Когда российские спортсмены с боем прорывались на Олимпиаду в Рио-де-Жанейро, четверо москвичей вышли из бразильской тюрьмы на свободу под крупный залог. Под стражей они провели месяц. Местная полиция подозревает их в финансовых махинациях. Бразильские власти приступили к расследованию после того, как с миллионами венесуэльских боливаров была задержана третья группа россиян за этот год. О приключениях москвичей в стране, где много не только обезьян, узнала «Лента.ру».
22 июня в городе Манаус, штат Амазония, Бразилия, были арестованы двое граждан РФ — Любовь Казаринова и Артур Шаров. Первого июля под стражу взяли и их друзей Артемия Семеновского и Михаила Билько. Все вышли на свободу 3 августа под залог в 3.5 тысячи евро за каждого. Сейчас россияне находятся в местном отеле и ожидают суда.
Подробности сообщил на своей странице в Facebook Артемий Семеновский сразу после выхода из тюрьмы.
«Ранним утром, за семь часов до моего самолета, когда я еще спал, в номер ворвалось вооруженное до зубов спецподразделение полиции. Положили на пол, надели наручники, провели обыск и, забрав все ценное, отвезли на допрос. Сутки в одиночке, потом двое — в приемнике-распределителе и больше месяца в тюрьме. Никаких обвинений не предъявлено, нарушений закона не обнаружено, поэтому после внесения залога (3500 EUR за каждого) меня и трех моих товарищей собираются держать в Бразилии под подпиской около года, а то и несколько лет или всю жизнь (вдруг в чем-нибудь признаемся) — срок ограничения свободы для невиновных тут не ограничен. Официальный повод — находившиеся у нас в номере задекларированные 14 000 долларов (моего друга) в иностранной валюте, что позволяет нас подозревать в принадлежности к международному картелю по отмывке криминальных денег. Позиция консула — права человека заканчиваются там, где начинается закон Бразилии, готовьтесь сидеть несколько лет в статусе невиновных — это нормально, это Бразилия, Россия вмешиваться не будет».
В интервью «Ленте.ру» Артемий Семеновский рассказал о тюремных условиях: «Сначала сутки в одиночке, раздетым до трусов, без постельного белья, на черном от грязи матрасе. Потом двое суток в приемнике-распределителе, где 100 человек в камере и спать надо на цементном полу. Потом тюрьма IPART-MANAUS. Там семь человек (я с Мишей и пять уголовников) на девяти квадратных метрах. Там получше, но тоже не сахар. Гулять меня не водили, позвонить давали раз в месяц».
По его словам, при арестах были нарушены все возможные права: отказ в праве звонка, на адвоката, на переводчика, отказ в звонке консулу Российской Федерации, и не были зачитаны права.
«От консула две недели скрывали, в какой тюрьме находятся Артур и Люба, пока Люба (как и Миша) не объявила голодовку», — говорит Артемий.
Сейчас подозреваемые живут в отеле Wyndham Garden в Манаусе. Проживание оплачено на пару месяцев вперед.
Россияне наняли двух местных адвокатов, услуги которых обошлись, по словам Семеновского, в пять-семь тысяч долларов. «Больше они работать не хотят. Есть бесплатный адвокат от бразильского государства», — объясняет он. Ближайшее заседание суда состоится только через шесть месяцев.
По рассказу Артемия, его друзей Артура и Любу полиция задержала в аэропорту при вылете из Манауса в Сан-Паулу. При себе у них были венесуэльские боливары.
Он утверждает, что найденные в его номере деньги принадлежат Артуру. Сам Семеновский, по его словам, приехал в Бразилию только с туристическими целями. В Москве у него свой бизнес, он — владелец компании «Виста Трейд», в которой работают 50 человек.
«Hал аккумулировался Артуром Шаровым в Бразилии только с одной целью — для открытия экспортно-импортной компании на границе Венесуэлы и Бразилии. В связи с криминогенной обстановкой в Венесуэле нал перевозился в Бразилию», — объясняет Семеновский «Ленте.ру».
