В последнее время отношения между Берлином и Анкарой заметно испортились. Канцлер Ангела Меркель и ее окружение по горло сыты тем, что турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган шантажирует ФРГ, угрожая разорвать миграционное соглашение с Евросоюзом, пустить в Европу сотни тысяч беженцев с Ближнего Востока и из Северной Африки. Анкара недовольна тем, что ЕС, фактически руководимый Берлином, отложил в долгий ящик вопрос отмены виз для турок. Не озонировало атмосферу двустороннего диалога и признание геноцида армян бундестагом, равно как и наложенный Анкарой запрет на посещение немецкими парламентариями солдат бундесвера, находящихся на турецкой базе Инджирлик. А уж проявленную Берлином сдержанность при комментировании попытки переворота в Турции Эрдоган и вовсе счел личным оскорблением. Как Турция и ФРГ дошли до жизни такой — изучила «Лента.ру».
«Здесь вам не турецкий базар. Мы не собираемся торговаться по поводу условий введения безвизового режима между Турцией и ЕС», — заявил в начале августа генеральный секретарь Христианско-социального союза (ХСС) Андреас Шойер, дав понять Анкаре, что пока там не изменят законодательство по борьбе с терроризмом, об отмене виз не может идти и речи.
В то время как Турция настойчиво требует от Брюсселя назвать конкретную дату введения безвизового режима, угрожая в любой момент перестать сдерживать поток мигрантов, стремящихся в Европу, в Германии уставшие от Эрдогана политики не менее резко призывают его прекратить шантаж. «Ни Европа, ни, в частности, ФРГ, ни в коем случае не должны поддаваться давлению Турции», — заявил немецкий вице-канцлер Зигмар Габриэль.
В Германии постоянно упрекают власти в неоправданных уступках Эрдогану ради миграционного соглашения с ЕС (согласно этому документу, все нелегалы, добравшиеся до ЕС через Турцию, возвращаются на ее территорию). Большой резонанс вызвала история с судом над немецким сатириком Яном Бёмерманом, прочитавшим в эфире телеканала ZDF стихотворение об Эрдогане. Бёмерман в поэтической форме сообщил, что у турецкого президента сексуальные отношения с козами, что он «смотрит детское порно, параллельно побивая курдов и притесняя христиан», а также, что «все, от Анкары до Стамбула, знают: он — гей».
Известный своей вспыльчивостью Эрдоган пожаловался Меркель и подал заявление в прокуратуру Германии. Канцлер признала скетч «сознательным оскорблением», выступив за уголовное расследование этого дела. Чтобы избежать наказания, сатирику пришлось извиниться (в Германии за оскорбление лидера другого государства грозит до пяти лет тюрьмы).
Однако многие немцы сочли реакцию Меркель очередным прогибом перед Эрдоганом. «Канцлер не должна проявлять слабость, когда речь идет о свободе выражения мнений. А она порезала меня на филе и подала нервнобольному деспоту к чаю, превратив меня в немецкого Ай Вэйвэя», — прокомментировал ситуацию сам Бёмерман, сравнив себя с китайским художником-диссидентом, преследовавшимся властями КНР.
Кельнский ресторан Urban Burgery, выражая свою поддержку сатирику, добавил в меню «Эрдоган-бургер» с дополнительным куском козьего сыра. По словам владельцев заведения, посетители приняли новшество на ура. Однако из-за угроз в социальных сетях работавшим в ресторане турецким официантам пришлось уволиться, и ресторан на несколько дней закрылся.
Когда в июне в Германии заговорили о предстоящем в бундестаге голосовании по вопросу признания геноцида армян в Османской империи, Анкара действовала по уже отработанной схеме — давила на Берлин, угрожая пустить в Европу новые потоки мигрантов. Накануне голосования депутаты получали угрозы. И все же парламент почти единогласно принял резолюцию.
«Немцы дали понять президенту Турции, что не намерены больше терпеть его шантаж миграционным соглашением и поступаться ради него демократическими принципами», — отмечает директор Центра изучения современной Турции Ильшат Саетов.
