Фехтовальщица Яна Егорян принесла в копилку сборной России второе золото Игр. После церемонии награждения олимпийская чемпионка немного робела, но шутила, рассказывая о семье, новорожденных котятах и огромном вкладе в свой успех французского тренера Кристиана Бауэра.
Егорян: Я чувствую себя невероятно счастливой, ведь все эти годы тренировок не прошли зря. Сегодняшние эмоции описать просто невозможно. Я даже не знаю, что говорить. В голове царят смешанные чувства. Вся жизнь только что перед глазами прошла. Как в кинофильмах: картинки, картинки, картинки с моментами, как к этому успеху шла, как добивалась его. Сначала победа в Сингапуре на юношеской Олимпиаде. Теперь здесь уже на взрослой. Я безумно счастлива, ведь я осуществила свою мечту. И это не только моя медаль, но и тех людей, что шли со мной рука об руку все эти годы. И это Сонина награда, ведь мы с ней тренировались. Катя, Юля и другие девочки из нашей команды — это и ваша медаль тоже.
«Лента.ру»: Что вышло на первый план при счете 14:14?
Удача и только удача. У кого ее оказалось чуточку больше, тот в итоге и победил. Соня — очень опытный спортсмен. Я тоже не так далеко от нее ушла. Всегда стремилась к ней. Соня всегда была моим кумиром в фехтовании. При счете же 14:14 все решил щелчок пальца.
Помните, о чем мечтали в детстве?
Сначала о Юношеских играх. Очень хотелось на них попасть. Потом я победила на этих соревнованиях и стала мечтать выиграть на взрослых Олимпийских играх. Сегодня я это сделала. Теперь очень хочу взять золото в командных соревнованиях. Приложу все силы, чтобы это было так, ведь есть еще Юля Гаврилова и Катя Дьяченко. Им тоже нужна медаль. Так что нам надо работать, чтобы так и было.
Это же не первая ваша схватка с Софьей Великой?
Нет, конечно. Мы не первый год вместе фехтуем, но счет личных встреч не веду. Ох… Вас так много, я не привыкла к такому вниманию. Дайте мне чуть-чуть времени, чтобы собраться, ведь я еще ребенок совсем (смеется). Я не часто интервью раздаю, да и вообще мне постоянно говорят, что я все не то говорю (улыбается).
Было раньше страшно от такого внимания и ажиотажа?
На Юношеских олимпийских играх в Сингапуре я чувствовала себя так же (улыбается).
Софья сегодня проиграла золотую медаль. Представляете ее чувства?
Я не знаю, насколько тяжело быть второй. Соня достойна золотой медали. Я своими глазами видела, как много она работает, а я в спорте не первый день. И я всегда стремилась быть такой, как Софья.
Что же вы ей сказали сразу после окончания боя?
Не скажу, это наш общий секрет (смеется). Конечно, это прежде всего были слова поддержки.
По ходу финала вы все время догоняли. Насколько это психологически сложно делать?
Это безумно сложно. Если заметили, то я очень эмоционально фехтую. Каждый мой бой давался мне очень тяжело. Каждый раз, когда я выходила на дорожку, я говорила себе: «Ну все, я не могу. У меня ноги не работают, голова не работает, спина болит». Главная заслуга в моей сегодняшней победе принадлежит болельщикам. Они потрясающе поддерживали меня. Благодаря их энергии мне хотелось больше показать, больше сделать. Отдельное спасибо тренеру, который подсказывал вовремя всегда, как лучше сделать, обращал внимание на мои ошибки. Так и сложилось, что сначала не поняла, потом догнала, а потом обогнала и выиграла.
Неужели вы слышите на помосте, что вам кричат с трибун?
Конечно, я все всегда слышу. Я даже понимаю, где, кто и что кричит. Кому — что очень важно.
С кем труднее сегодня было фехтовать: с украинкой Ольгой Харлан или с Софьей?
Каждый бой по-своему трудный. С Соней — потому что она своя, родная, подруга по команде. Харлан — опытная, у нее отличные результаты. С Катей Дьяченко тоже было трудно. Безумно жаль, что мы так рано встретились на помосте. Она тоже могла попасть в тройку, но так получилось, что удача оказалась на моей стороне.
Когда напротив соперник, которого ты хорошо знаешь, что важнее всего?
