Города Франции один за другим запрещают появляться на пляжах в буркини (купальных костюмах для мусульманок). Градоначальники утверждают, что это необходимая мера безопасности — причем самих же последователей ислама. «Лента.ру» в форме вопросов и ответов объясняет, как сложились предпосылки для запрета, кто его поддерживает и откуда вообще взялись буркини на французских курортах.
Три французских населенных пункта — Канны, коммуна Вильнёв-Лубе и корсиканская деревня Сиско — запретили буркини на своих пляжах. Премьер-министр Франции Мануэль Вальс поддержал решение градоначальников. «Пляжи, как любое общественное место, должны быть свободны от религиозных притязаний», — заявил он.
Буркини — это купальный костюм, разработанный для мусульманок. Его особенность заключается в том, что он закрывает все тело и голову, оставляя открытыми только лицо, ступни и кисти рук. При этом, поскольку костюм сшит из эластичной ткани, он не сковывает движений. Таким образом, одетая в буркини женщина может купаться, находиться на пляже или, например, играть в волейбол, не нарушая при этом своих (или супруга) представлений о скромности и благочестии.
Название «буркини» образовано из слов «бурка» (тип женской одежды, скрывающий все тело) и «бикини».
Кстати, Burkini и Вurqini — торговые марки, официально зарегистрированные в 2003 году в Австралии. С названием «буркини» получилось так же, как со словами «ксерокс» или «джип»: изначально это были имена конкретных производителей копировальной техники и автомобилей, но сегодня любые копиры в русском языке называют ксероксом, а внедорожники — джипами.
Объявление буркини вне закона стало реакцией на разрастающийся конфликт между мусульманской общиной Франции и прочими гражданами. Расположенные на Лазурном Берегу Канны и Вильнёв-Лубе запретили буркини после теракта, устроенного в Ницце 14 июля выходцем из Туниса. Мэр Сиско последовал их примеру после того, как на пляже возле этой деревни произошла драка между мусульманами (они тоже были выходцами из Северной Африки) и местными жителями.
По официальной версии, запрет буркини нужен для безопасности самих мусульман. «Я совершенно не расист. Я хотел защитить население, в особенности мусульман, поскольку полагаю, что именно они становятся главной жертвой экстремистских провокаций», — объяснил свое решение мэр Сиско Анж-Пьер Вивони. По логике градоначальника, женщина в буркини привлекает к себе внимание, раздражает немусульман и может из-за этого попасть в неприятную ситуацию. Ему вторит премьер Вальс: «Я понимаю мэров, которые в напряженной ситуации ищут решение, чтобы избежать конфликтов. Я поддерживаю тех, кто принял запреты, если они стремились поощрить спокойное сосуществование [представителей различных религий]».
Однако в реальности запрет имеет мало общего с вопросами безопасности и, скажем честно, вводится от бессилия. Власти обязаны учитывать настроение общества, которое все более настороженно относится к мусульманам. Радикально решить вопрос — например, выслав всех правоверных из страны (чего, безусловно, многим французам хочется), — невозможно. Но реагировать как-то надо, поэтому проблему пытаются затушевать с помощью полумер. Таких как запрет купальных костюмов, которые очевидно не угрожают чьей-либо безопасности, но при этом, говоря словами мэра Канн Давида Лиснара, являются «символом исламского экстремизма».
Скорее всего, так и будет. Например, вице-мэр Ле Туке (департамент Па де Кале) пообещал, что решение о запрете буркини на пляжах этой коммуны примут в ближайшие дни. «Я хочу послать сигнал всем, кто собирается приехать в наш город и носить эту одежду: вас не примут благосклонно», — заявил он.
К тому же запрет одобряют большинство французов. Газета Le Point провела опрос, участникам которого предложили ответить на вопрос: «Нужно ли запретить купание в буркини на всех пляжах Франции?» Результаты были таковы: «Да» сказали 92,9 процента респондентов, «Нет» — 7,1 процента.
