На Украине случился самый масштабный в новейшей истории полицейский скандал. В Николаевской области силовики с особой жестокостью убили 32-летнего Александра Цукермана. Попытка местных полицейских замять происшествие не удалась — местные жители устроили настоящий бунт. В итоге Киев вынудили принимать экстренные меры для урегулирования ситуации. Что произошло и каковы будут последствия чудовищной истории, случившейся в небольшом украинском райцентре, разбиралась «Лента.ру».
Трагедия в районном центре Кривое Озеро (население около 12,5 тысяч человек) Николаевской области произошла в ночь на 24 августа. Изначально участниками конфликта были 32-летний местный житель Александр Цукерман, его жена Алла и водитель такси, имя которого не называется. Что стало причиной конфликта — до сих пор достоверно не известно. Известно лишь, что Цукерман и его супруга поссорились, ссора перешла в скандал, женщина вызвала полицию. Известно также о конфликте Цукермана с таксистом — то ли последний обвинил Александра в краже денег, то ли в том, что он не рассчитался за поездку, то ли причиной взаимной неприязни была ревность... Некоторые местные жители уверены, что ссора произошла именно по любовным мотивам: якобы погибший застал таксиста и свою жену за любовными утехами.
Так или иначе, на место событий прибыли два наряда полиции — один по вызову Аллы Цукерман, другой — по вызову таксиста. К этому моменту страсти уже улеглись, главный фигурант спал на водительском сидении своего автомобиля в гараже. Дальше события развивались как в триллере. Полицейские вытащили Цукермана из машины, надели на него наручники, выволокли на улицу, начали его избивать и всячески над ним издеваться. И в результате убили его.
Впрочем, официальная версия, озвученная полицией по горячим следам, несколько отличалась от свидетельств очевидцев события. И.о. начальника Кривоозерского отделения полиции Александр Топчий заявил, что Цукерман набросился на полицейских с лопатой, «после чего они применили силу, используя в том числе спецсредства». А Николаевское областное управление сыграло на опережение, и прежде чем дело приобрело общественный резонанс, распространило такую информацию: «Мужчине, который продолжал оказывать сопротивление, в определенный момент стало плохо, правоохранители вызвали скорую, но прибывшие медики уже констатировали смерть домовладельца». По данным свидетелей, когда шестеро полицейских поняли, что убили Цукермана, они просто сбежали с места событий.
Более-менее достоверную информацию о произошедшем в райцентре удалось получить лишь благодаря местному «майдану», стихийно возникшему на месте событий после того, как соседи Цукерманов на утро после трагедии узнали новости. Люди не дали отвезти тело на экспертизу местного уровня, настояв на его отправке в Николаев, да еще и организовали сопровождение. Толпа едва не линчевала причастных к трагедии силовиков, когда их выводили из здания районной прокуратуры для доставки в областной центр. На полицейских сыпались удары, летели камни и плевки, а когда с большим трудом их все же довели до автозака, озлобленные граждане принялись раскачивать его и едва не перевернули.
Последующие новости показали, что гнев этот был вполне обоснованным. Экспертиза засвидетельствовала: причиной смерти Александра Цукермана стало «острое внутреннее кровотечение и травматическое поражение сердца». На его теле обнаружили как минимум четыре огнестрельных ранения, предположительно сделанные из травматического пистолета «патроном Флобера» (без пороха, только с капсюльным составом в качестве метательного заряда). Две пули попали прямо в сердце, еще одна застряла в легком. По мнению экспертов, все выстрелы были произведены в упор. И хотя с такой оценкой согласилась Генпрокуратура Украины, установив что «предварительная причина смерти потерпевшего — внутреннее кровотечение, которое привело к острой кровопотере в результате травматического выстрела в область сердца», родственники убитого отложили похороны, изначально намеченные на 26 августа, и направили тело на дополнительную экспертизу, на этот раз в Умань.
Трое полицейских, непосредственно причастных к событиям, были арестованы судом: стрелявший — на два месяца, его коллеги — на месяц. Остальные пока просто отстранены от своих обязанностей. В Кривое Озеро, чтобы успокоить людей, готовых громить все и вся, стянули полицейских сразу из трех городов Украины — Одессы, Николаева и Херсона. В настоящее время ситуация в райцентре почти стабилизировалась, но угроза социального бунта никуда не делась.
Спасать репутацию полиции — любимой игрушки и главной реформаторской витрины нынешних властей Украины — были призваны первые лица МВД. Глава МВД Украины Арсен Аваков принялся махать шашкой: «Райотдел будет расформирован и полностью обновлен… Изменения будут произведены и в руководстве областного Николаевского главка полиции… Все, кто замешан в преступных и противоправных действиях, пойдут под суд». Глава Нацполиции Хатия Деканоидзе лично отправилась на место событий и в комментариях для прессы вторила Авакову: «Я приняла решение о расформировании отделения полиции Кривого Озера. Наказать виновных — общая позиция Нацполиции, Генпрокуратуры и Министерства внутренних дел Украины».