Полиция подозревает троих россиян и гражданина Украины (Михаил Билько) в отмывании криминальных денег, незаконных финансовых операциях и причастности к преступной группировке. Об этом говорится в полицейских и судебных протоколах, оказавшихся в распоряжении РИА Новости.
Из этих документов следует, что при обыске в гостинице у Артемия Семеновского и его товарища Михаила Билько обнаружены 14 миллионов венесуэльских боливаров (около 1,4 миллиона долларов по официальному курсу) неясного, возможно нелегального происхождения, а также электронные устройства, мобильные телефоны и средства для сортировки денег — бумажная лента, клей.
«Задержанные рассказали, что некий Артур попросил их доставить деньги из Венесуэлы в Россию», — говорится в протоколе. В Бразилию нельзя ввозить без декларации более 10 тысяч бразильских реалов — около 3125 долларов по курсу на 8 августа.
«Эти деньги накапливались для бизнеса уже полгода. Промежуток между декларациями в полгода. Все деньги обменивались в Венесуэле по курсу коммерческого банка для туристов. На всю валюту была официальная декларация. Законы страны нарушены не были», — объяснил Семеновский «Ленте.ру». По его словам, никаких ограничений на провоз денег при условии их декларирования законом Бразилии не предусмотрено.
В интервью РИА Новости Семеновский рассказал, что Артур и Любовь занимались вывозом боливаров из Венесуэлы в Европу и Россию. «Эти деньги стоят, как бумага для принтера. Возможно, они их продают (в Европе — прим. «Ленты.ру») на обои. Например, обклеивать туалет или коридор деньгами — некоторые любят подобный китч», — говорит он.
В то же время РИА Новости ссылаются на публикации газет Washington Post и New York Times о предприимчивых людях, зарабатывающих на огромной разнице между официальным курсом венесуэльского боливара и его стоимостью на черном рынке. «На сегодня в Венесуэле официальный курс одного доллара равен 9,9 боливара. При этом на черном рынке Венесуэлы один доллар можно продать в сто раз дороже — за тысячу боливаров. Приобретая венесуэльские боливары по низкому курсу на черном рынке, предприниматели, у кого есть такая возможность и соответствующие связи, затем меняют их обратно на доллары, в том числе и за рубежом, но уже по курсу, близкому к официальному», — пишет РИА Новости.
По рассказам Семеновского, его друзья совершили уже несколько рейсов с валютой как в Европу, так и в Россию. Однако на всех границах валюта всегда декларировалась, настаивает он. «В Европе их тоже иногда проверяли, но узнав, что это всего 10-15 тысяч долларов, теряли интерес», — говорит подозреваемый.
Когда Шарова и Казаринову задержали в аэропорту Манауса, они как раз собирались в Европу. Парочка привезла в Бразилию из Венесуэлы 30 миллионов боливаров. По официальному курсу это около трех миллионов долларов, но в Венесуэле на черном рынке такие деньги можно приобрести в сто раз дешевле, всего за 30 тысяч долларов.
Венесуэльской валюты было слишком много по весу, поэтому половину они выгрузили в номере Семеновского и Билько.
«Это два чемодана денег. Не все смогли увезти. Есть же ограничения по весу багажа», — сказал РИА Новости Семеновский.
МИД принимает активное участие в судьбе задержанных россиян, сообщил «Ленте.ру» российский консул в Бразилии Андрей Петров.
«Как только мы получили информацию об их задержании в Манаусе, сразу установили контакты с полицией, вышли на суд, который выдал решение на арест. Общались с общественными адвокатами, выясняли, кто будет представлять их интересы, связались с родственниками», — рассказывает консул.
