Пайщики загородного поселка в Подмосковье, который строился с государственными гарантиями, уже пять лет ждут своего жилья. Три с половиной года из этих пяти — просрочка застройщика. Более 600 семей ютятся на съемных квартирах, у друзей и родных, кто-то живет в недостроенных зданиях.
Председатель жилищного кооператива Константин Кузьмик рассказал «Дому» о том, как обманутые пайщики пытаются заставить застройщика довести начатое до конца — несмотря на то, что недострой уже принят в эксплуатацию:
«Дома у нас строятся с 2011 года, и к моменту начала продаж у застройщика не было ни разрешения на строительство, ни нормальной проектной документации. Зато были привлекательные цены — около 42 тыс. рублей за квадратный метр, — и отличная идея: огороженная территория, малоэтажные дома, хорошее место, зеленая зона в 10 км от МКАД по Пятницкому шоссе. Гарантом строительства выступал Фонд РЖС, выдавший землю застройщику в аренду по госпрограмме обеспечения граждан жильем. Кроме того, использовалась вполне законная схема продаж через жилищно-строительный кооператив — и она же давала застройщику возможность строить жилье в обход 214-го закона (Федерального закона №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве…». — Прим. авт.).
К концу 2012 года наши дома должны были быть сданы. И тут начались первые затягивания. К тому же нам обещали четырехэтажные дома, а в итоге построили пятиэтажки, и квартиры на последних этажах формально не считались жилыми помещениями до нынешнего лета, хотя их тоже продавали как жилье.
Во главе ЖСК тогда стоял человек, имевший непосредственное отношение к компании-застройщику, — один из ее менеджеров. Летом 2013 года мы созвали общее собрание участников кооператива, в который входят более 600 семей — это абсолютное большинство жителей поселка. Как созывали — отдельная история: правление не давало нам ничьи контакты, так что обзвонить всех не получалось. Мы создали в Интернете отдельный форум, с помощью которого постепенно собрали людей. Назначили дату, состоялся кворум, переизбрали полностью правление и председателя, и теперь выдвигаем претензии не как отдельные жильцы, а как официальная структура. Мы считали, что важнее не засудить застройщика и не отобрать свои деньги, а достроить дома, поэтому начали его «пинать».
Пайщик ЖК «Аристово-Митино» на митинге собственников 4 сентября 2016 г. (не представилась): «Я выбрала эту квартиру, потому что строительство якобы контролировал правительственный фонд. Но этого контроля я жду уже пять лет, и неизвестно, сколько буду ждать еще».
Только к весне нынешнего года наш ЖСК принял первые 12 домов и начал передавать жильцам ключи. В начале сентября мы согласовали с МОЭСК схему подключения электричества для второй очереди и сейчас ожидаем подачи напряжения. Летом у нас текла кровля, буквально на днях застройщик пообещал устранить протечки, при этом у нас на руках есть результаты экспертизы строительных ошибок, в соответствии с которой кровлю надо перестилать полностью. В мае еще заканчивался монтаж систем отопления в последних пяти домах. В марте впервые запустили газ, и Ростехнадзор принял котельные на первые 15 домов, окончательная приемка котельных ожидается в конце сентября. В домах до сих пор не запущены лифты, и даже не на всех этажах есть кнопки вызова. Есть недостатки в остеклении. Не установлены счетчики, не обеспечены газовые плиты в квартирах. Выявлены строительные недостатки, из-за которых у нас топит цокольные этажи.
Но сейчас нас беспокоит не столько задержка сроков, сколько то, что полтора года назад чиновники приняли в эксплуатацию все наши 29 домов! Хотя на тот момент там были не просто частные недостатки: часть домов были фактически не достроены, в других не было внутренней отделки подъездов, во многих — коммуникаций, фасадов, инженерных систем.
Я знаю, почему все дома «ввели»: у застройщика заканчивался срок аренды земли, он должен был выполнить условия ее использования, и ему пошли навстречу. Но с тех пор считается, что дома формально готовы к заселению, а это не так.
Поначалу застройщик упрямился и говорил, что по договорам он не обязан выплачивать пайщикам никакие неустойки, но после нашей консультации с юристами его удалось заставить это делать. В рамках инвестконтракта он обещал нам придорожный комплекс: подземную двухуровневую парковку (потом переделал условия под одноуровневую, но это отдельная проблема), магазины, фитнес-центр и другую инфраструктуру. И мы настояли, чтобы компания в счет компенсаций за просрочку отдала жильцам по их выбору либо машино-места, либо цокольные этажи и подсобные помещения. Или сделала ремонт в квартирах. Но строительство придорожного комплекса так и не начато, а ремонт в домах, которые мы приняли, так и не сделан. При этом с момента ввода домов в эксплуатацию уже накопились новые неустойки.
Да, дома частично заселены, есть люди, живущие в таких условиях — без лифтов, без коммуникаций, без газа: фактически, на стройке. Лично я вместе с семьей, пока длится эта история, арендую квартиру в другом месте. Некоторые пайщики пытаются продать свое жилье на вторичном рынке по 80–85 тыс. рублей за квадратный метр, но это получается плохо. Кстати, и застройщик продолжает продавать оставшиеся квартиры — уже по 90-95 тыс. рублей за квадрат.
Надежда Блохина, пайщик ЖК «Аристово-Митино», на митинге собственников 4 сентября 2016 г.: «В моей семье три человека: муж, я и сын. На покупку этой квартиры мы взяли кредит — не ипотеку, а обычный потребительский. За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас кто где: я у подруги, сын у друзей, муж у племянника. Последние два месяца я мотаюсь на стройку каждый день — там ничего не происходит. Тишина!»
В прессе писали, что задержки у нас происходили из-за трудностей с получением разрешения на строительство. Но мне кажется, проблема возникла потому, что застройщик чувствовал свою безнаказанность из-за родственных связей с чиновниками высокого ранга.
И, видимо, считал, что сдачу задерживают все, а в том, чтобы год-два подождать, ничего страшного нет. Я с ним пытаюсь бороться уже три года, и его манера вести себя и вести бизнес строится на таком отношении: «Не учите меня жить, я сам знаю, мы тут строим дома и делаем добро неблагодарным людям». В 2011 году его компания была небольшой конторкой, занимавшейся субподрядами. А потом он набрал себе интересных контрактов, в том числе в Новой Москве, на землях Фонда РЖС по программам поддержки доступного жилья, в Нахабине, и теперь все эти стройки отстают. У него нет ни одного объекта, который он сдал хотя бы приблизительно в срок. Отставание составляет как минимум год.
Когда начинаются какие-то массовые волнения, публикации в СМИ, жалобы в инстанции, тогда наш застройщик начинает шевелиться. Кстати, в наших домах живет довольно много журналистов из известных издательских домов и с федеральных телеканалов: в начале строительства с застройщиком сотрудничала известная риэлторская компания, и у жилого комплекса была хорошая реклама среди медийных работников.
Четвертого сентября мы провели митинг собственников в Красногорске, на который пригласили администрацию Красногорского района, строительную компанию, чиновников Фонда РЖС и подмосковный Минстрой. Но никто, кроме жильцов, не пришел. Мы записали видеообращение к Владимиру Путину и на следующей неделе планируем устроить одиночные пикеты возле правительства Московской области».