Продуктовое эмбарго, введенное Россией в несколько этапов, девальвация и общий экономический кризис обнажили слабые места в отечественном пищепроме. За два года российские производители нарастили объемы, однако в ряде категорий качество продукции ухудшилось. «Лента.ру» решила разобраться, какие продукты вызывают больше всего нареканий со стороны потребителей.
Введенное в России продэмбарго в отношении импорта из стран, поддержавших антироссийские санкции, повысило продовольственную безопасность и создало предпосылки для активного роста отечественного АПК. Однако у этой целесообразной инициативы проявились «побочные эффекты» в виде ухудшения качества продукции и роста количества фальсификата.
С одной стороны, расходы аграриев и переработчиков выросли в силу все той же девальвации, ведь многие из них полностью зависят от импортного сырья и пользуются импортным оборудованием, напоминает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. Но соразмерно повышать цены они не могут: сдерживают низкая покупательская способность, требования ретейлеров и антимонопольные органы. «Поэтому они вынуждены снижать качество, что и наблюдается по широкому спектру продуктов и товаров», — утверждает Сигал.
Другая проблема — устаревшая система сертификации и отсутствие мониторинга качества продуктов, которые попадают на магазинные полки, добавляет вице-президент IFC Financial Cente Станислав Вернер. «Введение контрсанкций и связанный с этим курс на импортозамещение усилили негативный эффект, порожденный отменой в 2010 году обязательной сертификации пищевых продуктов», — согласен управляющий партнер компании Kirikov Group Даниил Кириков. По его словам, за последние два года общий объем фальсифицированной продукции на рынке увеличился, по разным оценкам, до 50-60 процентов. Но ситуация неоднородна в зависимости от категории товаров. Остановимся на самых проблемных.
Сильнее всего введение продуктового эмбарго сказалось на сырной продукции. «Первое место в рейтинге неудач занимают сыры. У нас появились и своя моцарелла, и пармезан, и горгонзолла, однако спроса на них нет: вкус значительно отличается от европейского, к которому мы привыкли за досанкционные годы», — говорит старший аналитик ГК Forex club Алена Афанасьева.
По данным холдинга «Ромир», треть россиян считают, что качество этого товара в 2015 году значительно ухудшилось. Как подчеркнули в исследовательской компании, именно при оценке сыров был получен самый негативный результат среди всех продуктов.
В феврале глава Россельхознадзора Сергей Данкверт заявил, что 78,3 процента продукции, которая преподносится потребителям как сыр, таковой не является. Чаще всего для ее изготовления используется растительный жир — например, пальмовое масло.
Результат налицо: за прошлый год потребление сыров (без учета молодых сыров и творога) сократилось на 2,5 процента, плавленых сыров — на 3,2 процента, а молодых сыров — и вовсе на 21,4 процента.
Как известно, под продуктовое эмбарго попали не только сыры, но и вся молочная продукция из некоторых стран. За два года российские и белорусские производители практически полностью вытеснили с отечественного рынка Новую Зеландию, Швейцарию и страны ЕС. «Сейчас доля импорта молочки составляет всего 25 процентов, но при этом свыше 80 процентов этого импорта формирует Беларусь, тогда как еще в 2014 году ее доля не превышала половины», — говорит гендиректор компании Transitplus International Дмитрий Портнягин.
Однако качество этой продукции нередко оставляет желать лучшего. Россельхознадзор не раз предъявлял претензии как к отечественной, так и к белорусской молочке. В частности, декларации полутора десятков белорусских предприятий этим летом были приостановлены, поскольку ветеринарная служба признала их товар небезопасным.
По словам Сергея Данкверта, доля фальсификата в молочной продукции в России достигла 50 процентов. А недавно служба всполошила россиян сообщением, что в молоко кроме воды подмешивают крахмал, гипс, мел, мыло, соду, известь — для предотвращения быстрой порчи товара.
Возможно, из-за этого потребление молока, кефира и питьевых йогуртов в России падает. Объемы покупок молока в июне 2016-го снизились на 15,6 процента по сравнению с июнем 2015-го. По подсчетам экспертов, сегодня каждый житель страны в среднем в год потребляет 235 килограммов молочных продуктов — при рекомендуемом врачами минимуме в 330 килограммов.
