Этим летом в Калужской области молодые педагоги, отобранные для уникальной программы «Учитель для России», проходят интенсивный курс погружения в профессию. Цель проекта — направить наиболее одаренных и жаждущих изменить мир к лучшему молодых людей в обычные региональные школы. А главной его частью стала «Территория лета» — бесплатный городской лагерь для детей Белоусова и Обнинска, который произвел настоящую революцию в сознании ребят и навсегда изменил их отношение к школе и образованию в целом. «Лента.ру» побывала на месте событий, чтобы оценить новый подход к обучению школьников и подготовке школьных учителей.
Белоусово — маленький городок в Жуковском районе Калужской области с полувековой историей, чуть менее девяти тысяч человек населения. Мощный узел газопроводов и компрессорная станция, перегоняющая голубое топливо в сторону Санкт-Петербурга, Брянска, Москвы, Ельца не дает ему захиреть.
Работает Дом культуры, несколько лет назад построили большой физкультурно-оздоровительный комплекс «Факел», а вот в социальной сфере здесь сложилась весьма непростая ситуация из-за обилия приезжих, есть проблемы и с наркоманией.
«У нас очень много ребят, прибывающих из-за границы: Молдавии, Украины, Узбекистана, Таджикистана. Примерно 50 процентов. И мы очень стараемся, чтобы не было этнических конфликтов», — рассказала «Ленте.ру» директор городской школы № 2 Татьяна Харитонова. Естественно, живут они разрозненными группами, есть сложности в языковых, культурных отличиях.
Школа здесь, и как во всех российских регионах, живет по сложившемуся давным-давно порядку, согласно известному календарю: от Дня знаний до Дня Победы. Незыблемость формы образования, как и самих бетонных стен здания, с висящими на них портретами и плакатами, работает как заправское пугало для местной ребятни. Так было до «Территории лета».
В пятницу, 29 июля, белоусовская школа превратилась в площадку городского фестиваля. Во дворе громкая музыка, познавательные игры, конкурсы для детей и взрослых. Возле входа — место для сбора групп, желающих пройтись с экскурсией по классам и коридорам, претерпевшим изменения за те несколько недель, на которые они были отданы на «растерзание» отряду прибывших сюда молодых педагогов — участников проекта «Учитель для России» — и их подопечным. В качестве гидов выступают сами юные преподаватели.
В холле на входе — фотовыставка. Под потолком натянуты веревки, на которых «сушатся» распечатанные на бумаге снимки, сделанные детьми. Яркие кадры, запечатлевшие лучшие моменты летнего лагеря, висят на прищепках и составляют праздничные гирлянды.
В другом коридоре стоит большой стол с круглыми сладкими печеньями для всех гостей фестиваля, в которые завернуты бумажки с пожеланиями. Над дверью в кабинет за этим столом — табличка «Открытые лекции ТED». Ниже портреты юных лекторов и темы: «Типичное Белоусово», «Великие мыслители в социальных сетях», «Настольный теннис: как это работает». Лекции проходят точно по расписанию и занимают от пяти до десяти минут. Затем следуют ответы на вопросы.
Рядом кабинет «Мультитория». Здесь можно поучаствовать в трудоемком, но занимательном процессе создания мультфильмов.
Следующий зал — «Химическая тусовка»: дети посредством танцев изучают взаимодействие тех или иных элементов таблицы Менделеева.
В коридоре второго этажа идет игра «Средневековый коммерсант». Три стола — три поселка, в которых «купцы» устанавливают разные цены на товары. Задача, как в монополии, разбогатеть, еще важно не попасть в руки бегающему с картонным топором пирату.
Дальше — целая картонная баррикада с большим проходом-дырой посередине и надписью «Парк детского периода». Из-за нее слышны звуки гитар: в комнате субкультур, где окна заклеены черным полиэтиленом, устраивает концерты местная рок-группа.
Полная темнота также царит в кабинете, отданном «Театру теней». «Я когда туда зашла, долго не могла узнать голос мальчика, читавшего текст постановки. Оказалось, что один из наших приезжих ребят. Он раньше с большим трудом говорил по-русски и потому старался вообще больше молчать», — говорит директор Татьяна Харитонова.
