

«После реконструкции Нового Арбата в городе появится рекреационное пространство, которое позволит горожанам проводить больше времени на улицах и привлечет гостей столицы. Это тоже один из элементов, помогающих развивать Москву как центр притяжения туристов», — резюмировал Туркин.

Основные строительные и подземные работы уже завершены. В департаменте капитального строительства рассказали, что к осени рабочие нанесут разметку на проезжей части, оборудуют парковочные места и установят шлагбаумы. После этого начнется высадка деревьев. Она закончится к ноябрю. Закончили бы и раньше, но некоторые виды растений можно пересаживать только осенью. Зато уже в следующем году москвичи смогут прогуляться в тени новоарбатских кленов.

< Назад в рубрику