Россия
00:01, 1 сентября 2016

Больше и дольше О новом порядке получения водительских прав в России

Сергей Лютых (Специальный корреспондент отдела «Россия»)
Фото: Дмитрий Коротаев / «Коммерсантъ»

Сегодня, 1 сентября, вступил в силу административный регламент МВД о проведении экзаменов на водительские права и порядке выдачи соответствующих удостоверений. К примеру, за ошибку в теории теперь назначат дополнительные вопросы, количество упражнений на площадке вырастет до пяти, зато желающие оспорить результаты получат видеозапись с экзамена. «Лента.ру» попробовала разобраться в новшествах, с которыми завтра столкнутся те, кто решил получить права.

Жизнь изменилась

Коррективы в методике приема экзаменов обусловлены переменами в жизни россиян, работе автошкол и условиях вождения в стране за последние 15 лет — то есть с момента утверждения процедуры в 2001-м. Заместитель начальника Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения Владимир Швецов считает, что столь общественно важной государственной услуге давно требовался четкий регламент.

О разработке этого документа известно уже давно, в профессиональной среде его обсуждали несколько лет. Принят регламент в марте нынешнего года. Затем началось обучение инспекторов ГИБДД. По замыслу руководства МВД, экзаменаторы должны сначала сами успешно сдать все экзамены по новым требованиям.

Среди значимых перемен — широкое распространение автомобилей с автоматической коробкой передач. В водительских удостоверениях уже появилась отметка о подкатегории A — для тех, кто на механике ездить не умеет. Регламент подтвердил возможность сдать экзамен на машине с коробкой-автоматом и ездить потом только на подобных машинах.

Изменения отражают и сложившуюся тенденцию экономии бюджетных средств, выделяемых на содержание госавтоинспекции МВД. Согласно регламенту, сдавать теорию и практику допустимо в автошколе, имеющей необходимую материальную базу и подтвержденную на практике эффективность обучения (от 70 и более процентов учеников сдают экзамены с первого раза).

С 1 сентября также скорректированы билеты для теоретического экзамена — с учетом изменений в правилах дорожного движения, но не всех. Почему-то нет вопросов о включенном в ПДД 8 июня понятии «опасное вождение», вызвавшем бурю эмоций среди автолюбителей.

Возможно, соответствующие изменения в теоретические вопросы будут внесены после того, как законодатель определится с наказанием для агрессивных водителей. Важнее то, что теперь актуальный комплект билетов будет размещен на сайте ГИБДД. Раньше, скачивая их со сторонних ресурсов, курсанты автошкол могли только надеяться, что эти вопросы совпадут с теми, что ждут их на экзамене.

«Новеллы регламента основаны на международном опыте и направлены на повышение объективности оценки профессиональных качеств кандидата в водители, — рассказал «Ленте.ру» представитель ГИБДД Антон Белан. — Учтены замечания и предложения общественности, в том числе образовательных организаций, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств».

Согласно регламенту, срок выдачи водительских документов увеличился с одного до 30 дней. Для выдачи мотоциклетных прав предусмотрен 15-дневный срок. В ведомстве говорят, что это максимальный срок для всего комплекса действий — от приема заявления на получение прав до выдачи «корочки». Однако все может быть сделано и за несколько часов.

Документы и пошлина

Итак, для получения водительского удостоверения потребуется соответствующее заявление (в обычном или электронном виде), гражданский паспорт, заключение медкомиссии, свидетельство из автошколы и квитанции об уплате госпошлины в размере 2 тысяч рублей. Кстати, МВД на днях обнародовало поправки в Налоговый кодекс, и в скором будущем пошлина будет составлять уже 3 тысячи рублей.

Тем, кто хочет сдать на права в 16 лет, потребуется письменное согласие родителей (законных представителей или опекунов).

Теория и практика

В целом порядок сдачи экзаменов остается прежним. Сначала теория, потом площадка, затем выезд в город. Но внутри каждого из этих блоков произошли заметные перемены.

20 теоретических вопросов разделяются по темам. Как и прежде, допускаются две ошибки, но вопросы должны быть из разных разделов. При этом за каждый промах придется заплатить пятью дополнительными вопросами. На каждый из них дается одна минута.

На площадке экзаменуемому предстоит выполнить уже не три из десяти, а пять из семнадцати практических упражнений. Новинкой, к примеру, стала «Остановка для безопасной посадки или высадки пассажиров». На все задания дается 60 минут, то есть можно не спешить. Но «змейку» нужно все же преодолеть максимум за две минуты.

Кандидатам в мотоциклисты, правда, сложнее. Для них предусмотрено упражнение «Скоростное маневрирование»: объезд пяти конусов на 80-метровом отрезке за 25 секунд.

В том случае, если одно из испытаний «завалено», его можно пересдать три раза с недельным интервалом. После третьей неудачи к сдаче экзамена допустят через месяц. Все вполне либерально. Главное — помнить, что успешная сдача теории имеет полугодовой срок годности, иначе все придется пересдавать заново.

При выезде в город задача экзаменуемого — в течение 30 минут не набрать более четырех штрафных баллов. Ошибки в новом регламенте разделяются на грубые, средние и мелкие. За первую начисляется сразу 5 баллов, и экзамен прекращается. За среднюю — 3 балла, мелкая оценивается в 1 балл.

К грубым нарушениям относятся: выезд на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора, превышение скорости, заезд за стоп-линию и непредоставление преимущества в движении другим машинам и пешеходам.

За непристегнутый ремень можно схлопотать три штрафных балла. В один балл оцениваются такие проступки, как беспричинное или резкое торможение и чрезмерная медлительность.

Не ученик, а кандидат

Одной из наиболее заметных перемен стало положение о том, что «при проведении экзамена присутствие в транспортном средстве каких-либо лиц, кроме кандидата в водители и экзаменатора, не допускается» (пункт 123).

Президент Федерации объединений автошкол Татьяна Шутылева пояснила «Ленте.ру», что это положение появилось в тексте после обсуждения на открытой площадке и, по ее мнению, создает дополнительные риски.

На что в Госавтоинспекции заметили, что присутствие инструктора на экзамене — это пережиток прошлого. «За рулем автомобиля находится уже не ученик, а кандидат в водители, прошедший соответствующее профессиональное обучение и имеющий документ о его успешном завершении», — пояснили в ГИБДД.

Схитрить не получится

В полиции рассказали, что нередко лишенные прав водители проходят обучение на дополнительную категорию и сдают соответствующие экзамены. Новый регламент подобную практику запрещает.

Еще один распространенный случай связан с нежеланием водителей, лишенных прав, сдавать свое удостоверение в ГИБДД. В полицию они приносят заявление об утере и продолжают ездить. Когда же срок лишения прав истекает, водитель показывает остановившему его автоинспектору «случайно найденное» удостоверение. Утвержденный регламент эту хитрость пресекает, запрещая пользоваться разыскиваемыми документами.

Не из одного окна

В принятом административном регламенте указано, что услуга по выдаче водительских удостоверений в МФЦ не предоставляется. Этот пункт идет вразрез с решением кабмина от 8 августа, согласно которому такая услуга станет обязательной для всех многофункциональных центров с 1 февраля 2017 года. Вероятно, в регламент будут внесены соответствующие поправки.

Дайте жалобщику запись

В случае несогласия с решением инспектора теперь можно потребовать видеозапись сдачи экзамена (как на площадке, так и в городе). Ее следует приложить к жалобе. Такое новшество, вероятно, станет серьезным дисциплинирующим фактором для инструкторов.

< Назад в рубрику