Спорт
16:19, 1 августа 2016

«Нойштедтер испортил атмосферу в сборной» Эдуард Мор — о проблемах сборной России и перспективах отечественного футбола

Беседовала Мария Соснина
Роман Нойштедтер (в центре)
Фото: Владимир Песня / РИА Новости

Бывший защитник «Спартака» и сборной Эдуард Мор дал обстоятельное интервью «Ленте.ру», рассказав, почему опять начал болеть за красно-белых, вспомнив, как пострадал из-за лимита на легионеров, и объяснив, почему братья Березуцкие для сборной — это хорошо, а Роман Нойштедтер — не очень.

«Лента.ру»: Однажды вы сказали, что не смотрите матчи «Спартака», чтобы не расстраиваться. Когда главным тренером клуба стал Дмитрий Аленичев, ваше отношение к команде изменилось?

Эдуард Мор: В минувшем сезоне я старался не пропустить ни одного матча, все-таки поиграл в одной команде и с Титовым, и с Аленичевым. Сейчас очень переживаю за обоих и хочу, чтобы у них все получилось.

По словам Леонида Федуна, пятое место для «Спартака» по итогам сезона — позор. Вы согласны?

Нет, если говорить о той ситуации, в которой оказался «Спартак». Основная проблема — отсутствие карт-бланша у Аленичева на покупку футболистов. Ему сказали: вот тебе состав — работай. Кого взял «Спартак» за сезон? В первое трансферное окно только Зе Луиша. Зимой в авральном порядке Мельгарехо, который сидел в запасе. Я уверен, что Аленичев хотел другого усиления. Сложно работать, когда в команде нет конкуренции и выбрать по сути не из кого. «Спартак» сильно лихорадило. Ладно хоть концовку выдали хорошую, но ожидания были другими.

Говорят, Аленичев, получив предложение от «Спартака», так обрадовался работе своей мечты, что подписал контракт, ничего особо не требуя.

Здесь дело не в этом. На условиях Аленичева его бы не сделали главным тренером. Поэтому он не смог свои пожелания по игрокам озвучить. На мой взгляд, Федун не горел желанием назначать Аленичева главным тренером «Спартака» и был против его кандидатуры. Это видно по тем интервью, что он дает, и по тому, как он отошел от команды, когда Аленичева поставили. Думаю, на Федуна оказали давление.

Кто?

Без подробностей. Скажу лишь, что надавили, чтобы гендиректором «Спартака» был Родионов, а тренером — Аленичев. Федун пошел на уступки, но деньги на трансферы давать перестал. А без этого команду построить невозможно.

Как вы оцениваете Аленичева-тренера?

Я верю, что с его приходом у «Спартака» появился шанс. И это не только мое мнение, так многие ветераны думают. Но еще раз подчеркну: для того сложного комбинационного футбола, в который хочет играть «Спартак», нужны соответствующие исполнители. Объясню на примере «Барселоны». Зимой она обыграла дома «Севилью» в кубковом матче со счетом 7:0. Через неделю на ответный матч «Барса» отправила второй состав — из тех первых одиннадцати на поле вышел только Ракитич. И что мы увидели? Каталонцы не могли даже центр поля перейти. Технический брак, неточные передачи, никакого обострения. Еле сыграли вничью 1:1 и в целом выглядели бездарно. Отсутствие на поле нескольких классных футболистов сразу сказывается на рисунке игры. Так же и в «Спартаке», которому впереди нужен не один условный Промес, а пять Промесов. В прошлом сезоне лепить команду было просто не из кого.

Как думаете, почему из тренерского штаба убрали Дмитрия Ананко?

Кто-то же должен был ответить за пятое место. Ананко, грубо говоря, руководству клуба пришлось пожертвовать. Тем более что игрой в обороне «Спартак» действительно не впечатлял.

Курбан Бердыев все же не стал главным тренером «Спартака». Вы рады?

