Снайперская винтовка Калашникова, пистолет Лебедева и новый малогабаритный автомат. На выставке «Армия-2016» впервые за несколько десятилетий отечественные производители представили прототипы оружия, соответствующие новейшим мировым трендам в «стрелковке».
Российская стрелковая отрасль близка к тому, чтобы начать выходить из стагнации, — так прокомментировал «Ленте.ру» итоги выставки эксперт по стрелковому оружию, главный редактор журнала «Калашников» Михаил Дегтярев. Об этом говорит активность компаний, инициативные разработки, которые делаются с учетом мирового опыта, с привлечением силовиков и профессиональных стрелков-спортсменов. С другой стороны, пока это только попытка выбраться из затяжного кризиса, ведь большая часть новинок — прототипы и опытные образцы, работа над которыми еще не завершена.
Некоторые конструкторские решения эксперты считают заведомо неперспективными и даже тупиковыми. К таким собеседник «Ленты.ру» относит попытки создать буллпап модификации автомата Калашникова. Работы в этом направлении ведет «Институт инженерной физики»: АК-74, где в задней части ствольной коробки вместо приклада смонтирован небольшой плечевой упор, рукоять управления огнем расположена перед магазином, модернизирован спусковой механизм, на крышке ствольной коробки установлена планка, защищающая лицо стрелка от гильз и от движущейся рукоятки затвора. «Такие тупиковые ветви на самом деле тоже нужны, потому что они льют воду на мельницу оружейной отрасли, — поясняет главред «Калашникова». — Благодаря оружейной активности разработчики начинают верить, что их работы — независимые, инициативные — могут быть востребованы».
Наиболее интересные стрелковые новинки привез на «Армию-2016» концерн «Калашников». Прежде всего, это снайперская винтовка Калашникова (СВК), компактный — длина ствола всего 40 сантиметров — полуавтомат, который представители компании называли «своей гордостью». Это инициативная разработка концерна.
Компоновка оружия схожа с той, что используется в западных штурмовых винтовках (AR15, FN SCAR, SIG550, и т.д.): ствольная коробка состоит из двух частей — сверху силовой элемент, собственно П-образная стальная ствольная коробка с интегрированной по всей длине планкой Пикатинни. Внутри коробки вывешена затворная группа, а снизу на шарнире крепится блок ударно-спускового механизма со спусковой скобой и приемником магазина — на опытных образцах весь блок сделан из алюминия, в будущем, возможно, он станет пластиковым. Складной приклад регулируется по длине и высоте.
Автоматика СВК использует газовый поршень с коротким ходом и поворотный затвор с тремя боевыми упорами. Оружие выполнено в двух вариантах: под отечественный патрон 7,62х54R и под самый распространенный в мире винтовочный патрон 7,62х51 НАТО. Питание осуществляется из отъемных коробчатых магазинов на 10, 15 и 20 патронов. В варианте под патрон 7,62х54R магазины СВК взаимозаменяемы с винтовкой Драгунова.
«Можно сказать, это наш ответ FN SCAR-17, — прокомментировал разработку представитель концерна «Калашников». — Это оружие для спецназа, оно работает как снайперское, но может использоваться как штурмовое с 20-местными магазинами». В дизайне СВК действительно прослеживаются мотивы бельгийской FN SCAR, итальянской Beretta ARX-160 или американского Bushmaster ACR. «Понятия о промышленном дизайне примерно одинаковые, — объяснил представитель компании. — Можно делать экзотику в духе американской ХМ8, чтобы потом в кино снимать, но, наверное, не нужно».
«Это попытка соответствовать современным тенденциям, мы опираемся на репрезентативные образцы, зарекомендовавшие себя с рыночной точки зрения. Это плюс, — дал свою оценку Михаил Дегтярев. — А минус в том, что с экстерьером современного оружия у нас все очень плохо — самобытность, которая была в советский период, на мой взгляд, утрачена».
На стрельбах привезенные образцы СВК показали кучность в одну угловую минуту, то есть выпущенные из них пули на дистанции сто метров легли в круг диаметром три сантиметра.
Если СВК пойдет в серию (никаких прогнозов на этот счет нет), она обязательно будет сертифицирована и для гражданского рынка. Представители «Калашникова» не скрывают, что рассчитывают и на хорошие экспортные перспективы своей разработки, неслучайно она была выполнена и в калибре 7,62х51.
«С 80-х годов это первая совершенно новая конструкция, разработанная в Ижевске, в которой формально соблюдены современные требования к стрелковому оружию, — пояснил Михаил Дегтярев, добавив, что спорить о достоинствах концепции, которая находится в стадии разработки, бесполезно, тем более что «при подаче таких проектов всякий разработчик несколько идеализирует свою систему».