Нужно отметить, что полиция Николаевской области и так существовала без руководителя. Предыдущий ее глава Виталий Гончаров был уволен еще в июне после масштабного коррупционного скандала, главным фигурантом которого стал заместитель губернатора области Николай Романчук. Найти ему замену в Киеве почему-то не торопились, и лишь сейчас в экстренном порядке Деканоидзе назначила на должность начальника полиции области полковника Юрия Мороза, который до этого работал на оперативных и руководящих должностях в УМВД Киева, а потому довольно слабо знаком с местными реалиями. Его главное достоинство, которое подчеркивается при всяком удобном случае, — то, что еще при президенте Януковиче он уволился из органов внутренних дел по собственному желанию. Что же касается Кривого Озера — туда откомандировали обычного патрульного из Николаева, которому поставлена задача как-нибудь исправить ситуацию.
Постоянные спикеры Киева по силовым вопросам — в частности, депутат от «Народного фронта» Антон Геращенко и советник главы МВД Зорян Шкиряк — сейчас проводят много времени в телеэфире, объясняя, что в случившемся следует усматривать исключительно «человеческий фактор». Убийство в Кривом Озере, дескать, ни в коем случае не ставит крест на полицейской реформе в целом.
Имиджевое ЧП с полицией на Николаевщине произошло более чем не вовремя для руководителей силового блока на Украине. В последнее время и без того звучало немало вопросов о дееспособности и адекватности полиции, теперь ситуация резко обострилась. Согласно официальным данным, в 2013 году на Украине было зарегистрировано 13776 серьезных правонарушений (все виды преступности), в 2015 году — 21500, а за первые шесть месяцев 2016-го — почти 12 тысяч. Эксперты констатируют, что за последний год на Украине действительно значительно вырос уровень преступности, который уже достиг уровня 90-х. Согласно данным независимой аналитической платформы VoxUkraine, в 90-х на 100 тысяч человек фиксировалось 1080 преступлений, а в настоящее время этот показатель составляет 1320.
Наряду с этим появляется все больше информации о противоправных действиях полиции. Новости о полицейском беспределе приходят и из других регионов. Так, житель Львовской области обратился в прокуратуру с заявлением о том, что его избили сотрудники местного отделения полиции. Аналогичная история приключилась в Запорожье: полицейские в своем отделе били одного из задержанных в лицо и по ногам, не особенно стесняясь даже установленных там камер видеонаблюдения. В августе во Львове начато расследование в отношении полицейского, которого подозревают в продаже наркотиков. В Киеве сотрудницу патрульной полиции задержали нетрезвой за рулем автомобиля (после того, как машину остановили патрульные, она пересела на пассажирское сиденье и отказалась пройти тест на содержание алкоголя). А в Чернигове полицейский избил работника прокуратуры.
Депутат Верховной Рады от «Народного фронта» Леонид Емец, как и многие журналисты и эксперты, считает, что главная проблема — в аттестации полицейских, потому как около 70 процентов тех, кто не прошел переаттестацию, в итоге возвращаются на должность через суд. «Понимая, что они полностью провалили экзамены, цинично плюя всем в глаза, зная, что они не имеют права работать полицейскими, они через суд, через свои связи пришли туда, чтобы дальше продолжать делать то, что они для себя считают "правоохранительной деятельностью», — возмущался политик. Другой украинский депутат Борислав Береза еще более откровенен в своих заявлениях: «Люди, поставленные защищать закон, вместо этого убивают… Я опасаюсь не столько преступников, сколько таких полицейских… Возможно, полицейская реформа — это фейк».
О том, что это не отдельные выпады, а выход проблемы на глобальный политический уровень, свидетельствует внесение на рассмотрение Рады проекта постановления о снятии Арсена Авакова с должности министра внутренних дел. «Я провел консультации с рядом групп и фракций, и хочу вам сказать, мы имеем необходимые голоса для отставки Авакова, как только начнется сессия в Верховной Раде», — заявил автор инициативы, представитель «Блока Петра Порошенко» Сергей Каплин. Он добавил, что голосование может быть проведено на первых заседаниях предстоящей сессии парламента (открывается в начале сентября).
А вот глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе внезапно ушла в отпуск по семейным обстоятельствам — по странному совпадению, как раз после того, как профильный комитет парламента потребовал от нее отчета о расследовании гибели Цукермана при задержании. Цинизм ситуации в том, что даже если изменения в силовых органах Украины произойдут, то не справедливости ради, а исключительно для того, чтобы органы эти взяла под контроль та или иная властная группировка.