Гениальный сыщик устраивается в любимом кресле и начинает рассказывать пораженным слушателям, как он догадался, что убийцей был садовник. А где стоит кресло? Дом расспросил экспертов Urban Group о том, в каких домах обитали мастера дедукции и непримиримые борцы с преступностью, и какое жилье предпочли бы знаменитые сыщики, окажись они волею судеб в 2016 году в России?
Величайший сыщик всех времен снимал квартиру в типичном лондонском таунхаусе. Истории о Холмсе экранизировались многажды, экранизации становились культовыми. Но акцент на атмосфере викторианского дома лучше всего получился в легендарном российском сериале с Василием Ливановым в главной роли. Советские декораторы сотворили чудо, и жилье нашего Шерлока выглядит более британским, чем у самих британцев — посетители лондонского музея сыщика разочарованно отмечают, что с апартаментами Холмса-Ливанова эта квартирка не сравнится.
Центр дома Холмса — это, безусловно, просторная гостиная, отделенная от приватной части дома лесенкой и балюстрадой. Несмотря на некоторую уютную захламленность, гостиная обставлена со вкусом: тут и кресла, в которых так хорошо покуривать трубку и наигрывать скрипичные этюды, и камин, без которого в туманном Лондоне никак не обойтись, и дедовские часы в углу, потому что распорядок дня превыше всего.
Несомненно, на квартиру в доме по Бейкер-Стрит наложил отпечаток и вкус хозяйки, безупречно респектабельной (по крайней мере, в классической советской экранизации) миссис Хадсон. Ее рука чувствуется в обилии декоративных деталей, типичных для викторианского дома. На диванах теснятся многочисленные подушки, каминную полку укрывает вязаная салфеточка. Рукоделие было основным занятием приличной женщины с достатком, и любая комната английского дома постепенно заполнялась результатами трудов хозяйки.
Уютная и подчеркнуто безопасная гостиная Холмса — это тот тихое «око циклона», вокруг которого вращается вихрь интриг и преступлений. Криминальный мир остается за занавешенными тяжелыми портьерами окнами, а в обители Холмса всегда тепло и спокойно — идеальная обстановка для размышлений. Ну и для различных экспериментов, конечно, тоже.
Если бы Шерлок жил в наши дни, ему идеально подошла бы двухуровневая квартира в подмосковном жилом комплексе рядом с железнодорожной станцией. Спокойная атмосфера, хорошая транспортная доступность даже в часы пик и возможность отгородиться от всего мира в приватной зоне «наверху».
Неподкупный журналист и детектив Микаэль Блумквист, герой трилогии Стига Ларссона “Миллениум” — явный сторонник скандинавского стиля. Его квартира в Стокгольме очень проста, все детали в ней предельно практичны, а главное украшение этих наполненных северным светом апартаментов — вид на старинный район Седермальм.
Как личность творческая, Микаэль селится в богемном районе, по соседству с другими писателями, журналистами и художниками. Его квартира расположена в старинном доме с готическими стрельчатыми окнами и башенками, но оформлена она в актуальном минималистичном стиле. Почти никаких декоративных деталей, прямые линии и светлые цвета. Заметно, что заниматься уютом Микаэлю некогда — то журнал надо спасать, то распутывать старинные семейные тайны, то бороться с нечистыми на руку политиками. Потому и дом его выглядит пусть и стильно, но несколько необжито — как декорации из магазина IKEA. Сразу видно: жилище интеллигентного холостяка, женатого на своей работе.
Если бы Блумквист жил в Москве, ему идеально подошла бы небольшая студия в доме недалеко от центра культурного притяжения, например, рядом с «Винзаводом». Современный индустриальный дизайн, креативные соседи и множество заведений и творческих кластеров, где можно поработать за чашечкой эспрессо поблизости.
Один из любимых персонажей Агаты Кристи, благообразная старушка-сыщик в шляпке, живет в средневековой английской деревушке — несколько десятков коттеджей, церковь с домом викария и неизменная сельская гостиница. Деревенька Сент-Мери Мид, где обитает мисс Марпл, была списана с деревни Бибури, в которой каждый дом — практически музейный экспонат. Самые свежие «новостройки» здесь датируются 17 веком.