Турецкие власти отреагировали жестко — посол в Берлине Хусейн Авни Карслыоглу был отозван для консультаций, а турецкий МИД вызвал временного поверенного в делах ФРГ. Помимо этого, Анкара припомнила немцам Холокост. «Сами в свое время сжигали евреев в печах, а теперь клевещут на турецкий народ, обвиняя в некоем геноциде. Не лучше ли вам оглянуться и посмотреть на собственную историю», — заявил министр юстиции Турции Бекир Боздаг.
Признание Германией турецкого геноцида трудно назвать сюрпризом. В последние годы отношение немцев к Эрдогану сильно испортилось. Султан, как его часто называют в западной прессе, снискал репутацию жесткого авторитарного лидера, на счету у которого преследование оппозиции, ползучая исламизация и коррупционные скандалы. Давно испытываемая немецкими политиками к Эрдогану неприязнь все чаще вырывалась наружу. Так, европейский комиссар по цифровой экономике и обществу, германский политик Гюнтер Эттингер прямо сказал, что, пока Эрдоган остается на посту президента, вопрос о членстве Турции в ЕС закрыт.
Еще одно свидетельство охлаждения двусторонних отношений — информация о том, что Германия, устав от бесконечных отказов турецких властей разрешить депутатам ФРГ посетить турецкую базу Инджирлик, где находятся немецкие самолеты и 250 военнослужащих, задумалась об их переводе в Иорданию или на Кипр.
Впрочем, пока рано утверждать, что этот план будет реализован. «Анкара и Берлин — партнеры по НАТО и антиигиловской коалиции. Передислокация ВВС ФРГ с Инджирлика может нанести ущерб интересам коалиции. Обе страны это понимают, поэтому сделают все для того, чтобы избежать подобного хода событий. Германия вновь обратилась к турецким властям с просьбой разрешить немецким депутатам посетить базу в октябре. Видно, что стороны активно работают над этим», — объяснил «Ленте.ру» турецкий эксперт Серкан Демирташ.
Берлин очень сдержано отреагировал на попытку переворота в Турции, предпринятую в ночь на 16 июля. В то же время Германия была настойчива, призывая Эрдогана не увлекаться зачисткой оппозиции и не забывать о том, что даже в сложившихся условиях нельзя нарушать права человека. Турецкие СМИ расценили такой подход как неуважение к своему президенту.
Страсти накалились еще сильнее, когда живущие в Германии турки решили выразить поддержку Эрдогану. В Кельне состоялся 40-тысячный митинг. Планировалось, что президент обратится к собравшимся по телемосту. Однако за день до мероприятия Федеральный конституционный суд Германии запретил эту трансляцию.
Возмущенные турецкие власти в очередной раз вызвали в МИД немецкого посла, а большинство турецких СМИ опубликовали карикатуры, изобразив канцлера Германии Ангелу Меркель в образе Гитлера.
Отказ немецких властей разрешить видеомост с участием Эрдогана вполне понятен. Выступления президента перед турецкой диаспорой в ФРГ воспринимаются некоторыми немецкими политиками как вмешательство во внутренние дела.
В Германии проживает свыше трех миллионов турок. То, что они не хотят интегрироваться в немецкое общество, вызывает недовольство населения. Большинство из них имеют турецкие паспорта, подчеркивая связь со своей исторической родиной. В Берлине уверены, что далеко не последнюю роль в этом играет Эрдоган, неоднократно призывавший зарубежных соотечественников сохранять свои традиции, веру и родной язык.
Для турецкого лидера выступление перед немецкими турками — его потенциальными избирателями — вопрос принципиальный. Турецкая диаспора в Германии — электорат Эрдогана, голосуют практически единогласно.
«Турцию сильно задели предпринятые немецкими властями шаги, — уверен Демирташ. — Но Анкара пытается наладить диалог с Берлином. В частности, Эрдоган и Меркель проведут встречу с французским президентом Франсуа Олландом и итальянским премьером Матео Ренци на полях саммита G20 в Китае в начале сентября. Надеюсь, сторонам удастся найти точки соприкосновения. Эта встреча будет очень полезной для налаживания отношений как Германии с Турцией, так и Турции с Евросоюзом».
Однако удастся ли преодолеть долго копившиеся разногласия и взаимные обиды — вопрос открытый. Учитывая настроения в Европе, уставшей от мигрантов, всевозможных проявлений исламизма и от Эрдогана лично, долгосрочный прогноз скорее негативный.