Внимание привлекает обилие картона и разнообразие форм его применения: арки, сидения, стенды, сцены, фальш-стены, ширмы, познавательные экспонаты и многое другое. Удивительно, как может преображать пространство этот гибкий и дешевый материал — бывшая упаковка для холодильников и стиральных машин стала хранилищем и формой выражения для мыслей и идей.
Здесь перечислены лишь примеры представленных в Белоусове и Обнинске проектов, реализованных на «Территории лета». Многие из них родились по инициативе самих учеников. Эти дети получили возможность высказаться и поэкспериментировать там, где раньше было принято «сидеть смирно и отвечать верно».
Во внутреннем дворе белоусовской школы стоит огромная (снова картонная) карта России. Создавали ее учителя и дети вместе, стараясь соблюсти необходимые пропорции. Руководил процессом новоиспеченный учитель географии. На фестивале создатели карты раздавали гостям флажки, чтобы отмечать места, откуда они родом.
«Где-то ребятам захотелось проявить фантазию, и мы им это позволили. Вот здесь, левее Байкала, очень напрашивалось море, и оно, видите, здесь появилось», — рассказывает Кристина — молодой учитель английского. В сентябре она выйдет работать в одну из школ Обнинска.
На «Территории лета» это была не единственная карта. Другая, с замками из пластилина, была «слеплена» в обнинской школе. Это карта Руси. Автор проекта, молодой педагог Дмитрий с большой не по годам бородой, — с помощью этой карты каким-то образом рассказывал детям о древнерусской литературе. А еще Дмитрий опирался на интерес подростков к сериалу «Игра престолов», показывая примеры того, что в отечественной истории встречались сюжеты куда круче.
Фестиваль проектов стал ярким итогом работы летнего образовательного лагеря. В течение трех недель дети ходили на необычные по форме, но насыщенные по содержанию занятия к молодым учителям.
«Учитель для России» — это масштабная программа по подготовке одаренных специалистов, распределению их в школы и поддержке на местах. Выпускники элитных вузов, многие из которых имеют за плечами стобалльные результаты по ЕГЭ, отправляются в сельские районы. Возникают ассоциации со знаменитым «хождением в народ» конца XIX столетия.
Но главное, что в проекте участвуют не только молодые выпускники педвузов, но и опытные специалисты из других гуманитарных областей, решившиеся в корне изменить свою жизнь, переехать из столицы в глушь и заняться будущим своей страны.
«Я хочу изменить мир. Серьезно. Пускай не глобально, а здесь, в Обнинске, куда я переезжаю из Москвы», — говорит Дарья. Она будет преподавать русский язык и литературу. До этого семь лет работала психологом. На «Территории лета» в обнинской школе она представила созданный совместно с учениками проект «Я знаю» — о том, что дети знают и понимают больше, чем думают их родители.
Проект «Учитель для России» поддерживает благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».
«Мы делаем акцент на проактивной позиции учащегося в образовании, на стремлении учителя раскрыть потенциал каждого ученика, когда обучение строится вокруг решения реальных жизненных проблем и вызовов, а не только вокруг академических предметов», — отмечает исполнительный директор фонда Юлия Чечет.
«Учитель для России» без мощной спонсорской и организационной помощи Сбербанка мог остаться только на бумаге. Банк оплачивает работу коучеров, психологов, методистов, работающих с участниками программы. В этом году банк арендует санаторий «Вятичи», на базе которого функционирует пятинедельный Летний институт для участников проекта и ежемесячно доплачивает 35 тысяч тем, кто вышел работать в школу и должен платить за аренду жилья.
«Цель этой стипендии — в том, чтобы наши ребята не брали слишком большую нагрузку по часам, старались работать на качество, а не на количество», — рассказала «Ленте.ру» директор Летнего института Ольга Фогельсон.
В этом году к программе «Учитель для России» подключились власти Калужской области. Благодаря им количество участников проекта увеличилось в три раза: с 40 до 120 человек.
«Москва выполняет для нас роль пылесоса, выкачивая лучших наших выпускников, лучшие кадры. А проект "Учитель для России" предполагает обратный процесс. Его поддерживает губернатор области, и весь год он был приоритетным для меня как отраслевого министра. Скажу также, что как педагог я испытал большое удовольствие от участия в проекте», — рассказал «Ленте.ру» министр образования Калужской области Александр Аникеев.