Хитрость. По-другому никак. Надо изобретать, придумывать варианты, как сбить соперника. Где-то волосы поправить, где-то шнурки, где-то гетры подтянуть. Таких хитростей очень много.
Вы фехтуете левой рукой. Это дает преимущество или нет?
Нет, многие в мире фехтуют левой. Мне кажется, лет десять назад это могло дать преимущество. Сейчас уже нет.
Арбитры подстегивали своими решениями, когда отдавали очко Софье?
Конечно, злит, когда очко отдают сопернице. Если бы не Олимпийские игры, то я бы уже сто раз сказала пару ласковых арбитру. Периодически я очень злилась. Но, тем не менее, каких-то ошибок, которые бы повлияли на результат, я не заметила. Арбитр одинаково давал очки и одной спортсменке, и другой.
Вы комфортно чувствуете себя в Бразилии? Все-таки здесь постоянно что-то происходит.
Мне здесь очень нравится. Мы же еще ко всему прочему живем не в Олимпийской деревне, а в ста километрах отсюда. А приезжаем только на соревнования. У нас отличные условия: свой повар, который готовит для нас, свой тренировочный зал. Так что устроились отлично. Мало того, когда я приехала к мужчинам на состязания рапиристов, то за два часа безумно устала, будто бы кросс пробежала. Слишком много людей, очень много энергии забирают.
Можно сказать, что в двух последних матчах вы оказались сильнее соперниц психологически?
С Соней мне было полегче, так как на плечах не висел груз ответственности: я все-таки молодая. Плюс все ставили на Соню. Я прекрасно понимала, что именно она — фаворит. Поэтому мне было попроще. Гораздо страшнее было фехтовать против Оли. Она очень жестко гнет свою линию. Слава богу, что тренер вовремя внес коррективы в бой. Я смогла его понять, внести поправки и победить.
Каков вклад Кристиана Бауэра в этот триумф?
Не было бы его, не было бы меня. В последние годы он работает со мной. До этого я тренировалась у Семина Сергея Александровича, который нашел меня в третьей школе в старых Химках и показал медаль. Уже тогда поняла, что хочу такую же. Он сказал: «Тренируйся. И все». Это мой первый тренер, я ему очень благодарна за то, что стою здесь. Кристиан Бауэр — тот, кто всегда может мотивировать тебя, помочь найти силы, веру в себя. Это легендарный тренер. Я ему очень благодарна.
В Лондоне вы сказали, что в Рио выиграете золото. Уже тогда что-то знали?
Нет, конечно, но я понимала, что для достижения результата надо работать, чтобы вырасти и фехтовать на высоком уровне. Все-таки детская Олимпиада ни в какое сравнение не идет со взрослым турниром. Здесь на первый план выходит опыт. Даже если ты умеешь фехтовать, но нет психологической устойчивости, то у тебя ничего не выйдет.
Вы готовы к тому вниманию, что сейчас будет к вам приковано?
Да, конечно, армянская женщина готова ко всему.
Сегодня вы — Великая или Егорян?
И сегодня, и завтра я была и остаюсь Егорян. Так же будет послезавтра.
И даже если замуж выйдете?
Даже если выйду замуж (смеется).
Ситуация с допингом на вас сказалась?
Мы в фехтовании были совершенно уверены в своей чистоте. У нас не было и не будет никаких проблем. Алишер Усманов устроил нам дополнительный допинг-контроль на чемпионате Европы. Никаких проблем ни у кого не нашли, да и какой смысл в допинге в нашем виде спорта? Он здесь не нужен. Мы спокойно готовились, не отвлекаясь на весь этот шум.
Как заполняли паузы между встречами?
Слушала музыку, не армянскую. Мотивационную в основном.
Расскажите чуть-чуть про семью.
Моя мама сидит сейчас дома, ухаживает за котятами. Я безумная кошатница. Кстати, у нас недавно кошка родила четырех котят: двух девочек и двух мальчиков. Напишите, что я их раздаю. Да, да, котята от олимпийской чемпионки. Отдам в хорошие руки совершенно бесплатно. Отец мой живет в Ереване. Недавно привезла к себе бабушку. Она за меня тоже очень сильно переживает, на валерьяне сидит. Она раньше жила во Владикавказе. Вот так и живем женским коллективом. Кухню делим спокойно (смеется).