Путешествия
06:03, 14 сентября 2016

«В Берлине все время происходит что-то интересное» Представитель VisitBerlin Аня Микулла — о соблазнах немецкой столицы

Беседовал Александр Сидоров
Аня Микулла
Фото: личная страница Anja Mikulla на Facebook

Аня Микулла, представитель отдела по связям с общественностью VisitBerlin, в эксклюзивном интервью рассказала «Ленте.ру» о жизни в городе космополитов, берлинском стритфуде, брутальных поварах, идеальном медицинском туризме, борьбе с образами и главных причинах посетить Берлин в будущем году.

«Лента.ру»: Давайте начнем сразу с главного: зачем сегодня ехать в Берлин?

Аня Микулла: Рекламный слоган, с которым мы выходим на внешние рынки, звучит так: «Берлин 365/24». Это означает, что на протяжении всего года, ежедневно, 24 часа в сутки в городе что-то происходит — мероприятия, праздники, события, фестивали. Причем в разных форматах (высокая культура, альтернатива, авангард) и для любой аудитории. Городу есть что предложить молодежи, хипстерам, альтернативному туристу и тем гостям, которые предпочитают качественный респектабельный отдых.

Кроме того, Берлин бурно развивается как гастрономическое направление. С одной стороны, здесь открывается множество разноформатных заведений, с другой — существенно вырос их общий уровень. Есть великолепные мишленовские рестораны, есть очень достойный стритфуд, качественные веганские проекты.

Расскажите о ваших любимых гастрономических местах в Берлине, куда вы сами ходите, куда водите своих друзей — не по долгу службы в VisitBerlin, а по зову сердца.

Мне нравятся уютные, атмосферные места, эдакие оазисы покоя и тишины посреди большого города. А все остальное зависит от времени суток. Например, завтракать я люблю в «Кафе 1900» или в «Ора» — это бывшая аптека, дивное здание в стиле ар-деко, которых в городе почти не осталось после войны.
Отлично пообедать и затем не спеша выпить чашку кофе с пирожным можно в кафе «Айнштайн» или в «Литератур Хаус» на Фазаненштрассе. Для вечерней программы я выберу какой-нибудь серьезный ресторан.

Из относительно недавно появившихся заведений я бы отметила «Айнс унтер нуль» (по-русски это означает «Один ниже нуля» — прим. «Ленты.ру»). Это настоящий файндайнинг, очень изысканный, с использованием локальных сезонных продуктов от местных фермеров. Я не удивлюсь, если в скором времени он получит мишленовскую звезду.

Еще одно чудесное место для правильного ужина находится на Фихтенштрассе в Кройцберге и называется «Тулуз Лотрек». Как можно догадаться по названию, речь идет о французской кухне. Очень влиятельная и уважаемая гастрономическая ассоциация Berliner Meisterköche недавно номинировала тамошнего шеф-повара Максимилиана Штроэ на звание восходящей звезды года, заслуживающей внимания. В этом заведении есть лозунг: «Из нашего ресторана никто не должен уйти голодным». А еще владельцы говорят, что гостю не следует потуже затягивать пояс — наоборот, его нужно немного ослабить. Поэтому там готовят сытную, обильную, нажористую еду, со сливочным маслом, сальцом, жирными соусами во французском стиле. При этом все получается очень изящно, тонко и достаточно сложно.

Мне нравится берлинский стритфуд. Могу смело порекомендовать гостям «Марктхалле Нойн». По выходным это обычный рынок, где представлен отличный выбор самых разных экопродуктов от местных фермеров. Но кроме того там работает множество кафешек и ресторанчиков. Самая интересная программа случается по четвергам, в этот день там готовят особенные блюда со всего мира.

Как ни странно, классический берлинский стритфуд — это донер кебаб. Лучший, на мой взгляд, готовят в заведении «Имрен». Еще одно страшно популярное место называется «Мустафа Гемюзе Кебаб», где подают только вегетарианские кебабы. Там всегда очередь.

