Бизнес
16:36, 17 августа 2016

Еще больше конвергенции Зачем Москве нужен Международный медицинский кластер

Новое медицинское оборудование для больницы
Фото: пресс-службы Мэра и Правительства Москвы

В понедельник, 15 августа, мэр Москвы Сергей Собянин заложил капсулу в основание корпуса Международного медицинского кластера, который будет построен на территории инновационного центра «Сколково». Для чего нужен этот новый объект, для решения каких задач он предназначен, разбиралась «Лента.ру».

Сколковский Международный медицинский кластер — вещь для России новая: аналогов ему в стране пока нет, хотя подобные объекты активно возводятся по всему миру. Строят подобные кластеры не только для проведения прорывных исследований и оказания максимально высокотехнологичной медицинской помощи, но и ради медицинского туризма. Дело в том, что тысячи людей по всему миру путешествуют в другие страны для того, чтобы пройти осмотр и лечение у знаменитых зарубежных специалистов. Лидерами в этой области традиционно считаются Израиль, США и Германия. Россияне (в среднем порядка 80 тысяч человек) ежегодно тратят на лечение за границей около двух миллиардов рублей.

Решить эту проблему и одновременно помочь нуждающимся довольно просто — порой достаточно привезти зарубежных светил в Россию и предоставить им помещения, оборудованные по последнему слову медицинской науки. В «Сколково» и приступили к строительству такого центра, причем благодаря статусу инновационного центра гостям из-за рубежа не понадобится получать российские лицензии для предоставления медицинских услуг. Кроме того, здесь откроются филиалы ведущих медцентров и поликлиник мира. Медицинский кластер станет зоной, свободной от бюрократических преград, налогов и других ограничений.

Тем не менее полностью на откуп иностранцам ММК не отдадут — бок о бок с ними будут работать и российские специалисты. Ведь главная задача нового кластера — предоставить пространство и условия для работы и оказания помощи всем нуждающимся.

Создание особой зоны в рамках ММК подразумевает не только приглашение специалистов, но и апробирование методик, которые пока не были лицензированы и опробованы в России, хотя уже успешно применяются за рубежом. Все это еще позволит пациентам и сэкономить на лечении: они смогут обращаться к тем же зарубежным врачам, получать те же лекарства и оборудование, что и за границей.

Управляет проектом фонд ММК (IMC — International Medical Cluster). Помимо этого, подразумевается создание при медицинском кластере экспертного совета, в который войдут лучшие медики со всей России, а также не менее трех приглашенных звезд из-за границы. Именно они займутся отбором резидентов кластера. Причем поучаствовать в проекте смогут только представители ОЭСР, то есть стран с самым высоким уровнем медицины. Они получат право ввозить оборудование в Россию без пошлин и работать без уплаты налогов на прибыль и имущество.

«Я вхожу в состав экспертного совета, и нам предстоит множество заседаний. На них мы будем рассматривать заявки на участие компаний и клиник-операторов в соответствии с имеющимся техническим заданием», — рассказал «Ленте.ру» доктор медицинских наук, профессор Сергей Морозов.

Он оценивает идею создания ММК как «принципиально хорошую». По его словам, это позволяет обеспечить пациентов технологиями, доступными лишь ведущим научно-исследовательским центрам в мире, поскольку в силу российского законодательства все зарубежные препараты и технологии поступают в страну с задержкой в четыре года.

«Если в Москве в ММК пациенты получат немедленный доступ ко всем этим технологиям и разработкам, это будет настоящий прорыв», — отметил Морозов. И добавил, что идеология клиники в ММК будет привнесена западными партнерами.
Эксперт выразил надежду, что станет доступна такая передовая технология, как радиохирургия. В России онкологию лечат преимущественно хирургическими методами, в то время как за рубежом в 75 процентов онкологических случаев применяется радиотерапия.

Сергей Морозов
Фото: mir.expert

«Подобные методы позволяют сохранить качество жизни и уменьшить побочные воздействия. Уверен, что такие технологии будут применяться. Я уже не говорю про молекулярную медицину, которая у нас тоже в дефиците», — резюмировал Морозов.

«Сколково» выбрали в качестве локации для реализации проекта не только потому, что там располагается инновационный центр. До МКАДа отсюда всего три километра, и тут можно построить целый комплекс. Общая площадь земель, выделенных под новый кластер, — 57,6 гектара, а построенные объекты расположатся на площади в 450 тысяч квадратных метров.

По плану первый «пилотный» корпус будет возведен к концу 2017 года. В нем разместится многопрофильный центр диагностики, который примет пациентов уже в 2018 году. Всего в течение ближайших 15 лет на территории ММК планируют открыть примерно 15 клиник, специализирующихся на лечении самых тяжелых и распространенных заболеваний: онкологии, кардиологии, ортопедии, травматологии и неврологии.

Фактически новый кластер станет медицинским технопарком, который не только объединит в одном месте лучшие наработки со всего мира, но и предоставит рабочие места. Здесь понадобятся не только врачи, но и другой персонал — например, медсестры и лаборанты. А новые здания будут полностью соответствовать условиям, необходимым для внедрения инноваций и их активного применения. Например, предполагается использование роботизированных операционных и высокоэнергетических линейных ускорителей. Все это позволит не только эффективно оказывать медицинскую помощь, но и заниматься исследованиями, в том числе и разработкой новых лекарств.

Тесное взаимодействие ведущих российских специалистов с зарубежными светилами поспособствует развитию российской медицинской науки. Вполне вероятно, что именно в ММК возникнут неожиданные коллаборации, способные на новые открытия и прорывные исследования.

«Есть технологии, которые надо продвигать, а денег нет. ММК поможет развивать и фундаментальную медицину, и ее практическую часть. Важно изучать не только генетику или стволовые клетки, но и что-то прикладное, связанное с практическим здравоохранением: в отличие от фундаментальных исследований, результаты этих изысканий можно будет применить не спустя 10-15 лет, а сразу», — рассказал «Ленте.ру» доктор медицинских наук, профессор Валерий Мурылев.

По его словам, последние изменения в московской системе здравоохранения произошли во многом вынужденно, однако помогли сделать работу врачей более систематической и выстроенной.

Среди тех, кто уже согласился работать в ММК, целая плеяда российских звезд. Например, хирург-онколог Игорь Хатьков, который впервые в России сделал операцию на поджелудочной железе через прокол диаметром не больше 1,5 сантиметра. Подобные резекции сегодня выполняют всего в двух медицинских центрах в мире: в Московском клиническом научном центре и клинике Мэйо в США. Кроме того, свое согласие дали лор Андрей Крюков, выпускник Гарварда Сергей Морозов и главный хирург Москвы Алексей Шабунин. Эти имена известны не только в России, но и за рубежом.

< Назад в рубрику