«Время меняет государственного чиновника»

Глава Россотрудничества об успешном бизнесе и математике по-русски

Любовь Глебова
Фото: Александр Миридонов / «Коммерсантъ»

Успех любой национальной корпорации или частного бизнеса за рубежом — это успех всего государства. В условиях глобальной экономики конкурентоспособность определяется не только наличием передовых технологий или эффективных производственных решений. Гуманитарное сопровождение бизнеса за рубежом — важная составляющая его успеха, считает руководитель Федерального агентства по делам СНГ, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству Любовь Глебова. В интервью «Ленте.ру» глава Россотрудничества рассказала о методах гуманитарной работы и о том, почему в тут не бывает готовых решений.

«Лента.ру»: Откуда возникла идея гуманитарного сопровождения бизнеса за границей? С чего все началось?

Глебова: Идея пришла из жизни. Условие продвижения любого участника внешнеэкономической деятельности (ВЭД) — того, что мы называем бизнесом — будь он государственный или частный, — это, безусловно, его конкурентоспособность на рынке. А вот конкурентоспособность сегодня формируется уже не за счет соревнования в области технологий или каких-то производственных решений или регламентов, потому что они в глобальной экономике становятся единообразными. Конкурентоспособность сегодня формируется за счет того, насколько приходящая в страну компания приветствуется там, насколько она полезна и нужна. Причем нужна она должна быть не столько правящей элите, сколько тем, в чьих интересах развивается бизнес этого участника внешнеэкономической деятельности.

Например, международный бизнес «Росатома». В первую очередь население должно принять то, что приходит в город с атомной станцией, жителям надо понимать, как строительство станции изменит их жизнь. Почему именно с этой компанией стоит преодолевать какие-то трудности? Должно быть что-то, делающее ее более привлекательной по сравнению с другими. Технологии одни и те же, а вот компании приходят по-разному. Вот тут и важна гуманитарная составляющая, а именно — комфорт для людей, которые там живут, — забота о детях, более качественная профессиональная подготовка, перспективы вовлечения населения в бизнес. Все это может предложить компания.

Изучать потребности людей — дело профессионалов, и участникам ВЭД понятно, что это для них непрофильная деятельность.

Поэтому наши компании, развивающие свою экономику на территории других стран, начали искать партнеров в области гуманитарного взаимодействия. И совершенно логично, что их взоры обращаются к Россотрудничеству, потому что мы — единственная официальная площадка на территории любой страны, располагающая целым набором предложений в части гуманитарного сотрудничества: в области образования, культуры, межконфессиональные истории, туризм, молодежные программы, обмены и собственно установление прямых связей между людьми. Это основная функция представительства.

Сегодня очевидно, как гуманитарная составляющая важна для экономического успеха. Конкурентоспособность любого бизнеса определяется тем, насколько привлекателен в его комплексном предложении элемент гуманитарности, насколько он будет принят теми, для кого все это делается. Интерес бизнеса к гуманитарным действиям очень понятен, актуален и своевременен.

Каким образом вы эту задачу решаете? Существуют ли какие-то общие механизмы для всех или в каждом случае — отдельный подход, ведь бизнес у всех разный?

Хороший вопрос. Правда, на него достаточно сложно ответить. Гуманитарная составляющая — это некий инновационный элемент в бизнес-предложении. И как любой инновационный элемент, он не имеет проверенных, традиционных форматов. В традиционном формате обычно дело касается культурных связей: я привез сюда концерт или дал спонсорские деньги, например, на убранство храма. Но этого ли ждут люди, это ли им нужно? Так вот, во главу угла ставится изучение потребностей и интересов местного населения — как можно представить Россию и конкретный бизнес, ведь успех любой национальной корпорации или частного бизнеса — это успех всего государства. Поэтому государству важно, чтобы у бизнеса было все необходимое для продвижения, в том числе гуманитарная составляющая.

Методы нашей работы — инновационные, они рождаются в соответствии с потребностями.

К примеру, совсем недавно состоялась гуманитарная экспедиция в Индонезию, организованная в рамках совместного проекта «Росатома» и Россотрудничества по изучению потребностей людей в странах присутствия госкорпорации.

Когда мы туда ехали, мы не знали, что предложим. У нас есть целый ряд интересных проектов, но мы не знаем, что может быть востребовано в той или иной стране для того или иного бизнеса. Для успеха всего дела нужно, чтобы партнер, которого выбирает бизнес, обладал широким перечнем компетенций и возможностей. На сегодняшний день именно в представительствах Россотрудничества собраны эти возможности. Мы — единственная площадка, присутствующая в стране и знающая ее особенности, потребности, группы влияния. Мы располагаем ресурсом для взаимодействия с культурной и образовательной сферой, с сообществами и так далее.

Можно сказать, что сегодня мы совместными усилиями формируем банк форм и методов этой гуманитарной работы. Этот банк развивается и пополняется ежедневно, а большое количество предложений — свидетельство инновационности процесса. Причем это ежедневные находки. Например, в Венгрии после изучения опыта школ «Росатома» нам сказали: «Мы тоже хотим образовательные программы углубленного изучения математики и физики, как в школах "Росатома"». И мы поняли, что Министерство образования готово включать в образовательный стандарт своей системы наш сегмент — как математика по-русски или физика по-росатомовски. Разве не это лучший способ продвижения представлений о нашей стране, если ребенок в школе учит математику по-русски? Это и есть гуманитарный механизм.

С какими компаниями вы работаете и как они к вам попадают?

Наше сотрудничество с бизнесом началось не вчера, это сложившиеся годами взаимоотношения. Например, структуры «Газпромнефти» на территории Сербии ведут давнюю работу по целому ряду направлений совместно с нашим представительством. В частности, там есть русская школа, организована совместная переподготовка учителей и так далее — то, что спонсирует бизнес, и то, что мы предлагаем как возможность.

Сейчас по поручению президента проект по росписи собора святого Саввы осуществляется на средства компании «Газпромнефть», усилиями специального фонда, координирующего процесс с учетом всех потребностей с участием Русского дома в Белграде, где находится представительство Россотрудничества. К примеру, роспись купола храма будет вестись 4 года, и все это время макет купола со всеми сопровождающими материалами будет храниться в Русском доме. Более того, по решению правительства этот сегмент включат в основной туристический маршрут по стране, который утверждает местное министерство культуры и туризма.

В каждой страновой программе присутствует этот формат сотрудничества, но особенность нынешнего времени заключается в том, что бизнес ищет себе профессионального партнера. И мы развиваем свои профессиональные компетенции, чтобы отвечать ожиданиям, которые по отношению к нам формируются. Время меняет государственного чиновника. Мне кажется, это очень важно.

Наступило время, когда административным способом невозможно изменить властные действия. Именно поэтому внимание к проектному управлению стало тем поручением, которое президент дал правительству России. И я бы сказала, что в гуманитарной сфере этот тренд — потребность не в административном управлении, а в проектном — возник быстрее, чем в экономике.