Силовые структуры
00:02, 9 августа 2016

Вся подноготная Как изменились с 90-х годов бандитские способы пыток и сокрытия тел

Алексей Стейнерт (Руководитель отдела отдела «Силовые структуры»)
Иван Петров
Кадр: фильм «Жмурки»

Звонком из лихих 90-х прозвучала новость от 31 июля: на берегу канала имени Москвы в Дмитровском районе Подмосковья обнаружили тело, к которому бельевой веревкой был привязан кусок железной арматуры. Подобные находки были нередкими во времена разгула бандитизма, потом сошли на нет. А теперь появляются снова. В том, как менялись силовые приемы тех, кто находится по ту сторону закона, разбиралась «Лента.ру».

Прятки с покойником

О том, что на берегу канала имени Москвы обнаружен труп неизвестного мужчины, 31 июля сообщили в управлении СКР по Московской области. Тело находилось в воде как минимум семь суток и было сильно обезображено, так что установить личность сразу не удалось. Судя по всему, убийцы рассчитывали, что труп пробудет в воде гораздо дольше: для этого они привязали к телу бельевой веревкой кусок железной арматуры. Грузило оказалось недостаточно тяжелым, и труп всплыл. Подмосковным следователям предстоит установить личности убитого и преступников, а также все обстоятельства преступления.

Это не первый тревожный звонок из криминального мира: 9 июля в самом центре Москвы, рядом с Лужнецкой набережной выловили завернутый в спальный мешок труп 50-летнего мужчины с огнестрельным ранением головы. Как позже выяснилось, он был личным водителем владельца сети столичных ресторанов. Сотрудникам управления СКР по Москве удалось установить убийц: ими оказались 57-летний Валерий Колобов и двое его сыновей — 20-летний Владимир и 23-летний Илан. Все они были арестованы, им предъявлены обвинения в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору (часть 2 статьи 105 УК РФ). По версии следствия, убив водителя, злоумышленники хотели оказать давление на владельца ресторанной сети.

Подобными способами избавления от тел нередко пользовались в 90-е годы, но слышать о таком в 2016-м как-то непривычно. О чем говорят подобные находки? Неужели криминальный мир возвращается к своим старым методам работы?

— Способы избавления от тел не сильно изменились с 90-х годов, — говорит Светлана Проскурякова, врач-патологоанатом, судмедэксперт высшей категории. — Главные — это поджог места, где находится труп, будь то дом или квартира, расчленение и утопление. Но есть и некоторые отличия — к примеру, во времена разгула криминала мы сталкивались со случаями, когда тела буквально закатывали в асфальт или заливали бетоном в подвале какой-нибудь автомойки. Сейчас такого нет. Зато есть другая, очень нехорошая тенденция — люди стали чаще пропадать бесследно. Их вызывают на встречу — и потом никто не знает, где они. Это я наблюдаю последние 5 лет.

То есть криминальные элементы научились действовать аккуратнее и прятать тела так, что найти их уже не удается.

Голодные свиньи и ботинки из бетона

— Преступники прячут трупы так, как им удобно, и это не зависит от времени, — говорит Юрий Пиголкин, профессор, заведующий кафедрой судебной медицины ММА им. И.М. Сеченова. — Сегодняшние методы преступников ничуть не отличаются от тех, что применялись в лихие 90-е годы. Если убийство произошло на стройке — тело спрячут там; могут, к примеру, залить бетоном. Другая популярная бандитская практика — двойное захоронение. Злоумышленники находят на кладбище свежевырытую, но пустую могилу, и углубляют ее еще больше. Кладут на дно тело и засыпают землей. А позже в такую могилу хоронят другого человека.

Конечно, бандиты топят тела своих жертв в самых разных водоемах. Чтобы покойник не всплыл, привязывают груз — к примеру, железную арматуру или стройматериалы. «Цементной обувью» или «бетонными ботинками» — прославленным Голливудом методом казни американской мафии эпохи сухого закона — отечественные мафиози пользуются куда реже. Все же для России это экзотика.

— Если говорить о сельской местности, то были случаи, когда от тел избавлялись, скармливая их свиньям, — говорит Пиголкин. — Но это скорее относится не к деятельности ОПГ, а к бытовым случаям, когда женщины из неблагополучных семей убивали собственных детей. Иногда преступники, не отличающиеся интеллектом, пытаются развести костер, чтобы сжечь тело, и предсказуемо терпят неудачу. В печах крематориев, где сжигают тела, температура огромна — в сотни градусов Цельсия, и на обычном костре ее никогда не получить. Кстати, в голливудской продукции (в частности, в популярном сериале «Во все тяжкие») можно найти сцены, когда от тела избавлялись, растворяя его в кислоте. В практике я с таким не встречался ни разу — что, в принципе, и понятно: не имея глубоких познаний в химии и большого количества необходимых веществ, уничтожить труп при помощи кислоты просто невозможно.

По мнению эксперта, методы преступников, желающих избавиться от тел, с 90-х годов не изменились. Разница лишь в том, что бандиты в то время действовали более открыто, агрессивно, и в целом разгул преступности был куда больше. Сейчас ситуация иная, но арсенал способов, которыми злоумышленники заметают следы преступлений, остался прежним. Пиголкин утверждает: то же самое касается и пыток, которые устраивают бандиты. Половые органы, пальцы и зубы, как и в 90-е, калечат в первую очередь.

Поумневшие бандиты

— В 90-е преступные элементы не отличались особым интеллектом, — говорит доктор юридических наук, профессор криминалистики Анатолий Кустов. — В пытках делался упор на боль и жестокость. Примеры истязаний того времени — это раскаленный утюг на животе, паяльник в прямой кишке, раздробленные молотком пальцы рук и ног, длительные и жестокие избиения, пакет на голове или погружение головы в воду. Пожалуй, самая жестокая из всех бандитских пыток того времени — пилорама. Человека кладут на доску, которая постепенно подъезжает к диску пилы. Несчастный выдавал все, что от него хотели.

