Россия
13:37, 24 августа 2016

«Бережно и со вкусом» Директор «Мосжелдорпроекта» Иван Редин о реконструкции окружной железной дороги

Беседовал Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Фото: Евгений Биятов / РИА Новости

Совместный проект РЖД и правительства Москвы по реконструкции Московского центрального кольца (МЦК, оно же Малое кольцо МЖД) близится к завершению. Уже осенью москвичи и гости столицы смогут оценить работу строителей, железнодорожников и сотрудников проектных институтов, вписавших этот огромный транспортный комплекс в запутанную паутину столичной инфраструктуры. Руководитель генерального проектировщика МЦК, института «Мосжелдорпроект» Иван Редин рассказал «Ленте.ру» о решениях, позволивших сохранить привычный ритм жизни мегаполиса и памятники архитектуры в зоне строительства.

«Лента.ру»: Какое значение реконструкция и строительство МЦК имеет для развития транспортной инфраструктуры столицы?

Иван Редин: Это один из самых сложных объектов транспортной инфраструктуры Москвы, основная цель которого — повышение транспортной доступности для населения и гостей столицы. Малое кольцо включает в себя реконструкцию и строительство не только более 200 километров железнодорожных путей, но и нескольких десятков остановочных пунктов и транспортно-пересадочных узлов, мостов и путепроводов, железнодорожных станций и перегонов, зданий и сооружений железнодорожной инфраструктуры. Всего более 300 объектов, объединенных в единый комплекс.

Фото: пресс-служба РЖД

По сложности своей реализации и организации взаимодействия всех участников, а было привлечено более 30 проектных институтов, московское кольцо стоит в одном ряду с такими строительными проектами, как олимпийские объекты в Сочи и космодром «Восточный». Работа проведена бережно и со вкусом.

Особенность МЦК в том, что проект реализуется далеко не на городской окраине, а в районах с уже сложившейся инфраструктурой. Как вы работали в столь стесненных условиях?

Малое кольцо расположено преимущественно в центральной части Москвы. Его пересекают более тысячи городских коммунальных сетей, путепроводов и радиальных направлений железной дороги. Рядом — жилые и промышленные зоны. Основная сложность заключалась в необходимости внедрить проектные решения, не нарушая привычный ритм работы городских и железнодорожных магистралей. Это потребовало взаимодействия строительных, железнодорожных и городских организаций.

Для облегчения координации создан совместный Штаб строительства, который возглавили руководители РЖД и правительства Москвы. Этот коллегиальный орган позволяет оперативно решать все вопросы. На совещаниях присутствуют проектировщики, строители и представители всех городских организаций, чьи объекты расположены вблизи строящегося кольца. Ведутся видеотрансляции непосредственно с объектов строительства. Еженедельно проводятся осмотры, высшие руководители РЖД и правительства Москвы лично инспектируют ход строительства.

Известно, что окружная железная дорога была спроектирована более 100 лет назад и что ее инфраструктура включает в себя много памятников архитектуры. Отразилось ли это на проектировании?

Перед проектированием была проведена археологическая разведка на всей территории. В зоне реконструкции и строительства действительно немало памятников архитектуры и природоохранных зон, требующих бережного отношения. Поэтому специалистами нашего института был разработан комплекс мероприятий по сохранению объектов культурного наследия. Например, использовались особые методы бурения скважин для исключения вибрационного воздействия на фундаменты исторических зданий.

Какие железнодорожные ноу-хау применяются в проекте?

В первую очередь это система управления движением поездов. Теперь все происходит полностью в автоматическом режиме. Без участия человека, но под его контролем. Это позволило установить шестиминутный интервал движения электропоездов. В случае каких-либо вынужденных изменений в графике, система, даже при очень плотном трафике, быстро восстановит движение с требуемым интервалом.

Помимо этого, используется новая система автоблокировки на основе плавающих рельсовых цепей, позволяющая еще сократить интервал движения и видеть хвост впереди идущего поезда. Это разработки отраслевого железнодорожного института АО НИИАС, активного участника проектирования и строительства Малого кольца.

Как контролируется качество строительно-монтажных работ?

Это многоступенчатый процесс. Качество контролируется, во-первых, со стороны подрядчика, у которого каждая операция документируется, во-вторых, со стороны заказчика, и в третьих, проектная организация также осуществляет авторский надзор. Кроме того, есть контроль со стороны служб эксплуатации РЖД, а также государственный надзор.

Пока по МЦК будут курсировать пятивагонные составы новейших электропоездов «Ласточка». Если поток пассажиров вырастет, справится ли с этим инфраструктура?

На протяжении всего периода проектирования мы придерживались трех главных принципов — это интеграция железных дорог в систему городского транспорта, повышение комфорта для пассажиров и увеличение скорости движения. Поэтому путевое развитие преимущественно спроектировано так, чтобы можно было разместить платформы длиной 264 метра. Такая длина будет востребована в долгосрочной перспективе, когда пассажиропоток достигнет 300 миллионов человек в год. На сегодняшний день длина платформ в основном 180 метров.

Насколько сложным был этот проект для возглавляемой вами организации?

«Мосжелдорпроект» — это институт комплексного проектирования железнодорожной инфраструктуры, филиал АО «Росжелдорпроект» — одного из крупнейших проектных институтов в мире. Его филиалы расположены по всей России. Географическое расположение, уникальный опыт проектирования и взаимодействия позволяет реализовывать самые сложные проекты транспортной инфраструктуры.

Силами нашего института выполняются комплексные инфраструктурные проекты развития радиальных направлений железных дорог Москвы и Московской области, такие как Москва — Домодедово, Москва — Выхино — Люберцы, Москва — Усово, Москва — Одинцово.

Для института «Мосжелдорпроект» Малое кольцо — наиболее значимый проект, потребовавший внести изменения в управление проектированием и позволивший приобрести уникальный опыт, что значительно повысило нашу квалификацию и производственный потенциал.

< Назад в рубрику