Я очень уважаю Бердыева, это один из лучших тренеров в нашей стране. Но по менталитету игры он не для «Спартака», как ни крути. От красно-белых ждут красивого футбола. Я не думаю, что в клубе кто-то обрадуется, если команда закроется сзади и будет играть на 1:0. Счастья это никому не принесет.

Кто из футболистов сборной больше всех разочаровал вас на прошедшем Евро?

Кокорин сыграл очень слабо. В центральной зоне неубедительно выглядели Нойштедтер и Головин. Вместо Романа на чемпионат Европы лучше бы взяли опытного Кержакова.

Почему не получилось у Нойштедтера?

Он неплохой игрок, но переоцененный. Во Франции он ничего не показал. Наоборот, от него исходило очень много технического брака даже в простых передачах. Не зря же Нойштедтер покинул «Шальке» на правах свободного агента. Разве много мы знаем игроков до 30 лет, у которых бы заканчивался контракт, а их не переподписывали и не продавали? Такого почти не бывает. А Роман доиграл сезон в Бундеслиге, и его со спокойной душой отпустили бесплатно. Это уже о многом говорит.

То есть приглашать в сборную его не стоило?

У меня есть подозрение, что из-за Нойштедтера в команде могла испортиться атмосфера. Давайте представим: вот сборная, в которой люди сто лет друг друга знают. Они бились-бились, что-то не получалось, но в итоге вышли на Евро. Проделали большой путь, заслужили путевку. И тут натурализуют Нойштедтера, человека, который далеко не Месси, и он занимает чье-то место. Ну ладно, Бундеслига, может, даже хорошо. Но наступает тренировочный процесс, и что видят футболисты? Что Нойштедтер ничем их не лучше. Зато вокруг него сумасшедший ажиотаж. Все о нем говорят, собирают ради него пресс-конференцию. А остальные просто не понимают, что происходит, почему его ставят в состав? Что он такого умеет, чего не умеют они? Я и сам играл в сборной, такие вещи сильно влияют на атмосферу в коллективе. Повышенное внимание к футболисту, который его не заслужил своей игрой, может сильно раздражать и даже вызвать разлад. Это лишь мое предположение, но я в этом почти не сомневаюсь.

Братья Березуцкие и Игнашевич играют за сборную целую вечность, и их просто некем заменить. У вас, игравшего на той же позиции, есть этому объяснение?

Конечно, это ненормально, и можно сколько угодно по этому поводу сокрушаться, но смысла нет — лучше защитников в российском чемпионате все равно не найти. Я считаю, на Евро они выжали себя на 100 процентов и даже больше. В таком возрасте тянуть на себе команду очень сложно. В средней линии были проблемы, и тому же Игнашевичу приходилось не только в обороне действовать, но еще и атаки начинать. А Березуцкий делал такие вещи, которые не делает обычно в ЦСКА, — выполнял функции диспетчера.

Почему игра нашей сборной на Евро выглядела так примитивно? Дело в футболистах? В тренере?

Проблема номер один — у нас нет исполнителей, которые могут идти вперед, обострять игру. Для этого надо креативно мыслить и технично выполнять точные длинные передачи в одно касание. В центре поля какая-то беда. Там нет никого, кроме Широкова и Дзагоева. Алан же Евро вообще пропустил. Я с ностальгией вспоминаю 90-е, когда креатив в сборной буквально зашкаливал, и думающих игроков в ней было пруд пруди — Шалимов, Аленичев, Мостовой, Титов, Корнеев, Хохлов. Все поиграли в топ-клубах Европы.

Основная ошибка Слуцкого?

Просчет в физподготовке. Было видно, что футболисты не бежали — им не хватало резкости, скорости. Я не верю, что ребята не хотели. Думаю, по самоотдаче к ним не должно быть претензий. Опытный Слуцкий прекрасно знает, как подготовить футболистов к сезону за короткий срок. Но одно дело готовить в клубе отдохнувших после отпуска ребят, совсем другое — в сборной после долгого сезона. Парней нужно было вывести на пик формы, но в итоге их перегрузили. По своему опыту знаю, что если человек недогружен, то ему можно давить на морально-волевые качества. За примером далеко ходить не надо. Вспомните датчан, которые в 1992 году выиграли чемпионат Европы, приехав на него буквально с пляжа. Если игрок перегружен, то с ним уже ничего не сделаешь, он просто не побежит.