Кустов утверждает: за минувшие годы преступники существенно поумнели. Теперь они избивают своих жертв так, чтобы на теле не было синяков. Но гораздо важнее другое: упор на психологическое давление. Современные бандитские методы — это изнасилование жены на глазах у мужа, истязание детей или родителей жертвы при ней. Казалось бы, физической боли у самой жертвы в таких пытках нет, но моральные страдания перекрывают их сполна.

— Современные бандиты — это зачастую образованные люди, — рассказывает эксперт. — В 90-е годы могло вообще не быть никакого образования, а сейчас среди них юристы, выпускники спортивных ВУЗов и медики. Раньше бандиты все деньги, которые получали, спускали на кутеж, проституток и всевозможные радости жизни. Теперь же они их инвестируют в бизнес, недвижимость за рубежом и так далее. Кстати, еще один способ причинить психические страдания — это уничтожение имущества, к примеру машины или гаража, на глазах у жертвы.

Что до сокрытия тел, то, по словам Кустова, больше 20 лет назад примерно 50 процентов тел просто не прятали после убийства, тем самым устрашая окружающих. 30-35 процентов трупов скрывали — вывозили в лес и сжигали, топили в водоемах или расчленяли (в этом случае конечности могли быть раскиданы вплоть до одного километра друг от друга, а голову обычно сжигали или растворяли в кислоте).

Еще 15-20 процентов приходилось на всевозможные инсценировки — в том числе автокатастроф и падений с высоты. Сегодня же бандиты, по оценкам эксперта, скрывают до 85 процентов трупов, причем многие тела правоохранительные органы просто не находят. В 90-е годы преступников не очень пугали места не столь отдаленные, поскольку там можно было рассчитывать на поддержку братства. Сегодня бандиты за решетку категорически не хотят.

— Я могу отметить еще две криминальные тенденции, — говорит эксперт. — Во-первых, современные преступники стараются избавиться ото всех свидетелей преступлений, включая детей. Раньше такого не было — чаще их все же оставляли в живых. Это связано с тем, что правоохранительные органы за последние годы разработали систему допросов малолетних свидетелей, и их показания теперь могут отправить преступников за решетку. Фактически более совершенное следствие сыграло злую шутку: теперь дети-свидетели преступления находятся в смертельной опасности.

Второй момент — бандитам существенно сложнее вывозить тела в отдаленные места, к примеру, за город. Их фиксируют камеры, за ними следят соседи, а сотрудники ГИБДД запросто могут обыскать их машину. Поэтому преступники стараются избавиться от тел не только как можно надежнее, но и как можно скорее. Именно с этим, как мне кажется, связаны последние обнаружения трупов в Москва-реке и канале имени Москвы: убийцы просто пытались быстро избавиться от тел, и не нашли ничего лучше, как спрятать их в воде.

Удел отморозков и оборотней в погонах

Стоит сразу оговориться, что такое явление как рэкет в привычном понимании, то есть выбивание с помощью утюга и паяльника денег с коммерсанта, исчезает. Тем не менее полиция продолжает сталкиваться с жуткими издевательствами в отношении жертв преступлений.

Садистами в стане бандитов движут различные мотивы — месть, желание быстро получить информацию, выбить долг. Но есть еще одна категория изуверов — люди в погонах. Увы, слуги государевы не реже уголовников умышленно причиняют страдания людям, например, с целью получить нужную информацию или признание.

— Утюг, паяльник — это классика, практически ушедшая в прошлое, — рассказывает сыщик, трудившийся на поприще как борьбы с оргпреступностью, так и за чистоту рядов в полиции. — Самое жуткое орудие садиста — это фен. Обычный дамский аксессуар способен в руках отморозка буквально выжечь легкие человеку, если его засунуть в рот. Братва часто мстит переломами конечностей. Одному парню в моей практике переломали все главные кости скелета — берцовые, лучевые, предплечья, ключицы, голени. Разве что позвоночник цел остался. Он чудом не умер от болевого шока.

По словам собеседника, до сих пор представители отдельных этнических группировок продолжают активно использовать «подноготные» пытки. В ход идут спички, гвозди, лезвия.

Не отстают от бандитов и садисты из числа правоохранителей. Об этом свидетельствует статистика прокуратуры по привлечению к ответственности силовиков по пункту «а» части 3 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий с применением насилия или угрозой его применения). Чаще других этим грешат сотрудники полиции и уголовно-исполнительной системы.

— Арсенал все тот же, меняется только жаргонное название методов, — рассказывает оперативник подразделения собственной безопасности. — Например, излюбленный способ электропытки с помощью армейского телефона ТА-57 раньше называли просто «таишка», сегодня называют — «вайвай».

Электрошоковая терапия — не единственный метод выбивания показаний. Также в практике офицеры собственной безопасности сталкивались с пытками кислородным голоданием.

— «Слоник» — это когда несчастному надевают на голову противогаз, потом периодически перекрывают гофрированную трубку, лишая кислорода, — говорит борец за чистоту рядов полиции. — По тому же принципу используют пакет. Часто его натягивают на голову, помещая внутрь кусок марли, пропитанной нашатырем. Чтобы «клиент» раньше времени не потерял сознание.

Собеседник «Ленты.ру» подчеркнул, что таких случаев — единицы. По каждому заявлению проводится тщательная проверка, а виновников привлекают к уголовной ответственности. Сегодня за такие фокусы стражам порядка дают до 10 лет лишения свободы.

< Назад в рубрику