Подозрения полиции в отношении граждан РФ проверит суд. Дипломаты сейчас предпринимают усилия, чтобы слушания состоялись как можно скорее. Суд выслушает доводы обвинителей и защитников, после чего вынесет свое решение. Если россиян признают невиновными, то отпустят. Если же подозрения в их адрес сочтут обоснованными, то полиция продолжит свое расследование, а россияне, видимо, останутся в Бразилии под залогом, объясняет Петров.
По его информации, этот случай — уже третий с начала года. В феврале была задержана первая группа россиян с венесуэльскими деньгами, вторая — в июне.
«Полиция обеспокоена крупными суммами, найденными у них, к тому же они не первые», — отметил консул. В полиции ему дали понять, что «случай тяжелый».
«Пока перспективы неясные, разбираемся, для меня важнее, чтобы расследование шло строго по закону», — говорит Петров.
И сослался на прецедент: в феврале россиян отпустили, не найдя в их действиях ничего противоправного.
Помимо тех, кто закупает венесуэльскую валюту, есть и такие, кому дешевые деньги не нужны.
«Многие иностранцы после кризиса в Венесуэле остались с боливарами на руках — не только русские, но и украинцы, и казахи, — объясняет «Ленте.ру» Анна Аванесова, владелица туристической компании "Адатурс" в Рио-де-Жанейро. — Это деньги от бизнеса или сбережения, от которых теперь все хотят избавиться. Но эти боливары самим венесуэльцам-то не нужны, действует запрет на их ввоз в страну».
В ее турфирму обращались украинцы и казахи, чтобы получить венесуэльскую визу, но им отказали именно из-за подозрений в том, что они хотят приехать в Каракас для обмена боливаров.
Бразилию используют как транзитную страну. Границу с Венесуэлой можно перейти пешком ночью, пока пограничники спят. «Очень строгая проверка в аэропортах Венесуэлы, там могут даже посадить за ввоз боливаров», — уточнила Анна.
Экономика Венесуэлы в последние несколько лет находится в катастрофическом состоянии. Нынешний президент страны Николас Мадуро унаследовал от своего предшественника — харизматичного социалиста Уго Чавеса — кучу проблем. Главная из них — внешний долг, достигающий 70 процентов ВВП. Резкое падение цен на нефть (основной источник венесуэльских доходов) и попытки выполнить данные народу популистские обещания спровоцировали ужасающую инфляцию (по официальным данным за 2015 год, более 180 процентов, в этом году ожидается более 700 процентов). В результате в стране расцвел черный рынок, где не только меняют боливары на твердую иностранную валюту по курсу, в разы отличающемуся от официального, но и торгуют товарами первой необходимости, исчезнувшими с полок магазинов. Те венесуэльцы, у кого есть такая возможность, стараются выбираться за покупками за границу. Власти винят во всем оппозицию и «внешних врагов», закручивая гайки в стране.
Ситуацию в Бразилии также сложно назвать спокойной. 12 мая Сенат проголосовал за импичмент президента Дилмы Руссефф — ее отстранили от должности на 180 дней. В стране регулярно протестуют по разным поводам. Политическому кризису предшествовал экономический. В 2015 году произошло самое большое падение ВВП за четверть века — 3,8 процента, инфляция превысила 10 процентов, а уровень безработицы вырос на 8,5 процента.
«Эти граждане выбрали для своих операций в Бразилии и Венесуэле далеко не лучший момент. Что там делается по закону, что с нарушением закона, сам черт не разберет. Я им не завидую, но и особой симпатии люди, пытающиеся наварить денег, как говорится, на пожаре, у меня тоже не вызывают», — заявил «Ленте.ру» руководитель научно-информационного центра Института Латинской Америки РАН Александр Харламенко. По его мнению, заниматься финансовыми операциями «на грани фола в одной стране с крайне сложной обстановкой и в другой стране, находящейся в точно таком же положении, просто глупо, они попали как куры в ощип».
Эксперт также напомнил, что в Бразилии сейчас приняты чрезвычайные меры безопасности в связи с проведением Олимпиады. «Много было задержаний по подозрению в терроризме, не очень убедительных, но их было много», — отметил он.