Среда обитания
09:45, 3 августа 2016

«Убить можно любой район» Какие улицы Москвы захватит «бирюлевская саранча» после закрытия Патриарших

Елена Логинова
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Недавний скандал, учиненный жителями района Патриарших прудов — одного из самых известных в Москве мест скопления отдыхающих, кого-то возмутил, кого-то насмешил. Сочувствовали местным не так, чтобы очень — в некоторых других районах «тусят» не меньше. Где они, модные места столицы, в которых шумно и днем и ночью? Как выбрать квартиру, которой не страшны развлечения московской богемы?

В лучших традициях

Район Патриарших прудов на прошлой неделе не обсудил только ленивый. Впрочем, и до скандала он давно и заслуженно занимал статус «лидера тусовок», отмечает Екатерина Румянцева, председатель совета директоров Kalinka Group. Средняя стоимость квадратного метра жилья на Патриках составляет 1,3 миллиона рублей. «Район привлекает своим блеском и респектабельностью как состоятельных людей среднего возраста, так и "золотую молодежь". Здесь работают более 30 кафе и баров, еще порядка 15 заведений должны открыться на Патриарших в ближайшее время, — говорит эксперт. — И на протяжении нескольких лет жители, насколько я могу судить, регулярно жаловались на шумные вечеринки по ночам. Перекур с бокалом под окнами жилых домов подчас превращается в веселье огромной толпы, численность которой порой может достигать пары сотен людей».

Сейчас проблему частично решили запретом на работу заведений после 23 часов, но в других районах богемная жизнь бьет ключом. Да и вообще, как напоминает Тимур Сайфутдинов, генеральный директор компании Point Estate, тусовочные места в Москве появились гораздо раньше, чем сложилась скандальная ситуация на Патриарших. Самое известное — это, конечно, Арбат, где после открытия пешеходной зоны — еще в 1960-х — стали собираться музыканты и художники. Да и каждый первый турист считал и считает своим долгом пройтись по Арбату. Правда, последнее время и здесь стало тише — уличной богеме запрещают петь и рисовать. И все-таки, по словам Екатерины Румянцевой, на Арбате владелец квартиры должен быть готов к тому, что элитная атмосфера и ощущение исключительного комфорта заканчиваются при выходе из дома: суетливые толпы туристов, перемешанные с людьми без определенного места жительства, доставляют немало неудобств.

Всегда людно в окрестностях Большой Дмитровки, которая в последние годы превратилась в сложившийся фешенебельный район. Здесь сконцентрировано множество привлекательных для тусовки объектов: начиная от четырех лучших театральных площадок города (включая Большой театр), корнеров ЦУМа, бутиков «Петровского пассажа» и Столешникова переулка, Московского музея современного искусства и заканчивая ночными клубами. «К давно любимым заведениям, как, например, "Молоко", где оживленно и утром, и после полуночи, прибавились новые, концептуальные. Хорошая авторская кухня от любимого московской публикой Влада Мухина в гастропабе "Техникум" — отличное место для ланча. В соседнем "Воронеже" у Раппопорта вкуснейшие бургеры. В пешей доступности достаточно атмосферных мест: Nobu, Bolshoi, Brasserie Мост, Les Artists, видовой О2 на крыше The Ritz-Carlton с современной перуанской кухней и "Dr. Живаго" с новой русской», — перечисляет Александра Голубева, руководитель отдела продаж ГК INSIGMA.

Активная жизнь горожан сейчас без преувеличения сосредоточена в центре города, и власти всячески этому содействуют. Руководитель отдела продаж департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Илья Прогоннов обращает внимание на то, что и Тверская, и Кузнецкий мост, и Пятницкая, и Арбат, и Камергерский переулок, как и другие исторические улицы, застроены кафе и ресторанами и всегда полны людьми, даже в будние дни. Наполняемость бесконечных уличных кафе объяснить можно довольно демократичными ценами. В том же самом Камергерском переулке дорогих ресторанов практически нет — в основном там отдыхают обычные люди со средним достатком. Эти территории — как магнит для туристов, коренных же москвичей в этих районах остается все меньше: обычных продуктовых магазинов, рынков, как и мест, где можно спокойно гулять с детьми, здесь практически нет.

Миграция тусовщиков

Как это всегда и бывает, столичные тусовщики непостоянны в своих предпочтениях — какие-то площадки выходят из моды, уступая место другим. Например, по словам Ильи Прогоннова, Болотная площадь (сквер Репина) не так давно был излюбленным местом неформальной молодежи, но эту тусовку постепенно «выживают» — в этом году там высажены клумбы, расставлены ярмарочные домики, а круглосуточно курсирующая охрана обеспечивает порядок — фаерщики и эмо исчезли, а иностранцев стало больше…

Появились в последние годы и новые территории притяжения — такие, как «Стрелка» (бывший «Красный Октябрь») и Саввинская набережная, на которой расположено много ночных клубов во главе с «Сохо». Кстати, там нет жилых домов, поэтому и конфликтов с жителями не возникает.

Как говорит Тимур Сайфутдинов, самая новая и модная точка — Ильинский сквер (между Лубянским и Китайгородским проездом), напротив клуба «Китайский летчик Джао Да». Именно там ловят покемонов. «Оказывается, покемоны активнее "генерятся" в тех местах, где много желающих их поймать», — делится эксперт.