По словам министра, молодым учителям необходимо отказаться от практики слепого воспроизведения той модели преподавания, которую они видели у себя в школе.
Проект запустила группа социальных предпринимателей — выпускников СПбГУ — в марте 2015 года, при поддержке Сбербанка и ВШЭ. Программа охватила уже несколько регионов: Воронежскую, Тамбовскую, Калужскую, Московскую области. Местные власти оказывают содействие на своем уровне.
Попасть в число участников довольно сложно, нужно пройти многоступенчатый отбор. В нынешнем году конкурс составлял двадцать человек на место. Только избранные получили приглашение в Летний институт, где проходят занятия по множеству дисциплин, в том числе театральному мастерству, медитации и пластике. А «Территория лета» позволяет участникам проекта погрузиться в школьную жизнь.
Конечно, молодых педагогов учат и нормативно-правовым аспектам учительской работы. В сентябре они придут в школы Воронежской, Калужской, Тамбовской и Московской областей и начнут заочную подготовку в ВШЭ.
Чтобы в ходе рутинной работы у молодых людей не отпало желание изменить мир, с ними в течение учебного года продолжат работать персональные коучеры, будут и периодические встречи с другими участниками проекта. Те участники, кто в проекте второй год, становятся наставниками для первогодок.
Для работы с трудными детьми и хулиганами учителя осваивают искусство лидерства с точки зрения эмоционального интеллекта, знакомятся с новыми и уникальными методиками преподавания, типологией личности Майерс-Бриггс и другими интересными практиками.
«Обычный школьный летний лагерь мы открываем для присмотра за детьми. Во-вторую очередь — для того, чтобы чему-то научить, задействовать, занять. И все равно это больше развлечение. А здесь уклон в пользу того, чтобы научить через активные действия. Дети же сами все делают», — рассказал «Ленте.ру» директор школы № 2 города Обнинска Алексей Гераськин. — Это тяжело для педагогов, но это совершенно другой темп жизни. Несмотря на то что на "Территории лета" звонки были как бы между уроками, в одном из буклетов для местных жителей было написано так: "Приглашаем в нашу нешколу на наши неуроки у наших неучителей". Вот новый образ школы, который сложился в голове у ребят».
По словам Гераськина, успеху проекта помогла небольшая разница в возрасте ученика и учителя: «Они общались на равных, и многих наших учеников будто разморозили, раскрыли». «Территория лета», уверен директор, показала, какой школу хотят видеть дети.
«Это похоже на революцию, которая произошла в свое время в коммерции, — объясняет он, — когда у нас появились клиентоориентированные структуры. Здесь происходит то же самое. Об этом много раз уже говорилось — ученик в школе главный, и так далее. А по сути только сейчас мы увидели, что это такое. До того мы пробовали, искали разные подходы, но очень часто они разбивались о «трудных» детей, тех, кто якобы не способен учиться. А здесь дали каждому ребенку попробовать, понять, выбрать что-то свое интересное и через это выйти на другие сферы».
Ученики на «Территории лета» ежедневно выбирали для себя два обязательных и одно факультативное занятие. Под красивой и нестандартной оберткой им передали значительный объем знаний, который пригодится в наступающем учебном году. А для тех, кто совсем не хотел учиться, в Белоусове и Обнинске создали группы «Но», где ребят вовлекали в работу по известному принципу «каши из топора».
«Невозможно проводить так каждое занятие, но можно параллельно осваивать программу и готовить какие-то проекты. На изучение клетки по биологии, к примеру, нужно четыре урока. В лагере же ребята превратили один из кабинетов в такую "живую клетку" изнутри. И все! Буквально за семь минут там наша же ученица рассказывает то, что следует изучить по данной теме за все эти занятия», — заключил Гераськин.
У директора обнинской школы теперь появилась идея проводить каждые пару месяцев неделю таких вот «неуроков». «Просто снимем расписание. Сами занятия никуда не пропадут, но изменятся их названия и форма подачи материала. Это очень сложно, но коллектив из десяти ребят — участников проекта, которые придут работать в эту школу с сентября, смогут побудить к этому других учителей».