Ценности
08:22, 2 сентября 2016

«В вашей жизни слишком много правил» Роже Дав: парфюмер, который так и не стал шпионом

Беседовала Вероника Гудкова (Редактор отдела «Ценности»)
Фото: Micha Theiner / City AM / REX Shutterstock / Fotodom

Парфюмер Роже Дав занялся своим ремеслом еще в 1981 году. Мастер создания ароматов на заказ, автор книг об истории духов The Essence of Perfume и Quintessentially Perfume, основатель брендов Haute Parfumerie и Roja Parfums, он выпустил духи-подарок к свадьбе британского принца Уильяма и Кейт Миддлтон, а также собрал впечатляющую коллекцию винтажной парфюмерии, часть которой демонстрируется в его бутике в лондонском универмаге Harrod's. Парфюмер рассказал «Ленте.ру» о своей любви к ароматам, классической русской литературе, олигархам и Лазурному Берегу.

«Лента.ру»: Как и когда вы поняли, что парфюмерия — ваше призвание?

Роже Дав: Я всегда что-то чувствовал. Понимаете? Я был чувственным человеком, для которого ощущения имели большое значение. Кроме того, я творческая личность. А вместе это дает две необходимые составляющие: у вас есть идея создания аромата, и вы чувствуете, каким он должен быть. Парфюмерия — это очень эмоциональное занятие. У вас возникает чувственная связь с тем, что вы делаете, становится ясно, как практически реализовать свой замысел. Конечно, если рассматривать процесс более глубоко, нужно учитывать различные научные и технические аспекты парфюмерии, но в целом это все выглядит немного колдовством и немного кулинарией — словно ты варишь шоколад по собственному рецепту и подбрасываешь в горшочек разные тайные ингредиенты. Наверное, мой подход недостаточно научный, но я всегда работаю так: представляю себе, как должен пахнуть новый аромат, и добавляю разные компоненты, пока не получаю желаемого.

Работа над ароматом занимает много времени?

Я не работаю на большие корпорации, мой бренд именной, это лично мой бизнес, поэтому я могу позволить себе не ставить жестких временных рамок. Мне никто не может сказать: «Так, новый продукт должен быть готов через три месяца!» Если мне нужно три месяца — я работаю три месяца, если нужно полгода — буду работать полгода.

Среди ваших ароматов есть духи, посвященные России, с российским гербом на упаковке. Как возникла их идея?

На самом деле у меня не один «российский» аромат. Первый был создан к выставке, посвященной дягилевским «Русским сезонам» в музее Виктории и Альберта. Личность Дягилева произвела на меня сильное впечатление. К экспозиции я выпустил тысячу флаконов, и их очень быстро раскупили. Когда я приехал в 2011 году в Россию, мне устроили персональную экскурсию по Кремлю, даже по тем дворцам, куда обычно туристов не пускают. Там я увидел двуглавого орла и задал вопрос переводчице. Возможно, этот вопрос был глупым, но я считаю, что показаться дураком не страшно — гораздо глупее не задать вопрос, если тебя что-то интересует. Итак, я спросил: «Я знаю, что Россия — самая большая по площади страна мира. Часть ее в Европе, другая — и большая — в Азии. Кем вы себя воспринимаете — азиатами или европейцами?» И переводчица ответила: «Мы воспринимаем себя русскими!» Она пояснила, что у русского орла две головы, потому что одна смотрит на Запад, а другая на Восток. Я этого не знал, мне это понравилось. И я решил сделать ароматы, отражающие и западную, и восточную сторону русской души, с двуглавым орлом в дизайне упаковки. Первый называется «Каренина» и навеян историей экспресса, который соединял Ниццу и Санкт-Петербург. Весной, когда у вас еще лежит снег, он привозил в столицу Российской империи свежие цветы с Лазурного Берега. Кстати, для меня это любимое место на планете — после моего дома, конечно. Основная нота этого аромата — особенный цветок, франжипани. Он не слишком часто используется в парфюмерии, но мне очень нравится. По запаху напоминает нагретую солнцем кожу. Другой аромат называется «Олигарх». Его идея в том, что повсюду в мире люди восхищаются очень успешными, сильными людьми. Этот аромат о таких и для таких, для тех, кто знает, чего хочет, и добивается желаемого, берет от жизни все. Причем это не показная мишура, а серьезные вещи, которые они способны ценить. Парфюм построен на контрасте древесных и свежих нот. Итак, это женский аромат и мужской, две головы орла.

Вам, видимо, нравятся романы Толстого?

Некоторые сюжетные линии — да. Например, сцена встречи Анны Карениной с сыном просто потрясающая. Знаете, я три года в молодости учил русский язык. Сейчас, к сожалению, почти ничего не помню, кроме «спасибо» и «как дела?», но такой эпизод был.

А почему вы учили русский?

В ранней молодости я не мог выбрать, чем заниматься: и языки мне хорошо давались, и науки неплохо шли. В какой-то момент возникла дикая мысль выучить русский, поехать в Россию и заняться там... наукой. Может быть, я просто перечитал шпионских романов Яна Флеминга (смеется). Но в итоге ничего не получилось, потому что русская грамматика чересчур сложна. Слишком много правил и еще больше исключений. Мне кажется, это касается всей русской жизни.

Простите, если мой вопрос покажется странным, но вы выглядите как цирковой иллюзионист: броская одежда, аксессуары, множество украшений с бриллиантами. Большинство ваших коллег, с кем мне довелось встречаться, одеваются вполне традиционно. Почему вы выбрали такой имидж?

Я одеваюсь так, потому что это делает меня счастливым. А это очень важно, и не в последнюю очередь — в работе. Знаете, большая часть того, с чем мы сталкиваемся в жизни, далеко не прекрасно, и вообще радость и красота вовсе не постоянное и даже не обычное явление. И мне очень повезло, потому что моя жизнь как раз почти всегда красива и радостна. К счастью, я не бизнесмен и не обязан постоянно носить этот ужасный старомодный серый костюм. Сама мысль об этом вгоняет меня в депрессию! Мне нравится этот стиль, это мой стиль, я сам его создал, он доставляет мне радость. И вообще я считаю, что мы, каждый из нас, созданы для самовыражения и обязаны самовыражаться.

Вы сами придумали дизайн ваших украшений?

Некоторых — да. Дизайн одного из колец навеян формой крышки флакона моих духов. Другое украшение переделано из кольца моей матери, а еще одно — из ее броши. Я немного сентиментален, поэтому ношу вещи, с которыми связаны теплые воспоминания.

< Назад в рубрику