Время не особо затронуло коттедж мисс Марпл. Электричества в нем нет, равно как и водопровода, что уж говорить о таких достижениях цивилизации, как посудомоечная и стиральная машины... Да и не развернуться тут — как большинство британских сельских домиков, жилье мисс Марпл весьма компактно. Даже самая большая комната — гостиная — все равно очень мала и совмещает в себе сразу несколько функций: это и место для чаепитий с гостями, и столовая, и библиотека. При этом домик не создает ощущения захламленности, возможно, благодаря идеальному порядку. Вот у кого поучиться покупателям мини-студий.
Подчеркнутая старомодность жилища не раз играла мисс Марпл на руку — кто заподозрит в бабушке, обитающей среди обоев в цветочек и фарфоровых блюдец, великий аналитический ум? Хитрая старушка выведала немало секретов, прикрываясь своей явной безобидностью, в том числе и с помощью обстановки в доме.
Если бы мисс Марпл жила в 21 веке, ей пришелся бы по душе деревянный дом с резными наличниками, обустроенный в импонирующем сыщице стиле прованс. Французский кантри, так же как и проворная старушка, не так прост, как кажется с первого взгляда.
Сыщик-сибарит из романов Рекса Стаута живет со вкусом. Он квартирует на Манхэттене, в старинном кирпичном доме. В отличие от Шерлока Холмса, который не побрезгует нарядиться бездомным и пойти «в поля» на сбор фактов, Ниро – кабинетный аналитик и почти все время проводит в своих роскошных апартаментах. Манхэттенские квартиры вообще отличаются простором, но даже для этого района Нью-Йорка жилье Ниро Вульфа весьма велико — здесь найдется место не только для самого сыщика и его ассистента, но и для повара с садовником.
Американские 1930-е — золотая эпоха стиля, и мистер Вульф — его тонкий ценитель, что чувствуется, прежде всего, в кабинете сыщика. Это очень просторная комната, со вкусом обставленная дорогой мебелью, порой непрактичной — чего стоит один только ярко-желтый диван, который нужно регулярно чистить, или гигантский глобус, от которого нет никакого проку: стоит там в чисто декоративных целях. А рабочее кресло Ниро — и вовсе сокровище. Удобное, глубокое, оно обошлось ему в головокружительные 650 долларов — это во времена, когда на 20 долларов в месяц можно было арендовать непритязательную квартирку!
Но самый заметный и необычный элемент — оранжерея на крыше, где гений сыска проводит каждый день по четыре часа, следя за «состоянием здоровья» своих драгоценных орхидей. Оранжерея настолько просторна, что вмещает в себя еще и апартаменты садовника. Между прочим, завести свою собственную оранжерею на крыше не так сложно, как кажется на первый взгляд. Если раньше квартиры с террасами могли позволить себе только обладатели элитного жилья, то сегодня этот необычный формат стал доступен любому работающему человеку, как и квартиры с отдельным входом. Такие предложения появляются в жилых проектах комфорт-класса.
Действительно, удобно: жить в «домашней» части квартиры, а работать на второй — клиентской, располагающей отдельным входом для посетителей с улицы. Между прочим, это идеальный вариант, если вы вдруг решите стать сыщиком и открыть свое собственное детективное агентство «Лунный свет». Время, сэкономленное на дороге до офиса, всегда можно провести с пользой. Например, овладеть игрой на скрипке или вывести новый сорт орхидеи.
Если бы Вульф существовал здесь и сейчас, в качестве постоянного места для жизни он наверняка, несмотря на наличие демократичных вариантов, выбрал бы апартаменты на последнем этаже в одном из самых высоких зданий города, например, в Москва-Сити. Панорамные окна, собственная оранжерея и выход на крышу, с которой открывается захватывающий вид, способны оправдать ожидания даже самого утонченного эстета.