Путешествия
00:06, 13 августа 2016

Женщина и смерть Как ритуальные маски помогают африканским племенам решать свои проблемы

Записал Михаил Карпов (Специальный корреспондент «Ленты.ру»)
Фото: iRobert Harding / Tim Graham / Diomedia

В Африке существуют тайные союзы. Тайные — потому что континент был колонизирован, и основной религией здесь теперь является католицизм. Конечно, остались древние верования и культы, которые, переплетаясь с католицизмом, зачастую принимают причудливые формы. Африканцы проводят загадочные ритуалы, объединяющие их с миром духов, используя для этого специальные мистические аксессуары. Руководитель частного музея-лектория «Ритуальные маски народов мира» Татьяна Болысова в своей лекции, состоявшейся в парке искусств «Музеон» в рамках фестиваля «Моя планета. Планета людей», рассказала, какую роль играют ритуальные маски в духовной жизни Африки. «Лента.ру» публикует выдержки из ее выступления.

Пуну и балуба

Племя пуну исповедует смесь религий. Некоторые из них живут по верованиям древних, некоторые — по официальной религии. Маски пуну очень необычные по своему виду — черты их напоминают азиатские: выбеленное лицо, маленький нос, красные губы. Видимо, люди такого облика каким-то образом попали на Черный континент, и теперь это считается неким идеалом красоты: женщины пуну обмазывают свое лицо белой глиной, чтобы быть красивыми.

Эти маски надевают во время тайных обрядов захоронения. Белый цвет в Африке — цвет смерти, цвет духов. Африканцы считают, что жизнь после смерти существует, поэтому они красят похоронные маски в знак того, что теперь имеют дело с чем-то посторонним, запредельным. Интересно, что обряд захоронения происходит на ходулях. Важным аспектом является шрамирование на лбу маски — его делали себе и сами женщины.

Если у похоронной маски женщины высокая прическа — значит, она была очень почитаема в деревне, не занималась тяжелым физическим трудом и не носила ничего на голове, как это принято у африканских женщин.

Маски носят и в племени балуба, где существует тайное общество Бамбудье. Отличительная черта этих масок — округлая форма. Ранее шаманы этого племени для того, чтобы видеть будущее, использовали тыкву. Они разрезали плод пополам, вытаскивали все содержимое и закладывали туда камни и бисер, поэтому маска осталась такой формы — это отголоски прошлого. Подобные маски используются и в обрядах плодородия во время открытия и закрытия урожайного сезона. Любая из них является частью костюма и не «функционирует» в одиночку.

Балуба очень ценили женщин. Они считали, что только женщины могут хранить секреты и способны заключать союзы — раньше лишь жены вождей ходили в другие деревни, чтобы заключить важные соглашения. Зачастую они основывались на браках.

Для статуэток женщин балуба характерна сидячая поза на согнутых ногах. У нее очень большая грудь — это свидетельствует о том, что она вскормила многих детей. Такие изделия являются каноном красоты для балуба. Они считают, что женщина красива, если она воспитала большое потомство. На животе статуэтки присутствует глубокое шрамирование — признак новой беременности или свидетельство ритуала, который провели для того, чтобы она родила сильного сына.

У балуба есть некоторые признаки матриархата, хотя в основном Африке все же присущи патриархальные черты: мужчина стоит во главе, а женщина занимается собирательством и строит дом.

Пенде, мамбила и сенуфо

Племя пенде делится на две этнические группы: квилу и касаи. У квилу есть маска, олицетворяющая дух предка. Она надевается сверху на всю голову, и ее также носят на обрядах инициации и захоронения. Бородой эта маска указывает дорогу к предкам — во время танца она, надетая на танцора, помогает усопшему найти путь к ним. Культ предков характерен для Африки — у них нет божеств. Все поклоняются им, считают, что их нужно чтить. Если кто-то заболел или что-то случилось — значит, он обидел своих предков.

Некоторые маски пенде необычны даже для Африки. Например, в маске мбангу кто-то видит изображение паралича или кожных заболеваний. Это действительно маска, связанная с заболеваниями кожного покрова. Пенде считают, что если вы чем-то заболели, то сами в этом виноваты. Никто вам не поможет, вам предстоит стать отшельником, и вы либо выздоровеете, либо нет.

