Путешествия
00:08, 30 августа 2016

Курс выживания в русской деревне ...или Как превратить повседневную жизнь на селе в доходный бизнес

Алсу Гузаирова
Фото: Алсу Гузаирова и Елена Маноли

Чистый воздух, свежий творог и молоко, конные прогулки в поле, сбор яблок в осеннем саду... В последнее время все популярнее становится такой вид малого бизнеса, как агротуризм, или отдых в сельской местности. Предприниматели, чаще всего молодые, приобретают землю в глубинке и устраивают ферму, на которой они живут сами и принимают гостей. Это позволяет им не только зарабатывать деньги, занимаясь любимым делом, но и решать социальные задачи: сохранять традиционные ремесла, улучшать экологию, давать работу местным жителям, сдерживая отток населения из деревень в города. Об одном из таких хозяйств, агроферме «Деревенька», уже два года успешно работающем под Кашином, «Лента.ру» рассказывает в продолжение спецпроекта «Страна добрых дел».

— Два года назад мы катали верхом детишек на День села и выручили тысячу рублей. Как же мы радовались нашим первым деньгам, заработанным на этой земле! — рассказывает Мария Белинская, владелица агрофермы «Деревенька».

Август. Утро. Жара. В высокой траве стрекочут кузнечики. Я выхожу с детьми из машины на проселочной дороге в 170 километрах от Москвы и 12 километрах от Кашина. Слева — заброшенное здание фермы. Справа — крохотная деревенька, которая так и называется Деревенька — по единственной улице сбегает к реке Яхроме. За рекой, красной точкой вдали, колокольня старинной церкви.

Вот уже два дня в Деревеньке нет телефонной связи, поэтому на ферму к Маше мы приезжаем без предупреждения. По бычку в голубом недоуздке и фургону-коневозу определяем нужный дом. И застаем хозяйку за разбором старых сундуков.

— Извините, не ожидала, что приедут гости, затеяла перестановку, — говорит она. — Мы по осени собираемся забить много птицы, и нужно куда-то поставить большой холодильный ларь.

На деревню к дедушке

Агротуризм, или сельский туризм, как вид туристического бизнеса появился в Италии в середине XX века. Его изобрели разоренные Второй мировой войной крестьяне, которые стали за плату приглашать горожан отдохнуть в своих домах. Идея оказалась удачной настолько, что в середине 1950-х в Италии стали повсеместно появляться «агриколы» — хозяйства, гости которых не только наслаждались жизнью в деревне, но и приобщались к крестьянскому труду: пасли гусей, доили коров, косили сено, собирали фрукты и овощи. Примерно в это же время во Франции появилась первая ассоциации агротуристического бизнеса Agricolture et Turisme, а спустя 20 лет, в 1985 году, была создана итальянская Agriturist. С этих пор сельский туризм получил в Европе официальное признание и государственную поддержку.

Сегодня во всем мире сельский туризм — второй по популярности вид отдыха после поездки на морской курорт. Так, в Германии насчитывается более 10 тысяч ферм, принимающих туристов, в Италии — 16 тысяч, а в Польше — свыше 20 тысяч. Каждая из стран старается предложить что-то особенное. Испанцы, например, приглашают собирать оливки и жать оливковое масло, чехи — охотиться и ухаживать за лошадьми, французы варить сыр, делать вино и разводить съедобных лягушек, армяне — печь лаваш и заготавливать лекарственные травы. При этом фермеры неплохо зарабатывают. Принять участие в сборе трюфелей в Хорватии будет стоить гостям от 30 евро в сутки с человека, а провести время в Англии на ферме XVI века, где можно сажать и убирать пшеницу, ездить на тракторе и набивать вручную сардельки, обойдется отдыхающим в 85 евро в сутки.

В нашей стране агротуристические фермы начали появляться в начале 2000-х. Одной из первых стала «Дача дяди Паши» в Тверской области, неподалеку от города Старица, которую основал вернувшийся из Канады в Россию эмигрант Павел Войтинский. Он купил деревенский дом на берегу Волги, завел лошадей и посадил небольшой огород, чтобы кормить гостей любимыми им вегетарианскими блюдами. Бывать у дяди Паши особенно любили иностранцы — они называли это «отдыхом в русской Швейцарии».

