Егор сделал свое дело Как правительство Ельцина-Гайдара проводило экономические реформы в 1992 году

В ноябре 1991 года, после августовского путча и незадолго до окончательного распада Совесткого Союза, первый президент России Борис Ельцин искал человека, который сможет, в составе правительства страны, провести радикальные экономические реформы, покончив с плановой экономикой. Этим человеком оказался экономист Егор Гайдар. В год 25-летия начала работы правительства Ельцина-Гайдара «Лента.ру» вспоминает, как страну переводили на рельсы рыночной экономики.

Предпосылки реформ

К концу 1991 года в СССР сложилась безвыходная ситуация. Страна, только что пережившая попытку августовского государственного переворота (ГКЧП), была готова распасться на союзные республики. Причиной тому в немалой степени была экономическая ситуация, сложившаяся в Советском Союзе к началу 1990-х годов.

Низкие цены на нефть и изжившая себя плановая экономическая система, ориентированная на оборонный комплекс, поспособствовали тому, что к этому времени государство стало фактически банкротом. Зерно и другие товары первой необходимости частично закупалось за границей, существовал ужасный дефицит товаров народного потребления. Золотовалютный резерв практически иссяк, рубль был ничем не обеспечен. И если в крупных городах кризис не так сильно ощущался, то в глубинке складывалась катастрофическая ситуация.

Необходимость полномасштабных экономических реформ, а не постепенных мягких преобразований в то время была очевидна. Разные коллективы экономистов создавали свое видение будущей России. Наиболее известной из нереализованных программ является «500 дней» Григория Явлинского и Станислава Шаталина, основной особенностью которой была постепенная приватизация жилья и мелких предприятий, плюс осторожное акционирование крупных. Все это должно было происходить в рамках единой страны — СССР.

Но ГКЧП фактически поставил крест на новом союзном договоре между советскими республиками. Последний гвоздь в гроб Советского Союза был вбит 8 декабря 1991 года, когда главы России, Белоруссии и Украины подписали соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ).

В этой ситуации первый президент Российской Федерации Борис Ельцин сделал ставку на радикальную программу реформ экономиста Егора Гайдара. Гайдар, занимая должность Первого заместителя Председателя Правительства РФ, и занялся ее реализацией, начиная с января 1992 года.

Либерализация цен

В конце 1991 года желающих возглавить правительство России было немного, и поэтому Борис Ельцин решил сам встать во главе кабинета министров. Он понимал, что шансов на то, что население страны воспримет реформы положительно, практически нет, и, как авторитетная фигура, решил взять на себя груз ответственности. Несмотря на то, что народ адекватно оценивал сложившуюся в экономике страны ситуацию, подавляющее большинство было против либерализации цен, да и вообще всего, что могло ударить и так почти пустому карману.

Днем начала реализации программы Гайдара можно считать 2 января 1992 года, когда были отпущены цены (на все, кроме некоторые жизненно важные категории продуктов и услуг) и временно отменены пошлины на импорт, — Россия шагнула в рыночную экономику. Понятно, что шаг не пришелся на твердую поверхность — забрызгало всех. Только за один месяц цены в среднем поднялись в 3,5 раза. Но, благодаря этому и отмене пошлин, прилавки магазинов стали наполняться продуктами, пусть и очень малая часть населения могла их себе позволить.

Большая барахолка

Следующая веха — указ о свободе торговли, принятый в конце января. Страна превратилась в одну большую барахолку. Все торговали буквально всем, устанавливая цены на товар по собственному усмотрению.

Фиксированные цены на социально значимые категории продуктов (хлеб, молоко и другие) продержались недолго — их отпустили в мае 1992 года. Колхозы не хотели отпускать зерно за копейки — если все зарабатывают деньги, то почему нельзя им?

Внешних источников зерна не было, золотовалютные резервы были проедены еще до краха СССР, и закупать его было не на что. Помощь Запада запаздывала — только в июне 1992 года МВФ наконец-то выделил мизерный кредит России.

В стране набирала обороты инфляция. Происходило это не столько потому, что государство начало печатать деньги, а по причине того, что бывшие союзные республики, в то время находившиеся в общем рублевом пространстве, стремились выпустить как можно больше советских рублей, которые стекались в Россию.

Чем платить

Промышленность в этих условиях практически умирала. Качество советских товаров оставляло желать лучшего, и их мало кто покупал, но зарплату сотрудникам все равно надо было платить. Тогда правительство приняло решение о выделении кредитов предприятиям на пополнение оборотных средств. У людей появились деньги, которые они смогли тратить, и это тоже подхлестнуло рост цен. Впрочем, альтернативой было оставить людей вообще без возможности что-либо приобрести (зато цены бы не взлетели так сильно).