Шаман, впрочем, может предложить вариант древнего ритуала исцеления. Для заболевшего вырезается маска, после чего проводится обряд. Поэтому она выглядит именно так — это некая борьба со злом, борьба духов и мира, в котором сейчас находится человек. Случаи исцеления действительно были — эффект плацебо никто не отменял. Во время обряда пенде люди держат в руках ковш, с помощью которого шумят, как бы вызывая резонансную волну (как шаманы с бубном), пытаясь еще плотнее связаться с миром духов.

У племени мамбила есть маска суага. Следует сказать, что мамбила большое внимание уделяют своей еде, поскольку практически все животные, в том числе и собаки, выращивались в этом племени исключительно для использования в пищу. Мамбила ели практически все, и даже в современных источниках можно прочитать об их каннибальском прошлом. Маска суага — это демон, защищающий деревню, изгоняющий других демонов, и, поскольку племя трепетно относится к пище, маска связана с обрядом плодородия. Ее сопровождают другие маски, менее агрессивные.

Тайное мужское общество поро племени сенуфо по сей день считается очень сильным — это общество воинов. Его члены хранят постоянную связь с миром предков, и только они могут заниматься исцелением болезней. По тому, что расположено на голове маски, можно понять, чем человек занимается. Если, скажем, это гребень — то он земледелец, если животное — то охотник, если человек — то купец. На лбу маски бывает шрамирование, а в нижний части — ноги, показывающие связь умершего (это также и погребальная маска) с миром живых.

Сонгье и салампасу

В племени сонгье было тайное общество кифвебе, очень большое и сильное. Маски этого общества можно было получить только пройдя ряд испытаний. Люди, носившие их, выполняли функции полицейских. Они присутствовали на всех обрядах и следили за порядком. Зачастую члены общества противостояли власти вождя и внушали трепет даже соседним деревням. Кифвебе также выполняли пенитенциарные функции: если кто-то провинился, они приходили к нему и наказывали так, как считали нужным — изгоняли, шрамировали, подвергали испытаниям.

Маску чихонго мог надевать только сын вождя. В ней он ходил по деревням и собирал дань, обещая защитить поселение от злых духов. В современности эта маска тоже используется, но больше в рамках театрального действия — люди так же ходят в них по деревням, разыгрывают представление и собирают деньги. У чихонго народа чокве есть отличительный знак на лбу, напоминающий свастику.

Салампасу — это племя воинов, охотников, в их масках есть мужское сильное начало. Мальчиков этого племени с малых лет обучали военному искусству, они не жили с родителями с восьми лет — уходили в тайное общество.

Чтобы получить высшую маску салампасу — мукинка — надо сначала получить маску охотника, потом воина и, наконец, маску правителя. Получается, правитель является и охотником, и воином, и мудрым человеком. Подпиленные зубы, агрессивные черты лица говорят о том, что носители таких масок проходили обряды инициации.

Для молодых людей это прежде всего обрезание крайней плоти и запиливание зубов. Последнее делали не только мальчикам, но и девочкам, чтобы доказать силу и иметь связь с тотемным животным — крокодилом, а также для того, чтобы было удобно есть мясо. Во время этих обрядов нельзя было ни плакать, ни кричать, поскольку это означало провал испытания.

Фигурка нкиси

Фигурка нкиси конде может показаться куклой вуду — она утыкана гвоздями. Конде выражает агрессивное начало. Подобные фигурки очень распространены, они выполняют различные функции: защиты жилища, мщения и исполнения желаний. Для того чтобы изготовить подробное изделие, необходимо обратиться к колдуну мганга и четко сформулировать, зачем оно нужно. Только после этого он начинает работать над фигуркой. Важно отметить, что колдун — не только шаман, но и резчик по дереву.

После того как он это сделал, начинается работа с фигуркой. Колдун вдувает в нее жизнь, и если его сил не хватает, он относит изделие на кладбище — для того, чтобы там оно напиталось силой предков. При передаче фигурки заказчику в ней нет гвоздей. Забивая гвоздь, клиент как бы активирует изделие, пробуждает его. Поэтому по количеству гвоздей можно узнать, сколько раз к нкиси обращались (кстати, перед тем, как вбивать гвоздь, его надо облизать).

Как правило, фигурку ставят перед домом и закапывают ее в землю, чтобы она была в постоянном контакте с миром духов. Часто нкиси бывает с вкладкой в животе — туда складывают землю и травы с могилы предков. Фигурку для увеличения силы стараются украсить шариками, в которые вкладываются камешки и бисер.

< Назад в рубрику