Стремительный обвал гривны, рост инфляции и безработицы заставляют украинцев искать все новые способы заработка. В попытке разбогатеть граждане «незалежной» не останавливаются ни перед духовными, ни перед этическими преградами. Даже забота о здоровье, а точнее, риск причинения себе вреда, отходят на второй план. В последнее время среди желающих разжиться деньгами необычайной популярностью пользуется вынашивание чужих детей. Суррогатное материнство превратилось в стране в массовый бизнес, где спрос, как известно, рождает предложение. Судя по количеству подобных интернет-объявлений, ни с тем, ни с другим дефицита на Украине нет. Сколько стоит детородная функция украинок и куда ведут их генные следы, разбиралась «Лента.ру».
Украинские сайты по поиску работы пестрят предложениями стать суррогатной матерью или хотя бы донором яйцеклетки. Некоторые джоб-порталы даже обзавелись специальным разделом — донорство ооцитов (яйцеклеток). Клиники, в которые предлагают обращаться потенциальным сурмамам, за эту «услугу» платят в среднем 300 тысяч гривен (720 тысяч рублей). Женщины, готовые пожертвовать бездетным парам свою яйцеклетку, могут заработать на этом от 10 тысяч до 20 тысяч гривен (24-48 тысяч рублей). К кандидаткам предъявляются стандартные требования — они должны быть абсолютно здоровы, обладать приятной внешностью, иметь средний рост и, желательно, детей. Встречаются и ВИП-предложения, когда от доноров требуется определенный цвет глаз и волос, конкретный тип фигуры, а также знание иностранных языков или высокий уровень интеллекта. За подобный эксклюзив предлагается и более высокая оплата.
В провинциальных украинских городах рекрутеры от суррогатного материнства решили не полагаться на интернет и прибегли к дедовскому методу — расклеиванию объявлений в подъездах и на остановках общественного транспорта. Например, в Александрии Кировоградской области предложения такого характера можно увидеть почти на каждом столбе. Женщинам, решившимся на этот приработок, здесь обещают не только финальное вознаграждение после рождения ребенка до 350 тысяч гривен (840 тысяч рублей), но и 4 тысячи гривен (10 тысяч рублей) ежемесячно в период беременности и подготовки к ней. Некоторые клиники дают будущим сурмамам 300 гривен (720 рублей) только за первое посещение и даже возмещают затраты на проезд.
Но крупный бизнес не может полагаться на случай. Поэтому на Украине активно создаются базы данных женщин, желающих вынашивать и рожать детей для бездетных пар. Позвонив по указанному в объявлении номеру, потенциальная сурмама, как правило, попадает в посредническую фирму, занимающуюся составлением подобных баз. По словам сотрудника одной из таких компаний, по сравнению с прошлым годом число кандидаток в суррогатные матери выросло на порядок. Составители базы данных вносят в нее женщин из любого украинского региона. «Но чаще всего звонят из Херсонской, Сумской и Луцкой областей. Также у нас зарегистрировались несколько переселенок», — отметил представитель фирмы-посредника. И добавил, что всем обратившимся компания обещает легальную процедуру оформления документов — договор о вынашивании ребенка, договор с клиникой и другие бумаги, включая свидетельство о рождении малыша. «Родителями ребенка, произведенного на свет сурмамой, указывается супружеская пара, заказавшая услугу. А выносившая и родившая его женщина подписывает отказ от ребенка», — подчеркнули в компании.
Специализирующийся на семейных спорах юрист Артем Середа говорит о баснословных заработках таких посреднических фирм. «Как правило, эти компании — дочерние предприятия клиник, занимающихся репродуктивным здоровьем. Таким образом они обеспечивают себя клиентами», — уточнил адвокат. По некоторым данным, за донорскую яйцеклетку заказчики платят от 50 тысяч гривен (120 тысяч рублей). Как вы уже знаете, сами доноры получают за свой биоматериал втрое меньше.
Чаще всего к услугам украинских суррогатных матерей прибегают иностранные граждане, в основном из стран Западной Европы. Это объясняется не интересом европейцев к славянскому генофонду, а стоимостью услуг — на Западе сурмамы обходятся в разы дороже. Кроме того, в некоторых странах суррогатное материнство попросту запрещено. Например, во Франции, Германии, Австрии, Норвегии, Швеции. На Украине из-за этого тоже возникают определенные трудности. Но местные бизнесмены готовы предложить бездетным супругам из этих стран сразу несколько схем по обзаведению потомством.