В 1999 году вы в составе российской сборной играли с исландцами. Тогда они еще не были такими свирепыми бородачами?

Бородачами, может, и были, но играли так себе. Мы очень спокойно забили им три мяча. Помню, после той встречи вернулся домой и даже выходного не дали. Сказали: «Ну, подумаешь, исландцы. Разве это команда?»

Вы сторонник или противник лимита на легионеров в российском футболе?

В свое время я очень сильно пострадал из-за лимита, когда его не было. Я тогда играл в «Сатурне». В команде было 18 легионеров, и я просто лишился места в составе. Тем не менее, если конкуренция в команде честная, то лимит не нужен. Основной смысл — остановить поток в Россию средних футболистов. Очень велико искушение тратить госденьги на некачественных игроков. Уверен, ЦСКА лимит не нужен, потому что в этом клубе люди за каждую копейку отвечают. Но есть другие примеры — «Зенит», «Локомотив»...

Вы много ездите по России. Знаете, что происходит в детских футбольных школах?

Сейчас очень большой наплыв желающих заниматься футболом. При этом у нас по-прежнему крайне мало хороших школ, их можно пересчитать по пальцам. Относительно недавно появился «Краснодар», но у него проблема — местным воспитанникам не с кем играть постоянно. В зоне досягаемости, куда на автобусе дети могут доехать, только Ростов. Чтобы сыграть против сильных соперников, нужно отправляться в Москву. Знаете, какая зарплата у детских тренеров в регионах? Когда у меня еще не было своей футбольной академии, то я пытался устроиться в футбольную школу во Владимире. Мне предложили оклад в 10 тысяч рублей. Во время поездок часто общаюсь с людьми — везде такие же смехотворные суммы.

Сейчас популярна теория, согласно которой наши футболисты играют так серо и неизобретательно из-за того, что им запрещали обводить, обострять и вообще долго водиться с мячом в школах. Зато учили не рисковать и отдавать пас ближнему. Согласны?

Есть тренеры, которые просят играть проще. Это первая проблема. Вторая — и тренеры, и родители часто полагают: если дети выиграли матч, то они молодцы. Но это абсурд. Результаты матчей в детском футболе не имеют вообще никакого значения. Это прекрасно понимают в Европе. Какая разница, как сыграли 12-летние дети? Гораздо важнее, какие навыки в этой игре они получили и чему научились. Мне повезло, мой первый тренер все время говорил: неважно, с каким счетом закончился матч, главное, чтобы ты попал в команду мастеров. Это и есть единственный критерий успешности школы — количество выпускников, ставших мастерами.

Назовите российских футболистов, которые прямо сейчас были бы востребованы в Европе.

Только один — Олег Шатов.

А остальные?

Остальные расслабились и получают деньги. И виноваты в этом не игроки, а те, кто создал им такие условия. Расскажу историю. Когда я в 2006 году заканчивал карьеру в московском «Торпедо», знаменитая сборная Игоря Колыванова выиграла молодежный чемпионат Европы. В дубле «Торпедо» из той команды были пять человек, и после Евро их взяли в основу. Команда у нас тогда была очень хорошая, опытная: Панов, Евсеев, Ромащенко, Соломатин, а в воротах — Бородин. И вот мы видим, что эти дети, которые еще толком нигде не играли, разговаривают с нами чуть ли не сверху вниз. И агенты им напевают, что на них вся ставка и их сейчас за хорошие деньги продадут. Тренировались эти ребята кое-как, вообще не напрягались. Их было не заставить даже мячи принести и ворота подвинуть. Тренеры относились к ним так, как будто они были в инкубаторе. В таких условиях ни один молодой футболист не заиграет. Вот они и не заиграли. И я вижу, что сегодня мы теряем поколение за поколением по аналогичным причинам.

< Назад в рубрику