Наука и техника
00:02, 11 сентября 2016

Американская правда Виноваты ли США в событиях 11 сентября?

Александр Еникеев (Редактор отдела «Наука и техника»)
Фото: Richard Cohen / Reuters

Разрушение башен Всемирного торгового центра (ВТЦ) поначалу удивило не только простых людей, но и некоторых экспертов. Несмотря на первоначальные сомнения, тщательные исследования и моделирование показали, что коллапс зданий произошел из-за столкновения самолетов с ними и сопутствующего этому ущерба. Однако, по мнению сторонников теории заговора, наиболее правдоподобная версия — подрыв небоскребов взрывчаткой.

Таинственные бомбы

Первый угнанный самолет врезался в Северную башню ВТЦ на уровне 94-98-го этажей. Второй таранил Южную башню в районе 78-84-го этажей. Столкновения и последующий пожар вывели из строя лифты в обоих зданиях. Кроме того, была повреждена и нижняя часть строений, включая вестибюль. Однако, по мнению конспирологов, самолеты не могли нанести значительный ущерб этажам ниже 80-го, что говорит в пользу версии о взрывных устройствах, сработавших в момент столкновения.

Огромную роль в выяснении обстоятельств разрушения ВТЦ сыграл Национальный институт стандартов и технологий (The National Institute of Standards and Technology, NIST), который тщательно реконструировал процессы, происходившие после взрывов самолетов. Естественно, исследование проводилось не ради того, чтобы опровергнуть неофициальные точки зрения. Механизм разрушения башен необходимо было понять для разработки новых строительных стандартов. Столкновение самолетов с небоскребами — беспрецедентное событие, и ни один специалист не брался предсказать, какой эффект это произведет. Зато можно было изучить данные post hoc (иными словами, «после случившегося»).

Результатами своих исследований NIST поделился с журналом Popular Mechanics. Установлено, что обломки самолетов разрезали шахту для инженерных коммуникаций в сердцевине зданий, создав канал для распространения горящего топлива. В результате огненная волна докатилась до нижних этажей, повредив вестибюль. По словам Джеймса Квинтере (James Quintiere), профессора инженерии из Мэрилендского университета, некоторые лифты упали, а взрыв вышиб двери на первых этажах, убив тех, кто оказался рядом. Это подтверждают журналисты, зашедшие в вестибюль Северной башни спустя несколько минут после столкновения, — они там обнаружили обгоревшие трупы.

Контролируемый снос

Наверное, один из самых распространенных аргументов теоретиков заговора — то, что быстро сгорающее авиационное топливо не могло расплавить несущие колонны. Топливо сгорает при температуре 400-800 градусов Цельсия. Это действительно гораздо ниже температуры плавления стали (около 1510 градусов Цельсия). Но нюанс в том, что конструкции могли и не расплавляться, а лишь потерять часть структурной прочности. Для этого достаточно и более низких температур. При 600 градусах Цельсия сталь теряет 50 процентов прочности. Роковую роль сыграло и то, что жаропрочное покрытие, защищающее стальные опоры, было повреждено обломками самолетов и уязвимость стали к огню повысилась.

Кроме того, топливу не требовалось долго гореть, оно просто послужило катализатором обширных пожаров внутри ВТЦ. Взрыв воспламенил ковры, шторы, мебель и бумагу. По данным NIST, температура в области очагов возгорания могла достигать тысячи градусов Цельсия, что понизило прочность стали на 90 процентов.

Южная башня рухнула первой, хотя самолет в нее врезался 17 минут спустя после столкновения другого авиалайнера с Северной. Одна из причин этого, скорее всего, то, что удар пришелся на 10 этажей ниже и поврежденные колонны испытывали на себе более сильную нагрузку.

Конспирологи также обращали внимание на то, что при разрушении башен были отчетливо видны облачка пыли, которые вырывались из зданий, словно там последовательно подрывали взрывчатку сверху вниз. Однако взрывные устройства тут ни при чем. Когда начался коллапс, потерявшая опору масса обрушивалась на остальную часть здания. Поскольку самый верхний этаж не мог поглотить всю энергию удара, он передавал ее ниже. То есть возник эффект домино. Этот процесс не требует никаких взрывных устройств. Просто когда происходило сплющивание, массы воздуха с огромной силой выбрасывались из окон, создавая видимость контролируемого взрыва.

Подорванное здание

Самолеты не врезались в седьмой корпус ВТЦ. Тем не менее это здание через несколько часов тоже рухнуло. Сторонники контролируемого сноса полагают, что коллапс ВТЦ 7 — одно из главных свидетельств в пользу заранее подложенной взрывчатки. Однако в докладе NIST указывается, что первоначальные исследования недооценили повреждения, возникшие из-за разрушения рядом стоящих небоскребов. Сильный ущерб горящими обломками был нанесен южной стороне ВТЦ 7.

Серьезные повреждения структуры и интенсивные пожары привели к тому, что седьмой корпус рухнул под собственной тяжестью. Исследователи полагают, что падение ВТЦ 7 — пример прогрессирующего коллапса, когда разрушение части несущих конструкций вызывает деформацию всего остального здания и его последующее разрушение.

С помощью компьютерного моделирования установлено, что главный фактор разрушения здания — его конструкция. Несущие колонны испытывают мощные нагрузки, и, если убрать хотя бы одну из них, обрушивается целая секция. Балки на пятом и седьмом этажах передавали нагрузки от одной колонны к другой, а опорные конструкции на южной стороне ВТЦ 7 были повреждены, поэтому мощное напряжение распределялось на колонны в других частях здания, что превысило пределы их прочности. Обрушение могло произойти даже без первоначальных структурных разрушений. Достаточно было пожара.

Испарившийся самолет

Столкновение одного из угнанных террористами самолетов с Пентагоном также вызывало сомнения у неспециалистов. Возражений официальной версии было несколько: слишком малый пролом в стене, уцелевшие стекла в окнах и отсутствие обломков авиалайнера.

Когда самолет врезался в Пентагон, он оставил пролом шириной 23 метра. Это удалось выяснить по числу разрушенных опорных колонн на первом этаже. Оценка по видимым разрушениям была затруднена тем, что фасад здания обвалился спустя 20 минут после столкновения. Крылья самолета не сыграли особой роли, поскольку одно из них ударилось о землю, а другое было оторвано несущими колоннами здания.

То, что стекла уцелели даже в окнах вблизи от удара, объясняется их взрывоустойчивостью. И, наконец, на самом деле обломки самолета были. Фотографии зафиксировали их снаружи и внутри Пентагона.

Вопросы остаются

Обычно теоретикам заговора нельзя ничего доказать. В аргументах оппонента они найдут множество такого, к чему можно придраться. Если объяснить им и эти нюансы, конспирологи отмахнутся и от них, заявив, что итоговая картина слишком сложная, чтобы быть правдой. Ученых, экспертов и специалистов они тоже обвинят в заговоре, и ничто не поколеблет их уверенность в своей правоте. Кроме того, сторонники теории заговора отличаются удивительным воображением и могут создавать сотни противоречащих друг другу версий. По поводу терактов 11 сентября 2001 года есть еще множество мифов, и чтобы их все разоблачить, потребовалось бы написать не одну статью, а несколько книг.

< Назад в рубрику