Путешествия
00:16, 7 августа 2016

Крым: туда и обратно Как попасть на полуостров

Илья Крамник
Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости

Возросшая популярность Крыма оборачивается для отдыхающих обратной стороной: дешевые билеты на самолет заканчиваются задолго до того, как большинство граждан успевают спланировать отпуск. Из-за невозможности железнодорожного транзита через территорию Украины альтернативой самолету становится автомобиль.

Туда

Поездка в Крым на обычной машине B/C-класса вполне доступна любому нормальному водителю, вопрос в планировании маршрута и отдыха. Идеально, если водителей в машине двое: это сильно облегчает путешествие. Дополнительно его облегчат всякие приятные мелочи типа сумки-холодильника с небольшим запасом еды, смартфона с программой, отслеживающей дорожные камеры, и транспондера T-pass, позволяющего проезжать пункты взимания платы на трассе с минимальными задержками.

Но если без вышеперечисленного можно обойтись, то без билетов на паром через Керченский пролив, которые можно приобрести на сайте Gosparom.ru, лучше не обходиться: покупка билетов на месте серьезно увеличит время ожидания, поскольку билеты продаются на определенные тайм-слоты. Как показывает практика, оптимальный промежуток для едущих из Москвы — от 15:00 до 21:00 дня, следующего за выездом.

С этим набором (кроме транспондера, о котором забыли) корреспондент «Ленты.ру» с семьей тронулся в путь утром 16 июля из ближнего Подмосковья, выехав на пересечение МКАД и трассы М4 примерно в 5:30. Это позволило проскочить ближайшие к Москве пункты оплаты практически без очередей, даже несмотря на отсутствие транспондера, однако очереди в Тульской и Воронежской области увеличили продолжительность пути примерно на час.

Маршрут пролегал по М4 через Воронеж на Ростов-на-Дону, который был основной целью первого дня пути, — мотель для ночлега мы бронировали в Батайске, ближайшем пригороде Ростова. В том случае, если бы в первый день удалось проехать дальше, резервным вариантом ночлега был Тимашевск в Краснодарском крае, но выполнить программу-максимум не удалось.

Главным препятствием стали пробки в Воронежской области, возникающие незадолго до Лосево и продолжающиеся с перерывами почти до Богучара на еще не расширенных (или только расширяющихся) участках трассы. Объехать часть этих пробок по районным трассам через Бобров и Бутурлиновку вполне возможно — районные дороги в Воронежской области куда лучше, чем в Московской, но это личный выбор каждого, и не факт, что в итоге удастся сэкономить время.

Нам не удалось, хотя ехали мы больше, чем стояли, и в итоге в Батайск попали в третьем часу ночи — более чем через 21 час после выезда, который был назначен, пожалуй, на слишком позднее время. Следует понимать, что участники пробок, весьма значительную долю которых составляют машины туристов из центральных областей России, трогаются примерно в одно и то же время, и если вы стартуете хотя бы на сорок минут раньше и сохраните этот отрыв в пути, то стоять в Воронежской области во второй половине дня вам придется куда меньше. Гнать без остановки при этом не стоит — другим участникам движения точно так же требуется и заправка, и отдых, и перерыв на обед, так что смысла в подвигах на трассе просто нет.

Второй день был куда проще: выехали в девять утра из Батайска и проложили маршрут не по основной трассе через Краснодар, а через станицы, ближе к побережью Азовского моря. Особо не торопясь, в порт Кавказ мы доехали к 16:30. Здесь сильно выручили электронные билеты, благодаря которым мы попали на паром, несмотря на загруженную стоянку, уже через полтора часа. Покупавшим билеты на месте везло не всегда, некоторые уехали на тот берег только в десятом часу вечера.

Паром, впрочем, в тот день не отличался особой торопливостью: прежде чем отправиться в путь, почти час на борту искали «зайцев», обнаружив расхождение между количеством сданных билетов и прошедших на борт пассажиров, так что из порта Крым на западном берегу Керченского пролива нам удалось выехать только около восьми вечера.