Интересно, что Гознак в то время не знал, кому он подчиняется: Гайдару, главе Верховного Совета Хасбулатову, или вообще советскому Министерству финансов, которое прекратило своей существование, но по закону имел в подчинении это ведомство. Хасбулатов вызвал Леонида Алексеева, руководителя Гознака, и устроил ему выволочку за то, что, мол, он печатает бумажки, из-за чего в стране инфляция. Из-за этого заказ правительства на выпуск денег крупного номинала для кредитования предприятий не был выполнен в срок, и многие их сотрудники остались без зарплаты.

Разумеется, население страны никак не могло быть довольно таким ходом дел. Однако самого худшего не произошло: массовый голод не наступил, электричество зимой отключать не пришлось, и к весне ситуация в экономике худо-бедно стабилизировалась.

Враг всех

Но этих трех месяцев вполне хватило парламентариям Верховного Совета и вице-президенту России Александру Руцкому, чтобы по их прошествии заявлять о необходимости отставке правительства и совершении коренного поворота в экономическом курсе страны. Рецепт процветания был прост: снизить налоги и цены, а зарплаты повысить — пункты, фактически, взаимоисключающие.

Гайдар и его команда отреагировали на такие заявления быстро — немедленным заявлением об отставке кабинета министров из-за невозможности взять на себя популистские обязательства, навязываемые Верховным Советом. Но это не удовлетворило депутатов — казалось бы, все так хотели, чтобы правительство ушло, но, видимо, брать реальную ответственность за происходящее в стране никто больше не хотел. В тот же день Верховный Совет одобрил проводимые реформы.

Впрочем, лоббисты иного экономического курса — в основном, бывшая советская номенклатура — начали сразу после Съезда давить на Ельцина, убеждая создать в правительстве блок в противовес гайдаровскому. Президент не стал этого делать и продолжал поддерживать преобразования, проводимые командой Гайдара, из-за чего эти люди начали распускать слухи о том, что Ельцин пляшет под дудку Запада, и конечный итог реформ — отдать страну на растерзание представителям иностранного капитала. Именно здесь и стоит искать истоки попытки захвата власти консервативными группами в октябре 1993 года.

Приватизируй это

Третий этап реформ — официальное начало приватизации, хотя неофициально она и так шла в стране еще с 1986 года — полная власть на предприятиях была отдана в руки директоров, развивалась так называемая кооперация (по сути - частный бизнес). В 1992 году Анатолий Чубайс объявил об издании приватизационных чеков — сертификату, который давал каждому гражданину право на часть государственной собственности.

На предприятиях ваучеры меняли на акции — всего трудовым коллективам было решено передавать 51 процент акций каждого завода или фабрики, чтобы трудящиеся стали их совладельцами. Но в реальности приватизационные чеки у финансово неграмотного населения скупали за бесценок все те же директора.

Ваучеры скупали у народа и инвестиционные фонды, которые, по идее, должны были их выгодно вложить и выплачивать дивиденды своим клиентам. Свежо предание — конечно же, приватизационные чеки продавались этими фондами заинтересованным в приобретении государственной недвижимости личностям.

Итоги

История правительства Гайдара-Ельцина закончилась в декабре 1992 года. Верховный Совет не утвердил его на посту премьер-министра страны. Говорят, что дело не столько в непопулярных реформах, а в том, что все его противники перед голосованием ходили к нему и требовали ввести в правительство своих людей, предлагали деньги. По этой версии отказ Гайдара играть по их правилам и привел к его отставке.

Оценки проведенных его правительством преобразований резко разнятся. Кто-то говорит, что альтернативы гайдаровским реформам не было. Другие утверждают, что именно он развалил великую страну или просто действовали слишком резко, в спешке. Тот же Григорий Явлинский, один из авторов «500 дней» впоследствии утверждал, что России вовсе не грозил голод — теневая экономика отлично работала, и катастрофы бы не произошло, если бы преобразования производились мерно, чинно, постепенно.

Есть и другая точка зрения. Сторонники политики Егора Гайдара уверены, что нужно учитывать не только экономическую, но и политическую ситуацию в стране: полный развал институтов, волнения граждан, неразбериха и анархия. Именно это, а не только угроза голода, по их мнению, представляло основную угрозу — постепенные реформы просто никто не стал бы терпеть. Так это, или нет, можно гадать вечно, но Егор Гайдар сделал свое дело и ушел. На его месте мог быть кто-то другой, с другими взглядами на проблему, но оказался именно он.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше