Эмигрировавший из России рок-фестиваль Kubana второй год проходит в Риге. Городские власти оказывают ему содействие, а продюсер Илья Островский старается переубедить недоверчивых рижан, считающих фестиваль чем-то сугубо российским. Корреспондент «Ленты» съездил посмотреть, как приживается Kubana на новой почве.
Kubana-2016 проходила в течение четырех дней с 11 по 14 августа в центре Риги на омываемом Даугавой острове Луцавсала. В фестивале приняли участие около трех десятков исполнителей, а хедлайнерами были американская группа Garbage, британская Enter Shikari, финские The 69 Eyes и немцы Guano Apes.
Фестиваль проводится в восьмой раз, и несколько последних лет — в непростой обстановке. Он родился на солнечной Кубани, но три года назад над ним сгустились тучи. Патриотическая общественность открыла для себя американский коллектив Bloodhound Gang, басисту которого на концерте в Одессе вздумалось засунуть в штаны российский флаг. В итоге их сет на Kubana пришлось отменить, американцев на родину провожали казаки с нагайками, а борцы за высокую мораль припомнили фестивалю все его свободолюбие. В отношении организаторов начались финансовые проверки. В 2014 году Островский заявил, что фест проводится в последний раз из-за того, что делать его стало сложно. Вскоре он передумал, однако провести Kubana в Краснодарском крае ему уже не дали. Калининградские власти, решившие было приютить фестиваль, быстро изменили свое решение, и в итоге южнороссийский open air очутился в столице Латвии.
Островский категорически возражает против того, что Kubana — это фестиваль для русских. Если посмотреть на статистику, то из почти двух десятков выступавших на главной сцене групп и артистов только пять из России, а остальные шестнадцать — из дальнего и ближнего зарубежья.
Среди участников нынешнего фестиваля — The Subways, NOFX, Eskimo Callboy, IAMX. Попадались и совсем диковинные вещи вроде прожженной американской команды Nashville Pussy, уместной скорее на байкерском слете.
Регулярные участники Kubana питерские «Кирпичи» показали себя с лучшей стороны, и это был хип-хоп из незабвенных альбомов пятнадцатилетней давности «Капитализм 00» и «Сила ума». Приехал и самый популярный русский рэпер Василий Вакуленко — в образе Ноггано.
По ночам зрителей тешили своими диджейскими сетами Максим из The Prodigy, Данила из «Кирпичей» и Дельфин, а кроме того Chase & Status, Juno Reactor и непременный гость российских фестов этого лета Нейромонах Феофан.
Специальное предложение Kubana-2016 — исполнители, чье выступление в России сегодня по политическим и идеологическим причинам решительно невозможно. Это украинские «Вопли Видоплясова», проект бывшего лидера «Ляписа Трубецкого» Сергея Михалка Brutto, а также Вахтанг Кикабидзе, бойкотирующий Россию с августа 2008 года.
С другой стороны, и в Латвию пустят далеко не всякого потенциального артиста Kubana. Островский посетовал на то, что хотел бы пригласить Иосифа Кобзона, но ему запрещен въезд в страну.
Если продюсер фестиваля намерен бороться за внимание латвийской и общеевропейской аудитории, то рижская администрация видит в Kubana возможность привлечь туристов из России. Фактически Рига ближе к Москве и Санкт-Петербургу, чем станица Веселовка, но чтобы поехать в Краснодарский край, россиянам не нужна виза, в отличие от Латвии. Кроме того, присутствует климатический фактор: здесь нет южного угара, погода непредсказуема, хотя, как в прошлом году, может быть довольно жарко. А пляж и вода есть — река, да и Балтика недалеко.
Фестиваль собрал довольно скромное число зрителей — около 15 тысяч за все дни. Причиной этого, думается, была не погода и не совпадение с празднованием Дня города. Погода оказалось лучше той, что ожидалась, — дождь пошел только на третий день, а песок на острове не позволил превратиться площадке в обычный летний фарш из грязи. Что касается Дня города, то его замечательные городские увеселения вряд ли могли отвлечь от рок-фестиваля значительную часть публики: все-таки те, кому достаточно уличного оркестра в выходной день, и те, кто желает рубиться под Molotov, — это разная аудитория.
Причина в том, что для местных жителей фестиваль — пока непонятный пришелец, а также в том, что для туристов из других стран в этом году почти не было таких групп, ради которых можно бросить все и помчаться в Ригу. Brutto и «Вопли» — замечательно, но в России они не были группами, собиравшими стадионы.
Организаторам хорошо бы поступиться своим фундаментальным принципом, который гласит, что бренд Kubana должен быть важнее имени конкретного артиста — иными словами, зритель должен ехать, условно говоря, не на Garbage, а на Kubana, кто бы там ни выступал. Как показал опыт, число людей, готовых ехать на Kubana ради Kubana, исчисляется несколькими тысячами. Чтобы заинтересовать остальных, нужны громкие имена — и желательно не такие, которые почти каждый год выступают в России или по соседству.