В Африке существуют тайные союзы. Тайные — потому что континент был колонизирован, и основной религией здесь теперь является католицизм. Конечно, остались древние верования и культы, которые, переплетаясь с католицизмом, зачастую принимают причудливые формы. Африканцы проводят загадочные ритуалы, объединяющие их с миром духов, используя для этого специальные мистические аксессуары. Руководитель частного музея-лектория «Ритуальные маски народов мира» Татьяна Болысова в своей лекции, состоявшейся в парке искусств «Музеон» в рамках фестиваля «Моя планета. Планета людей», рассказала, какую роль играют ритуальные маски в духовной жизни Африки. «Лента.ру» публикует выдержки из ее выступления.
Племя пуну исповедует смесь религий. Некоторые из них живут по верованиям древних, некоторые — по официальной религии. Маски пуну очень необычные по своему виду — черты их напоминают азиатские: выбеленное лицо, маленький нос, красные губы. Видимо, люди такого облика каким-то образом попали на Черный континент, и теперь это считается неким идеалом красоты: женщины пуну обмазывают свое лицо белой глиной, чтобы быть красивыми.
Эти маски надевают во время тайных обрядов захоронения. Белый цвет в Африке — цвет смерти, цвет духов. Африканцы считают, что жизнь после смерти существует, поэтому они красят похоронные маски в знак того, что теперь имеют дело с чем-то посторонним, запредельным. Интересно, что обряд захоронения происходит на ходулях. Важным аспектом является шрамирование на лбу маски — его делали себе и сами женщины.
Если у похоронной маски женщины высокая прическа — значит, она была очень почитаема в деревне, не занималась тяжелым физическим трудом и не носила ничего на голове, как это принято у африканских женщин.
Маски носят и в племени балуба, где существует тайное общество Бамбудье. Отличительная черта этих масок — округлая форма. Ранее шаманы этого племени для того, чтобы видеть будущее, использовали тыкву. Они разрезали плод пополам, вытаскивали все содержимое и закладывали туда камни и бисер, поэтому маска осталась такой формы — это отголоски прошлого. Подобные маски используются и в обрядах плодородия во время открытия и закрытия урожайного сезона. Любая из них является частью костюма и не «функционирует» в одиночку.
Балуба очень ценили женщин. Они считали, что только женщины могут хранить секреты и способны заключать союзы — раньше лишь жены вождей ходили в другие деревни, чтобы заключить важные соглашения. Зачастую они основывались на браках.
Для статуэток женщин балуба характерна сидячая поза на согнутых ногах. У нее очень большая грудь — это свидетельствует о том, что она вскормила многих детей. Такие изделия являются каноном красоты для балуба. Они считают, что женщина красива, если она воспитала большое потомство. На животе статуэтки присутствует глубокое шрамирование — признак новой беременности или свидетельство ритуала, который провели для того, чтобы она родила сильного сына.
У балуба есть некоторые признаки матриархата, хотя в основном Африке все же присущи патриархальные черты: мужчина стоит во главе, а женщина занимается собирательством и строит дом.
Племя пенде делится на две этнические группы: квилу и касаи. У квилу есть маска, олицетворяющая дух предка. Она надевается сверху на всю голову, и ее также носят на обрядах инициации и захоронения. Бородой эта маска указывает дорогу к предкам — во время танца она, надетая на танцора, помогает усопшему найти путь к ним. Культ предков характерен для Африки — у них нет божеств. Все поклоняются им, считают, что их нужно чтить. Если кто-то заболел или что-то случилось — значит, он обидел своих предков.
Некоторые маски пенде необычны даже для Африки. Например, в маске мбангу кто-то видит изображение паралича или кожных заболеваний. Это действительно маска, связанная с заболеваниями кожного покрова. Пенде считают, что если вы чем-то заболели, то сами в этом виноваты. Никто вам не поможет, вам предстоит стать отшельником, и вы либо выздоровеете, либо нет.
Шаман, впрочем, может предложить вариант древнего ритуала исцеления. Для заболевшего вырезается маска, после чего проводится обряд. Поэтому она выглядит именно так — это некая борьба со злом, борьба духов и мира, в котором сейчас находится человек. Случаи исцеления действительно были — эффект плацебо никто не отменял. Во время обряда пенде люди держат в руках ковш, с помощью которого шумят, как бы вызывая резонансную волну (как шаманы с бубном), пытаясь еще плотнее связаться с миром духов.