Сегодня в России, по официальным данным, насчитывается около 1,5 тысячи агротуристических ферм, по неофициальным — принимать гостей готовы около 4-5 тысяч крестьянских хозяйств. Среди самых любопытных: агроусадьба «Мироедово» в Смоленской области, где можно ухаживать за домашней скотиной и наблюдать за дикими животными, живущими на воле, семейное хозяйство «Гермес» в Краснодарском крае, где туристов приобщают к труду во фруктовых садах, а также «Стойбище белого оленя» на Алтае, где можно работать на пасеке, совершать походы к маральнику и плести изделия из ивового прута. Цены на отдых в российской глубинке демократичные: от 2000 рублей в сутки на человека с учетом питания.

Домик в деревне

Вместе с Машиными детьми мы осматриваем «Деревеньку». Восемнадцатилетняя Эля — за экскурсовода:

— Это наш ослик Светик, он катает малышей. Это корова Зорька, голштинской породы, она дает 20 литров молока в день. Это арабский жеребец, зовут Подвиг, а по-домашнему — Морда. Вы не смотрите, что он такой тощий, просто его сейчас отлучили от кобыл, он воспитывает дочь, вот и нервничает, — показывает хозяйство Эля.

— Они у нас добрые, как кошки, — добавляет семилетний Федя. — Их можно гладить, чесать за ушами, кормить морковкой. Только к телочке близко не надо подходить. У нее только что выросли рога, и она еще не умеет ими пользоваться…

Тем временем Маша накрывает стол — прямо во дворе, между курятником и левадой. На столе свежий творог, вишневое варенье, мед и домашнее мороженое из настоящих сливок, еще не успевшее полностью застыть в холодильнике. За чаем она рассказывает свою историю.

Марии Белинской 38 лет, она москвичка, у нее пятеро детей: четверо родных и одна, Эля, приемная. Дед Маши был заслуженным животноводом, преподавателем Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева. Сама же она окончила Первый медицинский институт, получив специальность хирурга. Но трудиться врачом не стала. Увлеклась лошадьми, работала инструктором по конному спорту, а в 2010 году открыла в санатории «Лесное озеро» под Зеленоградом собственный конный клуб Intsitatus.

Но вот два года назад жизнь ее внезапно изменилась. На санаторий был совершен рейдерский налет, и всем сотрудникам пришлось спешно покинуть базу отдыха. Времени на переезд у Маши было в обрез, денег тоже. Чтобы выйти из положения, она купила под Кашином большой, но требовавший ремонта дом, а с ним 40 соток земли, поросшей бурьяном. С мужем Маша к тому времени уже разошлась, поэтому в деревне обустраивалась сама — с детьми, лошадьми, овчаркой и декоративными курами.

— Самое сложное было пережить первую зиму, — рассказывает Маша.— Как городской житель, я привезла с собой стиральную машинку, электрочайник, микроволновку. Но оказалось, что электропроводка в доме плохая, пробки вылетают. Русская печь была развалена, мне пришлось переложить ее своими руками. Водопровод постоянно замерзал, и я топила снег, чтобы постирать или помыть посуду. Труднее же всего было вылезать из-под одеяла, когда на часах — шесть утра, а на улице — минус 20, и идти кормить и чистить животных…

Рога и копыта

Но пришла весна, и Маша стала думать, как жить дальше.

— Один из моих друзей держит ферму под Переславлем-Залесским, на которой разводит виноградных улиток, — говорит Маша.— Он-то и убедил меня, что сельский туризм —это совсем не сложно. Ты живешь, как живешь, только еще принимаешь за плату гостей. И не стесняешься поручать им убирать навоз или косить сено.

Маша так и поступила. Взамен пропавших за зиму декоративных кур она купила бройлеров и несушек, приобрела корову, козу, кроликов и двух овец-мериносов, посадила огород и договорилась с соседской бабушкой, у которой стала снимать для туристов пустующий дом. Помогать ей в новом деле вызвался брат Вадим, занимавшийся в тот момент грузоперевозками.

— Одну из первых программ я сделала как раз для людей, которые хотят переехать жить в деревню, — рассказывает Маша. — Я показываю туристам, как правильно истопить печь, как подоить корову, как вести огород. В шутку я называю это «Курс выживания в русской деревне».

