Интернет и СМИ
00:02, 30 августа 2016

Не фейк, а фотошоп Как фотографы заставили мир верить в поддельные снимки

Светлана Поворазнюк (Заместитель главного редактора)

В конце августа украинский фотограф Дмитрий Муравский лишился поста советника министерства обороны страны после того, как американская газета The Washington Post заподозрила его в фальсификации фото из Донбасса. Коллеги по цеху считают, что снимок «Перемирие в Широкино» был постановочным. «Лента.ру» вспомнила другие громкие случаи, когда вместо оригинальных снимков читателям и зрителям подсовывали фейк.

Не обмана ради, а идеи для

В 2014 году итальянский фотограф Джованни Троило потряс жюри конкурса World Press Photo подборкой снимков из небольшого бельгийского городка Шарлеруа. Репортер изобразил город погрязшим в безработице, преступности, наркозависимости, ожирении, расовой ненависти и извращенных сексуальных утехах. На примере городка Троило желал показать все пороки запутавшейся в кризисе Европы.

Фотограф получил главный приз в номинации «Проблемы современности», а снимки перепечатали крупнейшие мировые СМИ. Не прошло и месяца, как награду у фотографа отняли. Мэр Шарлеруа заявил, что снимки были не документальными, а постановочными, и автор намеренно сфальсифицировал реальность, чтобы вызвать у зрителя шок. Жюри World Press Photo провело собственное расследование, которое установило, что один из снимков серии вообще сделан не в Шарлеруа.

Иран слезам не верит

Весной 2013 года эмоции президента Ирана Махмуда Ахмадинежада, проявленные во время похорон венесуэльского лидера Уго Чавеса, сыграли с ним злую шутку. На церемонии прощания Ахмадинежад попытался утешить плачущую мать Чавеса, 78-летнюю Елену, прижавшись щекой к ее голове. Момент запечатлел фотограф AFP.

Это привело в ярость консерваторов и религиозных ревнителей, о чем написала The Daily Telegraph. Законодатель и религиозный лидер Мохаммед Таги-рахбара констатировал, что президент потерял контроль. Депутат-консерватор Мохаммад Дегхан и вовсе заявил, что поведение Ахмадинежада недостойно лидера мусульманского государства, поскольку ислам запрещает мужчинам касаться женщин, не являющихся их родственницами.

В результате иранские сайты распространили альтернативную версию этой фотографии, подвергшуюся фотошопу. На ней Ахмадинежад в той же позе утешает пожилого мужчину. Сторонники президента уверяли, что именно это фото является подлинным.

Руки не для скуки

В мае 2013 года на фотомонтаже прокололось крупнейшее информагентство Южной Кореи «Ёнхап». Агентство отчиталось, что после совместной встречи президент страны Пак Кын Хе и американский лидер Барак Обама пожали друг другу руки, проиллюстрировав новость неудачно смонтированной фотографией. Главы обоих государств действительно жали руки, но отнюдь не друг другу и не тогда. На фото видно, что они находятся в разных комнатах, в кадре также заметно плечо постороннего человека, держащего за руку Пак Кын Хе.

В то время как СМИ окрестили фотографию худшим использованием фотошопа за всю его историю, в агентстве заявили, что вовсе не планировали выдать фото за оригинальное, а просто неправильно его подписали.

Трое одного не ждут

В 2008 году Иран будоражил мир успехами на ниве ракетных испытаний, грозя Европе и Штатам дотянуться и до них. Страна играла военными мышцами, как могла.

И никого поначалу не удивила фотография с места испытания баллистических ракет, которую опубликовало местное издание Sepah News. На снимке видно, как четыре ракеты взмывают вверх, и ничто, как кажется, не может помешать им достичь цели. Фото опубликовало Agence France-Presse, после чего оно попало на первые полосы крупных СМИ разных стран.

Однако опытные сотрудники агентства Assosiated Press почуяли неладное — они обратили внимание на то, что тот же сайт ранее публиковал похожую фотографию с той только разницей, что на ней были изображены три ракеты, потому что четвертая так и не запустилась. Чтобы скрыть факт неудачных испытаний, ракету решили дорисовать.

Погорел на фотошопе

В 2006 году крупнейшие мировые издания опубликовали фото Reuters из столицы Ливана — Бейрута, сделанную после авиаудара израильской авиации. Город буквально утопал в густых антрацитовых клубах дыма. Однако фотографы и блогеры быстро установили, что автор снимка — Аднан Хаджж, — вероятно, посчитал последствия бомбардировки недостаточно тяжелыми и прибавил дыму интенсивности в фотошопе.

Сам фотограф фальсификацию отрицал, утверждая, что использовал графическую программу исключительно для того, чтобы очистить кадр от «шумов». Однако профессионалы настаивали: неумелый фотошоп виден невооруженным глазом.

Позже и вовсе выяснилось, что фотограф Reuters украл снимок у своего коллеги из Assosiated Press и добавил ему насыщенности, пытаясь защитить права на него. В результате агентство разорвало контракт с фотографом, удалив из своего фотобанка более чем 900 его работ.

Сам себе монтажер

В 2003 году в первые дни после вторжения американских войск в Ирак репортер американской газеты Los Angeles Times Брайан Волски прислал в редакцию кадры с полей. На одном фото вооруженный британский военнослужащий призывает мирных жителей города Басра проследовать в укрытие. Все бы ничего, но для создания фотографии Волски использовал монтаж: чтобы улучшить композицию и добавить драматичности, он совместил два своих снимка.

Самодеятельность стоила репортеру работы. Его уволили из газеты, поскольку редакционная политика издания запрещала искажение новостных фотографий. С начала военной операции в Ираке не прошло и месяца, а Волски был уже четвертым американским корреспондентом, освещавшим войну и потерявшим работу.

Слишком черный

В 1994 году американский журнал Time спровоцировал острую дискуссию о допустимости редактирования фотографий, используемых СМИ. Издание поместило на обложку фото футболиста О. Джея Симпсона, обвиняемого в убийстве бывшей жены и ее любовника (впоследствии был оправдан судом присяжных, но позже сел в тюрьму за вооруженное ограбление). Журнал обработал снимок таким образом, что кожа Симпсона приобрела еще более черный оттенок, а его лицо стало нарочито угрожающим.

После того как Newsweek вышел с аналогичным, но неотредактированным фото на обложке, коллеги по цеху обвинили Time в непозволительных манипуляциях и потакании расистским настроениям. Спустя время журнал извинился за то, что переусердствовал с фоторедактором.

< Назад в рубрику