У племени мамбила есть маска суага. Следует сказать, что мамбила большое внимание уделяют своей еде, поскольку практически все животные, в том числе и собаки, выращивались в этом племени исключительно для использования в пищу. Мамбила ели практически все, и даже в современных источниках можно прочитать об их каннибальском прошлом. Маска суага — это демон, защищающий деревню, изгоняющий других демонов, и, поскольку племя трепетно относится к пище, маска связана с обрядом плодородия. Ее сопровождают другие маски, менее агрессивные.
Тайное мужское общество поро племени сенуфо по сей день считается очень сильным — это общество воинов. Его члены хранят постоянную связь с миром предков, и только они могут заниматься исцелением болезней. По тому, что расположено на голове маски, можно понять, чем человек занимается. Если, скажем, это гребень — то он земледелец, если животное — то охотник, если человек — то купец. На лбу маски бывает шрамирование, а в нижний части — ноги, показывающие связь умершего (это также и погребальная маска) с миром живых.
В племени сонгье было тайное общество кифвебе, очень большое и сильное. Маски этого общества можно было получить только пройдя ряд испытаний. Люди, носившие их, выполняли функции полицейских. Они присутствовали на всех обрядах и следили за порядком. Зачастую члены общества противостояли власти вождя и внушали трепет даже соседним деревням. Кифвебе также выполняли пенитенциарные функции: если кто-то провинился, они приходили к нему и наказывали так, как считали нужным — изгоняли, шрамировали, подвергали испытаниям.
Маску чихонго мог надевать только сын вождя. В ней он ходил по деревням и собирал дань, обещая защитить поселение от злых духов. В современности эта маска тоже используется, но больше в рамках театрального действия — люди так же ходят в них по деревням, разыгрывают представление и собирают деньги. У чихонго народа чокве есть отличительный знак на лбу, напоминающий свастику.
Салампасу — это племя воинов, охотников, в их масках есть мужское сильное начало. Мальчиков этого племени с малых лет обучали военному искусству, они не жили с родителями с восьми лет — уходили в тайное общество.
Чтобы получить высшую маску салампасу — мукинка — надо сначала получить маску охотника, потом воина и, наконец, маску правителя. Получается, правитель является и охотником, и воином, и мудрым человеком. Подпиленные зубы, агрессивные черты лица говорят о том, что носители таких масок проходили обряды инициации.
Для молодых людей это прежде всего обрезание крайней плоти и запиливание зубов. Последнее делали не только мальчикам, но и девочкам, чтобы доказать силу и иметь связь с тотемным животным — крокодилом, а также для того, чтобы было удобно есть мясо. Во время этих обрядов нельзя было ни плакать, ни кричать, поскольку это означало провал испытания.
Фигурка нкиси конде может показаться куклой вуду — она утыкана гвоздями. Конде выражает агрессивное начало. Подобные фигурки очень распространены, они выполняют различные функции: защиты жилища, мщения и исполнения желаний. Для того чтобы изготовить подробное изделие, необходимо обратиться к колдуну мганга и четко сформулировать, зачем оно нужно. Только после этого он начинает работать над фигуркой. Важно отметить, что колдун — не только шаман, но и резчик по дереву.
После того как он это сделал, начинается работа с фигуркой. Колдун вдувает в нее жизнь, и если его сил не хватает, он относит изделие на кладбище — для того, чтобы там оно напиталось силой предков. При передаче фигурки заказчику в ней нет гвоздей. Забивая гвоздь, клиент как бы активирует изделие, пробуждает его. Поэтому по количеству гвоздей можно узнать, сколько раз к нкиси обращались (кстати, перед тем, как вбивать гвоздь, его надо облизать).
Как правило, фигурку ставят перед домом и закапывают ее в землю, чтобы она была в постоянном контакте с миром духов. Часто нкиси бывает с вкладкой в животе — туда складывают землю и травы с могилы предков. Фигурку для увеличения силы стараются украсить шариками, в которые вкладываются камешки и бисер.