Другая примечательная новинка — малогабаритный автомат МА в калибре 5,45х39. Это тоже инициативная разработка «Калашникова», которая позиционируется как оружие самообороны для экипажей боевой техники и как легкий и маневренный автомат для спецподразделений. Ультрасовременный дизайн (снова мотивы FN SCAR) и обилие пластика в конструкции делают МА похожим на игрушку, весит он всего 2,5 килограмма. По замыслу разработчиков, в перспективе это оружие может заменить снятые с производства еще в 90-х годах автоматы АКС-74У.
Скомпонован МА так же, как снайперская винтовка Калашникова: вверху «перевернутая» ствольная коробка из армированного пластика, вывешенная затворная группа; снизу — пластиковый блок УСМ с пистолетной рукояткой, горловиной магазина и спусковой скобой. Автоматика работает за счет короткого хода поршня, поворотный затвор запирается на три упора. Эксперты отмечают, что такая концепция МА берет начало от разработки 70-х годов — малогабаритного автомата Драгунова. Он конкурировал с АКС-74У и проиграл. Новый автомат, по заявлению представителей компании, делался с нуля, от автомата Драгунова осталась только общая компоновка, «внутри все переделано».
Еще ижевцы представили окончательный вариант автомата АК-12 в калибре 5,45х39 и его аналог под патрон 7,62х39 — АК-15. Финальные образцы не похожи на ранние модели АК-12, которые демонстрировались с конца 2011 года.
«Представленные на выставке образцы были доработаны по результатам госиспытаний и отличаются от предыдущих версий по внешнему виду и по конструкции ряда важных узлов, — пояснили в концерне. — Сейчас оба автомата проходят войсковые испытания в подразделениях Минобороны России».
Внешне новый АК-12 напоминает АК-74М с улучшенной эргономикой, но в нем много новых технических решений: изменена конструкция ствольной коробки и газового узла, вывешен ствол (это должно улучшить кучность стрельбы), установлен телескопический приклад. А вот затворная рама осталась прежней, как на АК-74, — все попытки ее облегчить неизбежно снижали надежность оружия. Предохранитель-переводчик режимов огня расположен справа и имеет четыре положения (предохранитель, автоматический огонь, очередь в два выстрела, одиночные), плюс на нем есть дополнительный упор под указательный палец.
Специалисты «Калашникова» уверяют, что им наконец удалось решить вопрос с надежной установкой дополнительных прицельных приспособлений на АК-платформу. У АК-12 съемная крышка ствольной коробки с планкой Пикатинни, которая крепится на два замка (в передней и задней части), а жесткий подпружиненный элемент внутри выбирает люфты.
Вместе с военными образцами на стенде стоял концепт гражданского карабина на базе АК-15, однако на рынок он выйдет только в том случае, если новые автоматы будут приняты на вооружение.
Кроме автомата на стенде «Калашникова» был легкий ручной пулемет РПК-16 калибра 5,45 миллиметров. В конструкции предусмотрена возможность замены ствола: с длинным стволом изделие можно использовать как пулемет, с коротким — как штурмовую винтовку. Специально для нового пулемета разработан дисковый магазин на 96 патронов. Правда, именно этот момент — самый спорный. Добиться от «бубна» надежности традиционного магазина пока не удается.
Прототип пистолета Лебедева (ПЛ-14) от концерна «Калашников» был представлен год назад на выставке «Армия 2015». Цель проекта — создание нового пистолета для полиции, армии и спецслужб, а также вариантов для спортивной практической стрельбы. Его автор Дмитрий Лебедев — ученик известного стрелка, тренера и конструктора спортивного оружия Ефима Хайдурова. Известно также, что в работе над пистолетом участвует зампред Центрального совета Федерации практической стрельбы России и советник гендиректора «Калашникова» Андрей Кирисенко.
Весной представители «Калашникова» заявляли, что испытания ПЛ-14 могут быть завершены до конца 2016 года. Однако пистолет по-прежнему в стадии разработки. Впрочем, его потенциальный конкурент — новый армейский пистолет от ЦНИИТОЧМАШ (предположительно это дальнейшая разработка пистолета Сердюкова СР-1) — вообще не был показан.
Из новинок для гражданского рынка можно выделить полуавтоматический дробовик МР-156 — первое отечественное ружье с инерционной системой автоматики (такая схема применяется на оружии Benelli, Beretta). По словам представителей концерна, ружье может появиться на прилавках магазинов уже в этом году.
Окончательный «серийный» вид приобрела долгожданная и давно анонсированная «Сайга МК-107», карабин для практической стрельбы со сбалансированной автоматикой. Представленные на стендах модели адаптированы под использование магазинов от винтовок типа AR15. Однако на вопрос, когда же карабин поступит в продажу, представители «Калашникова» дать ответ не смогли.