Но если нашествие ловцов покемонов — явление, скорее, стихийное, то возникновение некоторых очагов «новой культуры» спровоцировано самими девелоперами.

«Вообще, я бы, скорее, говорил не о тусовочных районах, а о тусовочных проектах, – говорит Сайфутдинов. — Несколько лет назад, когда началось развитие крупных проектов в центре города (как правило, это было освоение бывших промышленных зон), появилось понятие "креативный кластер". Это комплексы, в которых люди и живут, и работают, и проводят свободное время. Самый большой опыт создания таких тусовочных проектов, на мой взгляд, у компании KR Properties. И один из самых ярких — "Даниловская мануфактура". "Креативные кластеры" привлекают молодую образованную аудиторию, занятую интеллектуальным трудом, которая может позволить себе недвижимость в этом комплексе. Такие проекты создают новую инфраструктуру внутри, а также облагораживают существующую инфраструктуру ближайшего района. И, соответственно, привлекают определенный круг обеспеченных людей».

Илья Прогоннов отмечает уникальную атмосферу, которая царит в парке искусств «МУЗЕОН» возле Центрального дома художника на Крымском валу. Там сделаны дорожки для велосипедистов, расставлены удобные лавки, работает ярмарка мастеров, спиртные напитки не продаются, что привлекает семьи с детьми и приверженцев ЗОЖ, так что многие гуляющие здесь даже не доходят для излюбленного места городских тусовок — ЦПКИО, который, впрочем, летом все равно полон людьми.

Деньги любят тишину

Жилье в «богемных» локациях, как правило, стоит дорого. По данным Ильи Менжунова, директора департамента элитной недвижимости компании «Метриум Групп», помимо вторичного фонда, в историческом центре Москвы можно найти два типа жилья: новостройки и реконструированные здания. В новостройках без отделки средняя цена квадратного метра составляет около 20 тысяч долларов за квадратный метр, а в реконструированном здании с отделкой и мебелью «квадрат» стоит примерно 11 тысяч долларов. Такая разница в ценах вызвана тем, что в новостройках, в отличие от реконструированных домов, есть паркинги, лифты и другие системы, которые невозможно создать в устаревших зданиях.

Естественно, купив жилье за большие деньги, люди не готовы терпеть неудобства. Но они есть. Илья Менжунов называет три главных недостатка «богемных» районов. Первый — это, безусловно, шум. «Жители целую ночь могут слышать разговоры и смех, шум автомобилей, музыку. Поэтому семейные покупатели элитной недвижимости, как правило, обходят "тусовочные" районы стороной. Они предпочитают покупать жилье на Остоженке и в Хамовниках, где увеселительных заведений существенно меньше, а по вечерам в переулках не встретить ни души. Однако и цена квадратного метра там в среднем выше — 25-30 тысяч долларов за метр», — поясняет эксперт.

Второй минус — проблема машиномест. Значительная часть зданий в историческом центре относятся к XIX — середине XX века, когда никаких паркингов не планировали. Соответственно, реальной сложностью для жителей этих районов становится элементарная парковка автомобиля. Иногда машину приходится оставлять в соседних дворах или даже кварталах.

Третий минус — дефицит природы. Из-за плотной застройки в центральных районах мало растительности, мало газонов и водоемов. Улочки узкие и не очень зеленые. Есть и обратная сторона медали: шум компенсируется обилием инфраструктуры высшего класса (начиная от социальной и заканчивая развлекательной); по узким улочкам всегда можно быстро попасть на Бульварное или Садовое кольцо, а также на основные магистрали, ведущие из центра на окраину Москвы; а благодаря большому числу правительственных учреждений в центральных районах всегда можно чувствовать себя в безопасности — здесь лучше всего следят за порядком на дорогах и улицах.

Никуда, никуда нельзя укрыться нам?

Впрочем, даже в самых тусовочных местах можно найти способы оградить себя от уличной суеты. Илья Менжунов советует: «В шумных районах предпочтительнее приобретать квартиры с видом во двор. В некоторых домах в центре двор закрыт не только для проезда людей, но и для прохода посторонних. Второй способ — приобрести квартиру на верхних этажах, где шум с улицы не так слышен. Однако домов выше шести этажей в старых районах не так много, а цены на "верхние" квартиры на 20-25 процентов выше».

Александра Голубева отмечает, что даже если дом находится на оживленной улице в центре, камерность для собственников реально создать за счет правильной планировки квартир. Окна спален и приватных зон в домах, отвечающих характеристикам сегмента высокой стоимости, выходят во двор. Кроме того, многих жителей центра спасает огороженная придомовая территория.

Как считает Тимур Сайфутдинов, наличие шумной тусовки, клубов, кафе и ресторанов на улице, где стоят жилые дома (как случилось на Патриарших прудах), хоть и отпугивает покупателей, но пока не стало тенденцией, способной повлиять на ценообразование. «Тусовку на Патриарших остановили очень быстро — она резко активизировалась всего пару месяцев назад, и за это время если кто-то из клиентов и отказался от покупки квартиры, то это были единичные случаи. А чтобы возник тренд к снижению цен, такие отказы должны исчисляться десятками. "Убить", конечно, можно любой район, но для этого должно пройти довольно длительное время», — резюмирует эксперт.

< Назад в рубрику