Другое любопытное развлечение в «Деревеньке» — экотропа, долгая пешая прогулка с собаками на природу.

— Мы ее проводили пока что лишь два или три раза, — говорит Маша. — Люди у нас ленивые, как узнают, что надо идти пешком четыре-пять километров, отказываются.

Напрасно. Тропа очень красивая. Зимой она идет по льду реки Яхромы, на котором прекрасно видны следы бобров и заячьи тропы. Летом уводит в поля в сторону реки Медведицы, где обитают кабаны, лисы и лоси. В этих краях можно внимательно рассмотреть, чем отличается собачий след от лисьего, обнаружить лежки кабанов, норы енотов, а если повезет — увидеть издали лосей, мирно жующих кору на опушке леса.

Но главные труженики «Деревеньки» — это, конечно, лошади.

— У нас шесть лошадей, и все они постоянно в работе, — рассказывает Маша.— Мы можем просто покатать ребенка верхом в поводу, можем дать один или несколько уроков верховой езды, с новичками мы можем спокойно проехаться по полям, а уверенным всадникам устроить резвую дальнюю прогулку.

Однако самое популярное развлечение — это программа «На коне через века». Через интернет Маша собирает группу из 10-15 человек, и они проводят целый день с лошадью. Сначала Маша знакомит туристов с лошадью, показывает, как ее правильно чистить, седлать, заготавливать ей сено. При этом она рассказывает гостям о породах лошадей, их привычках, сообщает интересные исторические факты — например, что безоружные американские ковбои садятся на лошадь и справа, и слева, а русские всадники только слева, этот обычай пошел от кавалеристов, носивших оружие на левом боку. Затем следует конная прогулка в поля. Когда же стемнеет, все отправляются за реку в ночное — с конями, собаками, удочками, костром, гитарой и страшными рассказами.

Сделав ставку на сельский туризм, Маша не прогадала. Туристам в «Деревеньке» нравится, даже очень.

— С весны до осени у меня заняты все выходные, — рассказывает Маша.— На прошлой неделе, например, приезжала семья с мальчиком лет пяти, Антошкой. Они ходили на экотропу, и Антошка поднял из кустов самого настоящего зайца. В следующие выходные приедут дети, занимающиеся у меня верховой ездой, а еще мы поедем в Кашин — гости попросили показать им город.

Разумеется, с горожанами в деревне то и дело случаются курьезы. Обитатели фермы долго еще будут смеяться над мужиком, который, решив накопать червей для рыбалки, залез на огромную кучу навоза и провалился в нее с головой. Или вспоминать солидного господина, который, увидев случайно забредшего на двор к Маше соседского пса породы алабай, так испугался, что в секунду залез на дерево с совершенно гладким снизу стволом. Чтобы вернуть его на землю, потребовались час времени и стремянка высотой около трех метров.

— Для большинства туристов отдых в деревне все-таки не проходит даром, — продолжает рассказ Маша.— Вот, например, среди наших постоянных клиентов есть одна семейная пара — Алексей и Елена. Они язычники, у них кругом родовые боги, родовая земля… Но земли этой они на самом деле ни разу не видели. Когда они впервые приехали к нам, я попросила Алексея привести с поля корову, и потом долго искала и его, и корову верхом по всей округе. А теперь он может все: и огород прополоть, и козу подоить…

Чугунок, кудель и деревянный самогонный аппарат

Маша с Элей убирают со стола и приносят из дома мешок с овечьей шерстью. Вслед за ним на столе появляется прялка с гребнем и веретено.

— Сейчас мы попробуем прясть, как пряли в старину, — поясняет Маша. — В старину в деревнях девочки лет с восьми умели уже прясть кудель, а когда подрастали — начинали прясть нитки.

Если любовь к животным у Маши от деда, то страсть к рукоделию — от бабки, бывшей, по семейному преданию, знахаркой и гадалкой. Бабка учила Машу лечить травами, заговаривать кровь, прясть и ткать. Оказавшись в деревне, Маша взялась восстановить эти забытые женские ремесла. В «Деревеньке» есть курс знахарства и траволечения — для любителей народной медицины, и мастер-классы по валянию из шерсти и прядению — для всех желающих.

