Бывший СССР
00:01, 13 августа 2016

Завтра война? Когда возобновятся бои в Донбассе

Игорь Кармазин
Фото: Глеб Гаранич / Reuters

«Будут отступать до Киева», — глава самопровозглашенной Донецкой народной республики (ДНР) Александр Захарченко считает, что украинские силовики могут в ближайшее время начать масштабную операцию в Донбассе, но успехом она не увенчается. Киевские власти, в свою очередь, говорят о намерении ввести в стране военное положение. Обе стороны конфликта привели свои подразделения в состояние повышенной боеготовности. «Лента.ру» разбиралась в причинах возможного обострения и в том, чего ждать в регионе при таком развитии событий.

Плотницкий на светофоре

До последнего времени перестрелки и локальные боевые действия происходили в основном между украинскими силовиками и ополченцами ДНР. Самыми горячими точками региона остаются пригороды Донецка — промзона Авдеевки, Марьинка, Ясиноватая, а также окрестности Горловки. Боевые действия ведутся в так называемых «серых зонах» — на буферных территориях, откуда по минским соглашениям должно быть отведено тяжелое вооружение.

С недавних пор ситуация обострилась и на луганском направлении. Так, только за один день 23 июля в районе поселка Попасная погибли сразу шесть украинских военнослужащих, 13 человек были ранены, еще восемь — контужены. Стороны традиционно обвинили друг друга в срыве минских договоренностей. По словам спикера администрации президента Украины по вопросам АТО (антитеррористическая операция — так в Киеве называют боевые действия в Донбассе) Александра Мотузяника, ополченцы атаковали украинские позиции под прикрытием минометного огня. В самопровозглашенной Луганской народной республике (ЛНР) заявили, что на прорыв пошли военнослужащие 59-й отдельной мотопехотной бригады Вооруженных сил Украины (ВСУ).

А 6 августа было совершено покушение на главу ЛНР Игоря Плотницкого. Его взорвали в автомобиле недалеко от дома. Взрыв произошел при движении транспортного средства, взрывчатка в полипропиленовом мешке зеленого цвета была прикреплена к электроопоре перед светофором на дороге. «Учитывая дальность разлета осколков столба, вес заряда мог составить до 10-15 килограммов в тротиловом эквиваленте», — уточнили силовики. Помимо Плотницкого, пострадали еще несколько человек, все они доставлены в больницу.

Киев или Мариуполь?

Первым о готовящихся боевых действиях в середине июля заговорил секретарь Совета национальной безопасности Украины (СНБО) Александр Турчинов. Он сообщил, что руководство ДНР собирается наступать на Мариуполь. По его словам, ополченцы интенсивно запасаются оружием, боеприпасами и топливом. «Все это является подтверждением подготовки наступательных операций», — отметил он, добавив, что в зоне конфликта значительно усилилась активность профессионально подготовленных диверсионно-разведывательных групп и снайперов. Через несколько дней он же предупредил, что готов рассмотреть вопрос о введении на Украине военного положения. Это предполагает трудовую повинность для граждан, нормированное обеспечение продуктами и лекарствами. Военнослужащим разрешается временно изымать у мирного населения любое имущество, в том числе автомобили. В период военного положения запрещается вносить изменения в конституцию, проводить митинги и шествия.

О нарастании напряженности заявили и в республиках Донбасса. Председатель Народного совета ДНР Денис Пушилин предупредил, что масштабные боевые действия возобновятся, если украинские власти не будут соблюдать как минимум первые три пункта минских соглашений, то есть не прекратят огонь, не отведут тяжелое вооружение, не обеспечат эффективный мониторинг перемирия. По его словам, ситуация в зоне конфликта обостряется с каждым днем, и после очередных переговоров по политическому урегулированию нет никаких подвижек.

Называли и конкретные сроки. Главное управление разведки Минобороны Украины сообщило, что активные боевые действия в Донбассе могут возобновиться в период с 4 по 8 августа. Депутат Верховной Рады Юрий Береза заявил, что ополченцы предпримут попытку масштабного наступления на украинские позиции 24 августа. «У нас есть наш государственный праздник День независимости (отмечается 24 августа — прим. «Ленты.ру»), и вот в этот день для нашего противника сверхважно сделать какую-то подлянку Украине. То, что я могу спрогнозировать, это прорыв в направлении Песок, Майорска и Зайцево. Если на карте посмотреть — это Дебальцевская дуга», — объяснил Береза.

Наиболее жестко о происходящем высказался глава ДНР Александр Захарченко. Он подчеркнул, что если украинские силовики попытаются атаковать Донбасс, им придется отступать до Киева. И добавил, что возобновление боевых действий для президента Украины Петра Порошенко и его команды — единственный способ удержаться у власти и избежать ответственности за преступления. «Все идет к тому, что Порошенко, как загнанная в угол крыса, кинется на Донбасс. Может быть, сам, а может быть, чужими руками. Например, отдаст команду карательным батальонам спровоцировать возобновление конфликта. Но результат будет один — война», — предупредил глава ДНР. Через несколько дней он назвал Украину террористическим государством. «Достаточно вспомнить сотни терактов, которые Киев совершил против наших мирных жителей. А с террористами поступают известно как — мочат в сортире. И уж, конечно, не ведут с ними переговоры», — напомнил Захарченко.

Дополнительное ускорение развитию ситуации придало задержание украинских диверсантов в Крыму, готовивших теракты на полуострове. 11 августа Петр Порошенко приказал привести в повышенную боевую готовность все подразделения силовых ведомств не только на границе с Крымом, но и на линии соприкосновения в Донбассе. Днем позже Захарченко сообщил, что ополченцы ожидают наступления украинской армии на трех направлениях. Все подразделения ДНР также приведены в полную боевую готовность.

Ситуация катастрофическая

Эксперты считают, что вероятность крупных столкновений действительно высока. Заместитель директора «Центра политических технологий» Алексей Макаркин говорит, что сейчас стороны играют мускулами осознанно, но ситуация в любой момент может выйти из-под контроля и стать неуправляемой. «Я не думаю, что одни смогут дойти до Киева, а другие — до российской границы. Скорее, бои будут вестись примерно там же, где они ведутся, но с большей интенсивностью. Захват любого крупного города, будь то Мариуполь, Горловка, Донецк — это уличные бои, огромные потери среди гражданского населения», — отмечает политолог. По его словам, попытка ополченцев взять, например, Мариуполь, приведет к резкому ужесточению странами Запада санкций против России, а втягивание украинских силовиков в бои в Донецке грозит им новым масштабным котлом по типу Дебальцевского или даже Иловайского.

Политолог Дмитрий Куликов обращает внимание на то, что внутри Украины социально-экономическая ситуация просто катастрофическая. «Удерживать власть в таких условиях удобнее всего в режиме чрезвычайной ситуации и чрезвычайных полномочий. Например, при введении военного положения невозможны ни митинги, ни шествия, ни демонстрации. Фактически власть при военном положении становится формой диктатуры», — говорит Куликов. Хотя, по его мнению, наступление украинских подразделений вряд ли будет успешным в связи с ограниченной дееспособностью украинского государства.

Директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник отмечает, что конфликт подогревается из-за отсутствия успехов в реализации минских соглашений. «Думаю, мы увидим по меньшей мере политическое обострение — разрыв дипотношений России и Украины, введение визового режима между странами», — предупреждает он.

< Назад в рубрику