Согласно исследованию «Ромира», много нареканий у россиян вызывает и качество рыбы. 19 процентов признались, что эта продукция не удовлетворяет их представлениям о вкусной и полезной пище. Статистика утверждает, что потребление лососевого мяса в центральной России за полтора года снизилось в пять раз, а рыбы вообще — с 22,3 до 19 килограммов на человека.
Конечно, сказался и резкий рост цен на эту продукцию: отпускная цена на рыбу в рублях за последние два года поднялась почти в два раза. И это несмотря на то, что поставки из Норвегии, Турции, Испании, которые раньше занимали две трети рынка, заместил отечественный товар.
Падение качества констатируют и эксперты. Так, немало претензий высказывается в адрес замороженной продукции: на ней много ледяной глазури, а в ткани добавляются влагоудерживающие фосфаты. Не редкость на прилавках и фальсификат. Не так давно «Роскачество» проверило магазины и выяснило, что зачастую вместо трески продается более дешевая и менее питательная рыба — минтай и пикша, а вместо отличающейся пищевой ценностью семги — кета, горбуша, чавыча или кижуч.
Среди колбасных изделий и полуфабрикатов уровень некачественных товаров сегодня достигает 80 процентов. Последние результаты экспертизы, проведенной союзом потребителей «Росконтроль», показали, что все проверенные образцы мясных продуктов (варено-копченых и полукопченых колбасных изделий) хоть в чем-то да не соответствуют ГОСТу.
«А две трети из них еще и оказались фальсификатами, в которых мясо было частично заменено другими, более дешевыми ингредиентами. Очевидно, что причиной этого является сложная ситуация на рынке сырья, не в последнюю очередь связанная с контрсанкциями», — сообщил «Ленте.ру» директор экспертного департамента «Росконтроля» Максим Рудаков.
Эксперты отмечают тенденцию перехода потребления с колбасных изделий в пользу свежего мяса — охлажденных полуфабрикатов. В 2015 году снижение спроса на колбасные изделия составило 5-15 процентов, в отдельных регионах — до 35 процентов. Падает и производство: по подсчетам агентства INFOLine, выпуск колбасных изделий в целом по стране за год снизился на 4 процента.
Качество овощей и фруктов на прилавках ухудшилось, показали в опросе «Ромира» соответственно 20 и 16 процентов опрошенных. В исследовании Nielsen «Российский покупатель в новых экономических условиях», проведенном в июне-июле 2016 года, 15 процентов респондентов сказали, что сократили покупки свежих фруктов, так как их не устраивает качество. По этой же причине 13 процентов россиян урезали покупки свежих овощей.
Напомним, что «запрещенку» из Польши, Испании, Голландии и Турции теперь заменила продукция из стран СНГ, Марокко, Египта, Израиля и Китая. Как такового импортозамещения в этой категории товаров не произошло, хотя в прошлом году импорт томатов и огурцов, например, сократился на 30 процентов. Гендиректор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина считает отечественный рынок проблемным. «У нас до сих пор, кроме проблем выращивания качественных овощей, пригодных для длительного хранения, есть проблема формирования товарных партий продукции», — сообщила она, добавив, что в стране ощущается и острая нехватка овощехранилищ.
По стоимости отечественная продукция также не сильно выигрывает у привозной из-за высокой доли валютной составляющей: семена, оборудование для сбора и переработки, как правило, импортные. Эксперты также сетуют на отсутствие глобального и тотального контроля над содержанием вредных веществ в отечественных плодах: Роспотребнадзор в основном проверяет импортную продукцию, а российские овощи — фактически нет.
Список нареканий к продуктам, которые мы теперь видим на прилавках магазинов, можно продолжать и продолжать. Ясно одно: требований к еде отечественный потребитель не снизил даже в условиях изменившейся экономической ситуации. Как сообщили «Ленте.ру» в исследовательской компании Nielsen, для российского потребителя наиболее важной характеристикой при выборе магазина является именно свежая продукция хорошего качества — в недавнем опросе за этот фактор проголосовали 74 процента респондентов.
Россияне следят за тем, что потребляют, и все больше ценят качество продуктов, указывается в исследовании «Ромира». Неудивительно, что отказываться от привычных покупок их заставляет не только экономия, но и общее снижение вкусовых и питательных характеристик продуктов.