Прядение — дело непростое. В «Деревеньке» шерсть дают два мериноса — баран Бублик и овца Блонди. Сначала их стригут, потом состриженную шерсть вычесывают металлическими расческами до тех пор, пока она не станет белой и чистой. А затем кладут на гребень и несколько раз продергивают. Выходит кудель, которую потом с помощью веретена скручивают собственно в пряжу...

Прялка у Маши старинная, деревянная, веретено тоже. Глядя на них, я рассказываю Маше об одном человеке, Александре Березневе, жителе хутора Забураевка на Дону, который после многих лет пьянства вернулся в родные края, построил дом, завел хозяйство и, собрав по соседям старинную утварь, открыл в родительском курене музей казачьей культуры.

— До музея мне еще далеко, но местные жители и правда приносят много интересного: сундуки, иконы, керосиновые лампы, — говорит Маша. — У нас все идет в дело. Прошлой зимой скопилась коллекция чугунков, и теперь я делаю мастер-класс по приготовлению щей и каши в русской печи. Собрали по частям ткацкий станок — стали ткать половички. А недавно мне принесли старинный деревянный самогонный аппарат, теперь я думаю, не сделать ли мастер-класс по самогоноварению…

Своя земля

По оценкам экспертов, агротуризм сегодня — одно из самых рентабельных и быстро окупаемых направлений в туристическом бизнесе. Доказательство — экоферма «Коновалово» в Шаховском районе Московской области, принадлежащая предпринимателю Александру Коновалову. Открывая в 2009 году хозяйство, бизнесмен вложил в него 1 миллион рублей. В 2013-м он построил на территории фермы мини-отель, на что потратил еще 2 миллиона рублей. Уже через год агротуризм принес хозяйству 40 процентов дохода от общей выручки комплекса.

— Если вести дела с умом, то в месяц фермер может заработать 60-80 тысяч рублей, — уверена Мария Белинская. — Главное, работать во всех направлениях.

Маша так и делает. Она дает уроки верховой езды, водит по Кашину и окрестностям экскурсии, продает молоко, творог и яйца отдыхающим из соседнего пансионата «Тетьково», а ее брат Вадим — единственный водитель в области, который возит в коневозке коров.

— То тут тысяча рублей прилипнет, то там, так и живем, — говорит Маша.

Конечно, деньги эти нелегкие, но Маша не унывает. У обитателей «Деревеньки» много планов на будущее. Из хозяйственных нужд: до зимы им надо построить новую большую конюшню, чтобы лошади наконец-то перестали ютиться по сараям. Из туристических: Маша хочет купить в пару к пони Пончику кобылу, развести пони и устроить первый в Тверской области пони-клуб для детей. Кроме того, появилась возможность открыть собственную гостиницу.

— Этим летом глава города Кашина Герман Баландин предложил нам взять в собственность пустующее здание на берегу Яхромы, в котором когда-то была сельская школа, а затем библиотека, — рассказывает Маша.— Здание требует ремонта, работы там много, но, если осилим, у нас будет полноценная гостиница с комнатами, кухней, подсобными помещениями.

Но главное, в чем нуждается Маша как фермер, — это своя земля. Под выпас, под сенокос и просто для гордости и уверенности в завтрашнем дне.

— Как бы трудно мне порой здесь ни было, я не жалею, — говорит Маша. — Я просыпаюсь утром и знаю: вот этот кусок земли — он мой. И я смогу передать его детям. Не знаю, станет ли кто-то из них фермером, но пока они Деревеньку любят. Кормят уток и кроликов, возят на тачке лошадям сено, а за право собрать в курятнике яйца даже дерутся!

…Вечереет. В низине над рекой растекается белый туман. Мычит недоенная корова. Маша с детьми выходит проводить нас на дорогу.

— Только обязательно напишите, что вы приезжали к нам 19 августа, в Яблочный спас, — говорит она на прощание. — Вы видели мою татуировку?

Маша откидывает волосы и обнажает плечо:

— Это птица Сирин. Когда мне был год, бабушка крестила меня как раз на Яблочный спас. И всегда рассказывала, что в этот день из райского сада на землю спускается птица Сирин. И поет людям о вечном блаженстве.

Порой сказки сбываются, хоть и причудливо.

< Назад в рубрику