Экономика
00:01, 31 августа 2016

Не Абэ как Япония намерена выбраться из бесконечной экономической стагнации

Дмитрий Мигунов
Фото: Toru Hanai / Reuters

Япония приготовилась к реализации одной из крупнейших программ экономического стимулирования в истории. Цели просты: опустить слишком высокий курс иены, разогнать слишком низкую инфляцию и обеспечить экономический рост, который топчется около нуля. Но всех этих усилий, какими бы масштабными они ни были, может оказаться недостаточно.

Финансово-экономический режим, установившийся в последние несколько лет в Японии, называют «абеномикой» — по имени премьер-министра страны Синдзо Абэ, правящего с 2013 года. Суть заключается в накачивании экономики как можно большим количеством свободных денег всеми возможными методами. Хотя Абэ до прихода на пост критиковали очень многие в стране, по факту он получил карт-бланш на свои реформы.

Что неудивительно: экономика Японии уже много лет пребывала в тяжелейшей стагнации. Период с 1997 года назвали потерянным десятилетием, а теперь можно смело говорить и о двадцатилетии. За это время существенно сократился номинальный ВВП, снизился уровень заработной платы. По оценке экономиста Ричарда Ку, это самый значительный спад в экономике отдельной страны в мирное время во всей истории человечества.

Разгребать образовавшиеся завалы Абэ решил при помощи «трех стрел» — монетарной политики, фискальной политики и структурных реформ. Первая часть заключалась в еще большем смягчении курса Банка Японии, например, в переходе на отрицательные процентные ставки и количественное смягчение (накачка банков деньгами на основе скупки гособлигаций и других ценных бумаг). Вторая выражалась в целевом росте расходов бюджета на два процента ВВП. Третья предполагала массовое привлечение инвестиций, смягчение торговых барьеров, либерализацию экономики. И эта часть как раз не была выполнена, за исключением разве что намерений Абэ присоединиться к Транстихоокеанскому партнерству.

Тем не менее некоторый результат все же есть — примерно с середины 2013 года экономика Японии наконец-то вышла на траекторию роста. Но надолго ее не хватило. В последние четыре квартала рост ВВП находится около нуля, причем в пяти из последних шести трехмесячных отрезков показатель был отрицательным. В результате возник вопрос о новой программе.

Она была анонсирована в августе, и теперь осталось лишь согласовать детали. Основные ее элементы известны. Общая сумма составит 276 миллиардов долларов, и по отношению к ВВП страны это даже больше, чем знаменитый план, реализованный в США после финансового кризиса 2008-2009 годов.

Сразу следует отметить, что новое финансирование, ранее не заложенное в программы развития, на самом деле существенно меньше. Примерно половина средств уйдет на мероприятия, запланированные ранее. В их числе — кредиты Банка развития Японии на установку дверей безопасности на местных железных дорогах. Остальные примерно 130 миллиардов долларов пойдут на новую инфраструктуру, что для японцев привычно. В частности, планируется построить линию маглева между Токио и Осакой.

Но есть и достаточно необычные статьи расходов. Например, единовременная раздача всем малоимущим гражданам (таковых в стране насчитывается около 20 миллионов человек, каждый шестой) по 15 тысяч иен (147 долларов). Это классическое «разбрасывание денег с вертолета», о котором в свое время говорил бывший глава ФРС Бен Бернанке как о крайней мере, которую применяют, когда больше уже ничего не действует. Сумма сравнительно небольшая, но правительство Абэ рассчитывает, что граждане деньги все же потратят, а не распихают по матрасам, как часто случается при сверхнизкой инфляции или дефляции.

Основные проблемы программы тоже хорошо известны. В Японии и так прекрасно развитая инфраструктура. В этом плане она выделяется даже на фоне европейских государств или Канады, не говоря уже о странах, где все далеко не так блестяще благоустроено (хотя бы США). То есть по сути в стране особо нечего строить. Японцы подшучивают: при таком объеме инфраструктурных расходов у них в стране вскоре у всех рек будет забетонированное дно.

Помогут ли эти меры добиться поставленных целей, в частности, ускорения инфляции и снижения курса иены? Последнее вероятно лишь в коротком промежутке времени, как показали предыдущие программы стимулирования. С момента объявления о новой программе курс доллара к иене вырос очень незначительно, примерно на процент. Хотя обычно рынки закладывают подобные эффекты загодя, а не по мере реализации разнообразных программ.

Другое дело, если «вертолетные деньги» все же пойдут в японскую экономику действительно в серьезном объеме, на уровне десятков миллиардов долларов. Тут и иена может заметно ослабеть, и инфляция ускориться. Но пока столь радикальные шаги программой Абэ не предусмотрены. Те же мероприятия, что запланированы, в ближайшие 18 месяцев способны по крайней мере поддержать экономический рост и вывести экономику из стагнации.

Что будет дальше, по-прежнему неясно. Очевидно, что без каких-то значительных реформ японская экономика так и продолжит существование на игле бесконечных стимулов. Но никто не понимает, какими должны быть эти реформы, поскольку ситуация сложилась действительно уникальная в истории. Долг страны достиг 260 процентов ВВП, и это не мешает иене оставаться одной из самых надежных валют, хотя в Токио регулярно предпринимают усилия, чтобы ее ослабить. Фактически сейчас Япония представляет собой лабораторию, где отрабатываются методы центробанков и финансовых министерств на будущее, когда многие страны мира столкнутся с подобными проблемами.

О японской экономике наверняка пойдет речь на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, который стартует 2 сентября. Азиатско-Тихоокеанский регион в последние 20 лет неизменно выступал локомотивом глобальной экономики, но сейчас переживает не лучшие времена. Темпы роста в Китае, крупнейшей по населению и объему ВВП стране АТР, продолжают замедляться, и это неизбежно сказывается на всех. На этом фоне продолжающаяся стагнация в Японии — очень тревожный сигнал, свидетельствующий о глубоких проблемах в «мастерской мира», каковой на данный момент остается Восточная Азия.

< Назад в рубрику