Мадонна, немая и сам Рафаэль

В Пушкинском музее изобразительных искусств открылась главная выставка сезона

Москва. 12 сентября 2016. Картина "Немая" Рафаэля Санти (1507 г.) представлена в ГМИИ им. А.С. Пушкина на выставке "Рафаэль. Поэзия образа". Сергей Савостьянов/ТАСС

«Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» — проект-событие. Хотя выставка небольшая. Как-никак нужно решиться на то, чтобы отпустить на гастроли даже восемь картин и три рисунка этого художника. В 2020 году мир будет отмечать 500-летие со дня смерти мастера эпохи Высокого Возрождения, и ГМИИ им. Пушкина первым вписался в череду грядущих событий. Первая в России выставка работ Рафаэля инициирована послом Италии в России Чезаре Марией Рагальини и проходит под патронатом президентов России и Италии, а также при спонсорской поддержке «Роснефти».

До этого в Пушкинском показывали в 1955 году «Сикстинскую мадонну», перед возвращением немецкой коллекции в рамках «Выставки картин Дрезденской галереи». В 1989-м на Волхонке побывала «Донна Велата» из флорентийской Палатинской галереи, а пять лет назад — «Дама с единорогом» из римской галереи Боргезе.

Все произведения открывшейся выставки, помещенные в одном зале, можно сразу охватить взглядом: пространство довольно камерное, сильно затемненное, лишь лучи света выхватывают с темно-фиолетовых, приглушенного тона фальшстен драгоценные работы. И хрестоматийный юношеский «Автопортрет», и «Мадонну Грандука». Состояние лирической созерцательности — вот, кажется, что хотели придать нынешней выставке и на уровне экспозиционного решения (которым занималась архитектор Даниэла Ферретти), и на уровне концепции (кураторы проекта — главный научный сотрудник ГМИИ, хранитель итальянской живописи Виктория Маркова и заведующая Кабинетом рисунка и гравюры Галерей Уффици Марция Файетти).

И поскольку живопись Рафаэля многих привлекала своей поэтичностью, и раз многие — от рафаэлева современника, писателя Бальдассаре Кастильоне до Пушкина — с восхищением о его картинах отзывались, устроители выставки решили поместить произведения художника в контекст сделанных ему поэтических оммажей. Включив сюда, кстати, и стихотворение самого главного героя.

37 лет — трагическая для многих гениев цифра, и Рафаэль (1483-1520) из их числа. За короткую жизнь он, искавший в живописи гармонию, успел прославиться и встать в один ряд с Леонардо и Микеланджело. «Поэзию образа» не назовешь ретроспективой — и цель у показа иная, но пунктирно проследить хронологию творчества Рафаэля тут все-таки можно.

Искусство уроженца Урбино делят на три этапа. Предположительно в 1497 году Рафаэль поступает в мастерскую Перуджино в Перудже (часто пишут, что это произошло около 1500-го, но выставочная биографическая справка приводит более раннюю дату). Самое раннее произведение здесь — и вообще едва ли не самое раннее из документально известных — «Голова ангела» (1501, Брешиа, пинакотека Тозио Мартиненго). Она была частью алтаря для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло, позднее, за исключением нескольких фрагментов, погибшего от землетрясения. Миловидный, розовощекий ангел с золотистыми волосами, золотистость которых Рафаэль дополнительно подчеркивает, пройдясь более светлыми завитками по русым прядям. Он ищет живопись спокойную и гармоничную. Образцом тут можно считать в том числе и его «Автопортрет» (датированный уже флорентийским периодом, 1505 годом, но, как указывают в каталоге, возможно, созданный еще в Урбино), всего в несколько тонов создающий образ и задумчивый, и невероятно нежный (Флоренция, Галереи Уффици, Галерея статуй и картин). Не зря эта картина так растиражирована, что попала в свое время даже на итальянскую лиру, о чем вспоминает посол Чезаре Мария Рагальини.

В 1504 году художник переезжает во Флоренцию, где его живопись постепенно становится, если угодно, более структурной или скульптурной, что видно на парных портретах супругов Аньоло и Маддалены Дони (1505-1506, Флоренция, галерея Уффици), где жест последней напоминает жест леонардовой Джоконды. Но вместе с тем от Леонардо Рафаэль воспринял и мягкую дымку сфумато, придавшую особую интонацию светлой печали Марии с младенцем в знаменитой «Мадонне Грандука» (1504-1508, Флоренция, Галереи Уффици, Палатинская галерея). Эта работа доехала до Москвы вместе с подготовительным рисунком, по которому видно, как изменилось в итоге композиционное решение произведения. Лиричность, хрупкость образа, — то, что Рафаэль разовьет в «Немой» (1507, Урбино, Национальная галерея Марке), смотрящей и на зрителя, и вместе с тем сквозь него, погруженной в свои размышления.

Наконец, в 1508-м Рафаэля зовут в Рим ко двору папы Юлия II и при содействии архитектора Браманте (после смерти которого как раз Рафаэля назначат главным архитектором собора Св. Петра), где он прославится в первую очередь росписями ватиканских станц. В Пушкинском же от позднего Рафаэля есть одна работа — «Экстаз Св. Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» (ок. 1515, Болонья, Национальная пинакотека). Здесь не только поэтичность, но и музыкальность его живописи явлена почти буквально, через сюжет и, соответственно, слушающую небесную музыку главную героиню-мученицу.

Портреты и мадонны — из главных линий искусства Рафаэля, и как он искал линию гармонии и красоты для этих самых портретов, видно по двум рисункам с женскими профилями. В одном изображение более обобщенное, в другом — детальнее проработанное, но и там, и там важнее всего для художника абрис лица — одновременно скульптурно-точеный и очень плавный.

Экспозиция «Рафаэль. Поэзия образа. Произведения из Галерей Уффици и других собраний Италии» открыта до 11 декабря.

Обсудить
Культура

Режиссер поколения

Как создатель «Дюнкерка» Кристофер Нолан сумел сделать авторское кино популярным
Клан Хаккано
Что общего у афганской террористической группировки и героев фильма про мафию
Корейская проститутка в национальном костюме во время акции протеста против полицейских рейдов на бордели Интим предлагать
Особенности рынка платных сексуальных услуг в Корее
Древность и молодость современного Ирана
Республика через 38 лет после Исламской революции
Георгий Толорая: Что ответит Пхеньян
Почему ядерное оружие у КНДР не станет залогом мира на Корейском полуострове
Бой за печень исламиста
Филиппинские военные с помощью иностранцев добивают боевиков в Марави
Пуск ракеты «Союз-2» с ВосточногоСтоп машина!
Россия откажется от «Ангары» и Восточного ради Байконура и «Союза-5»
Клубенек рукоделия
Картошку с тостером превратили в источник удовольствия и боли
Дотыкались
Зачем отправляли на смерть чернокожих коммунистов
Лучше «Соляриса» или нет?
Первый тест нового седана Kia Rio
Броневики смерти
Как выглядят бронированные машины, построенные террористами
Дерзкие версии скучных машин
От Sandero до пикапа: какие утилитарные модели получали спортивные версии
5 аварий грузовиков с необычным грузом
Цыплята, слизистые угри и два миллиона наличными
«Я ничего не делаю, и мне это нравится»
Откровения москвички, которая сдает жилье и принципиально не работает
Зарыться в песок
Купить квартиру на море теперь можно за миллион рублей и дешевле
Входят и выходят
Самые известные, необычные и дорогие бордели мира
У вас упало
Что на самом деле происходит с ценами на квартиры в Москве