Да, в 2004 году запретили ношение религиозных символов в государственных школах. Формально это ограничение касалось не только последователей Пророка, но фактически било именно по ним: нательный крестик католики могут убрать под одежду, а вот от хиджабов мусульманкам пришлось отказаться. А в 2011-м был введен запрет на появление в общественных местах в одежде, закрывающей лицо. Опять же формально эту норму нельзя было назвать антимусульманской, поскольку ограничение распространялось и на ношение мотоциклетных шлемов, масок и балаклав. Но все прекрасно понимали, что в первую очередь запрет коснется тех, кто привык выходить на улицу в чадре, никабе или парандже. Нарушение закона карается штрафом в 150 евро, а в некоторых случаях еще и принудительным посещением курсов, где рассказывается о светских основах Пятой республики.
Как уже было сказано, формально эти меры не направлены против последователей ислама, но сами мусульмане, конечно, считают иначе. Хотя закрывающую лицо одежду постоянно носили менее двух тысяч французских мусульманок (всего в стране живут около шести миллионов мусульман), запрет вызвал протесты. Закон попытались оспорить в Европейском суде по правам человека, но ЕСПЧ встал на сторону французских властей, а не истца.
Необходимость запрета объяснялась двояко. С одной стороны, речь шла о соображениях безопасности: под маской (чадрой, балаклавой и так далее) может скрываться преступник. С другой — утверждалось, что закрывающая лицо одежда унижает женское достоинство, а это недопустимо в светском демократическом государстве. Поэтому закон намного более суров к тем, кто заставляет женщин прятать лицо: им грозит штраф в размере до 30 тысяч евро или год лишения свободы. Если же речь идет о принуждении закрывать лицо несовершеннолетней, штраф еще больше — до 60 тысяч евро.
Ровно этой же логикой руководствуются и апологеты запрета буркини. Так, министр по правам женщин Лоранс Россиньоль сказала: «У буркини есть предназначение. Это предназначение — спрятать женское тело, спрятать женщину… в этом есть что-то бесконечно архаичное».
Да. В Каннах четыре женщины были оштрафованы на 38 евро каждая. Еще несколько дам получили устное предупреждение, причем некоторые из них после этого переоделись в обычные купальники.
Смотря о чем речь. Если о запрете паранджи, тут Франция не одинока. В 2012-м Бельгия постановила, что в общественных местах нельзя находиться в любой одежде, затрудняющей идентификацию личности. Нидерланды изгнали паранджу из школ в 2007 году, а затем расширили запрет и на общественные места — от транспорта до университетов. Паранджа вне закона в немецкой земле Гессен, в некоторых городах Италии, швейцарском кантоне Тичино.
Если же мы говорим о буркини, то этот купальный костюм пока можно носить везде, кроме перечисленных выше французских населенных пунктов.
К слову, в США на пляжах можно увидеть людей (как мужчин, так и женщин) в одежде, похожей на буркини без капюшона. Речь идет о купальных костюмах с ультрафиолетовой защитой — их покупают те, кто любит плавать в открытой воде, но при этом хочет минимизировать негативные последствия пребывания на солнце.
Любопытная деталь: по словам Ахеды Занетти — той самой женщины, что придумала буркини и владеет торговой маркой, 35-45 процентов ее продукции покупают немусульманки.
Это сложный вопрос. В Коране есть, например, такой пассаж: «О, Пророк! Скажи женам своим, дочерям своим и женщинам мужчин верующих, чтобы лучше укутывались они в одеяния свои, так легче будет отличить их [от служанок и рабынь], и тогда не подвергнутся они унижениям каким-либо» (33:59). Или вот еще: «Скажи верующим женщинам, чтобы отводили они взоры в сторону [от того, что не дозволено им] и оберегали целомудрие свое. Пусть не выставляют напоказ прикрас своих...» (24:30-31). То есть однозначно можно утверждать, что женщинам предписано одеваться скромно. А дальше уже возможны различные толкования. По факту традиция закрывать лицо существует лишь в нескольких странах, и для большинства мусульман паранджа служит олицетворением мракобесия, а не подлинной веры.