Обычно иностранке, желающей прибегнуть к услугам суррогатной матери, оформляют подложную беременность. Она должна прожить на Украине не меньше года. Этого достаточно, чтобы сурмама забеременела, выносила и родила малыша. Матерью ребенка записывают иностранку, и она увозит ребенка на родину как собственного. Есть и другие способы узаконить рожденного украинской сурмамой ребенка. Например, в Харькове одна из фирм придумала регистрировать ребенка на суррогатную мать, а вскоре ее через суд лишали родительских прав и отдавали младенца на усыновление заказавшим его иностранцам.
На украинских интернет-форумах вопрос о донорстве яйцеклеток давно не редкость. Женщин главным образом волнует, насколько это болезненная процедура и вредна ли она для здоровья. Судя по комментариям, через подобную операцию прошло множество украинок, и они не видят в этом ничего особенного. Просто заработок. Так, Катерина из Черкасской области сдает яйцеклетки уже в течение двух лет. За это время ей делали забор ооцитов четыре раза — чаще чем раз в полгода нельзя. За каждую процедуру заплатили по 20 тысяч гривен (48 тысяч рублей).
«Первый раз сдала клетку для близких, а после поняла, что таким образом можно зарабатывать. Теперь привела в программу трех подружек-землячек. Побочных эффектов не замечаю, главное, выполнять рекомендации врача — пить в день 1,5 литра воды и есть то, что советует врач», — рассказала девушка. По ее словам, доноров яйцеклеток с Украины часто приглашают «на работу» за границу. Там за один забор платят больше — в среднем 1200 долларов (31 тысячу гривен). Но чтобы выезжать в такие зарубежные командировки, нужно знать иностранные языки.
Относительно вреда подобного донорства для женского организма мнения украинок разделились. Кто-то, как и Катерина, полагает, что при правильном подходе ничего опасного быть не может. Другие, напротив, делятся всевозможными страшилками вплоть до летального исхода. А что говорит медицина?
Перед процедурой забора ооцитов женщину-донора обследуют специалисты — терапевт, психиатр, гинеколог, генетик. Затем берут анализы на ВИЧ, гепатит и венерические заболевания, делают ЭКГ и флюорографию. Если женщина подходит для донорства, к ней в течение двух недель применяют гормональную терапию, чтобы увеличить количество образовавшихся яйцеклеток. За ростом и степенью их готовности периодически наблюдают посредством УЗИ. Когда яйцеклетки созревают, их извлекают через брюшную стенку тонкой полой иглой. Это делается под общим наркозом и под контролем УЗИ. Основной риск для здоровья — возможность разрыва яичников из-за их чрезмерной стимуляции. Также не исключены осложнения от приема гормонов и повреждение яичников в процессе изъятия яйцеклеток.
Еще один аспект, который затрагивают украинки при обсуждении донорства яйцеклеток: как к этому относится церковь. Одна из форумчанок рассказала, что священник ее прихода прямо указал на то, что таким образом (неестественного зачатия) на Землю придет антихрист. Абсолютное большинство женщин также сходятся во мнении, что православие не одобряет любого вмешательства в Промысел Божий.
Глава патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства протоиерей Димитрий Смирнов заявил по этому поводу, что экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), к которому прибегает все больше семей, категорически неприемлемо с нравственной точки зрения, потому что в ходе этой процедуры погибают эмбрионы. Он также подчеркнул, что церковь выступает против любых вариантов ЭКО, когда используются донорская сперма, донорские яйцеклетки или суррогатная мать.
Какими бы нравственными критериями ни руководствовались гражданки Украины, решившиеся на суррогатное материнство, — в частности, напоминают о том, что они помогают бездетным парам стать счастливыми родителями, — очевидно одно: идут они на это не от хорошей жизни. Экономический эксперт Александр Охрименко считает, что женщина соглашается на роль сурмамы только от большой бедности и отсутствия перспективы. По его мнению, если сейчас на Украине растет спрос на такой вид заработка, это очередной индикатор глубины кризиса в стране.