Дороги Крыма

Они разные. Но трасса Керчь — Феодосия в некоторых местах способна напугать даже жителей заштатных городков и поселков Тверской и Московской областей, а как на ней себя чувствуют кубанцы с их почти идеальными трассами — сказать сложно. В районе Феодосии движение встает наглухо из-за ремонта. Навигатору, предлагающему объезд к северу от основной дороги, верить можно, но осторожно. Если у вас полноприводный автомобиль, поездка по грунтовке вдоль железнодорожной ветки Керчь — Джанкой и Северокрымского канала станет просто интересным приключением. Впрочем, VW Jetta на поверку оказался крепче, чем представлялось, и пережил «стиральную доску» грунтовки без потерь. Наградой стали неожиданные встречи на ночной полузаброшенной трассе с местной живностью — от котят и щенков до сов и ежиков и живописные развалины по сторонам. Нотку неожиданности добавил старый МАЗ-сеновоз, плывший в густой пыли и языках тумана без задних огней — внезапное появление этого дорожного призрака в свете фар добавило адреналина.

Обратно на трассу Феодосия — Симферополь мы вернулись через Журавки и Первомайское у Старого Крыма и без приключений добрались до цели, которой в нашем случае была Кача.

Поездка на автомобиле в Крым сама по себе дает дополнительный бонус в виде повышенной мобильности на месте: тратиться на такси не придется. Этим бонусом мы воспользовались по полной программе, намотав за 14 дней отдыха около 1200 километров — от «пятиминутных» заездов на местный рынок до путешествия с охватом большей части курортной зоны Крыма — сначала на восток через Симферополь до Морского, с преодолением знаменитой трассы Белогорск — Приветное с изрядным куском горной грунтовки, а затем обратно — на запад вдоль ЮБК, с посещением Никитского ботанического сада под Ялтой и Севастополя.

В эти дни Крым навещал Дмитрий Медведев, при этом сообщалось, что премьер специально планировал обсуждение местных дорожных проблем. Проблемы определенно есть. Некоторые участки выглядят так, будто их не ремонтировали с тех времен, когда крымские дороги вредительски портил немецкий полководец Манштейн, а на иных покрытие времен императора Траяна явно снял Мамай при отступлении в Феодосию после поражения от Дмитрия Донского. Впрочем, работы ведутся: многие отрезки становились лучше прямо в то короткое время, что мы были на полуострове.

Обратно

Обратный путь, для которого мы также заранее обзавелись билетами на паром, на сей раз на отрезок 11-17:00 с учетом более короткой дороги до пролива от Качи, чем от Ростова, оказался куда проще. Старт в пять утра из Качи позволил проскочить феодосийский отрезок до формирования пробки в восточном направлении и оказаться в порту Крым к 10 часам утра. Встречный поток с полуострова на Тамань пока куда менее «полноводен»: до середины августа народ в основном едет на полуостров, а не обратно, поэтому в порту Кавказ мы оказались уже через час, а к семи часам вечера достигли Батайска тем же путем, что и по дороге «туда».

Ехать дальше, несмотря на относительно раннее время, мы не стали, решили стартовать на Москву пораньше — часа в четыре утра. Эта тактика себя полностью оправдала: путь до МКАД занял 12 с небольшим часов, из них 11 с копейками чистых ходовых, а средняя скорость составила 93 километра в час — в полтора раза больше, чем по пути на юг. МКАД и Рязанка вечером третьего августа стали в итоге самым загруженным отрезком пути домой.

Чего не надо делать

Гнать. Оставляя в стороне рассуждения о том, что нарушать ПДД — плохо, это просто а) дорого — камер достаточно много, б) неэффективно — нередко те из пролетевших по трассе со скоростью 140-150 машин, что были поприметнее, обнаруживались спустя несколько часов рядом, в той же пробке — короткие скоростные отрезки плохо работают на длинной дистанции, в) опасно. ДТП встречались чаще, чем хотелось бы, в том числе два смертельных на обратном пути.

Что надо делать

Получать удовольствие. В Крым на машине — это приключение родом из детства. Возможность быстро добраться самому до интересных мест — а их десятки и сотни в стороне от основных транспортных артерий полуострова — стоит того, чтобы ею воспользоваться. Хорошего отдыха!

< Назад в рубрику