В последнее время в Берлине появилось много хумусных. Один их моих главных фаворитов — «Ханаан». Это очень интересный проект. Владеет им израильтянин, а шеф-поваром у него трудится араб-палестинец. Такая вот удивительная история: еда сильнее политики, потому что политика разделяет людей, а еда — объединяет.

Еще одна модная тема в Берлине — винные бары и энотеки.

А как же пиво?

Сейчас огромной популярностью пользуются крафтовые пивоварни, их в Берлине немало. Но культура потребления вина заметно выросла. Это факт: современные берлинцы предпочитают вино.

Интерес к вину напрямую связан с развитием гастрономии. Сегодня в любом мало-мальски приличном заведении есть сомелье, а в хороших ресторанах такой человек нередко вообще становится ключевой фигурой. Он на равных с шеф-поваром участвует в разработке гастрономической концепции, формирует меню с прицелом на винную карту. Более того, многие сомелье сегодня сами открывают рестораны.

Яркий пример — ресторан «Нобельхарт унд шмутциг» (сколько-нибудь точно перевести это выражение на русский язык нельзя — прим. «Ленты.ру»). В названии при помощи игры слов обыгрывается тема сочетания чего-то благородного, рафинированного и низкого, грубоватого, приземленного. Этим заведением владеет как раз сомелье, а лозунг их звучит как «брутальный местный» («бруталь локаль»). Здесь используют только те продукты, которые исторически характерны для Берлина и земли Бранденбург, поэтому среди ингредиентов не встретить ни перца, ни цитрусовых.

Существует ли такое понятие как берлинская кухня или все-таки правильнее говорить о кухне региональной — бранденбургской или саксонской?

Кое-где встречаются рестораны, где предлагают традиционную берлинскую кухню. Там можно отведать карривурст или айсбайн — рульку, которая не жарится, как в Баварии, а варится и подается исключительно с гороховым пюре. Но современная гастрономическая история Берлина не про это, она про креативную, модную, оригинальную, иногда даже парадоксальную еду.

Берлин — в высшей степени мультикультурный город. Здесь живут представители самых разных национальностей, причем живут не замкнуто, а в активном взаимодействии друг с другом. Это прямо отражается на кухне. Ни в одном другом городе Германии такого, пожалуй, нет. Страна исторически состоит из разных земель, которые чтут свои традиции, но по той же причине не отличаются сколько-нибудь заметной креативностью и тягой к новизне. Берлин в этом смысле — исключение, именно поэтому он оказался своеобразным законодателем мод в области гастрономии.

В городе набирает популярность вегетарианская и даже веганская кухня. Сегодня в Берлине уже действует 43 стопроцентно веганских ресторана — такую высокую концентрацию и в мире-то не везде найдешь.

Что непременно должен попробовать турист, приехавший в Берлин?

Например, оригинальный японский пирог, сделанный из чайных листьев. Его продают на «Марктхалле Нойн». Там же можно найти множество всяких местных деликатесов — сыры, колбасы.

Ну и берлинский карривурст, конечно. Такого больше нигде не отведать. Говорю это как берлинка.

Существует ли у VisitBerlin стратегия работы с разными целевыми аудиториями потенциальных туристов? Кого именно вам было бы интересно привлечь в город в первую очередь — молодежь, нуворишей или, может быть, китайцев?

Разумеется, у нас сформирована определенная маркетинговая стратегия, есть понимание приоритетов и в социальном, и в событийном плане. Отмечу лишь самое главное: мы очень заинтересованы в том, чтобы сломать устоявшийся имидж Берлина как города бесконечных молодежных вечеринок, как места, где можно дешево и весело тусоваться круглые сутки, где рады исключительно хипстерам, где гости живут только в хостелах, а весь их багаж умещается в небольшом походном рюкзаке за спиной.

Мы хотим показать, что Берлин располагает всем необходимым для премиального туризма — здесь есть отличные отели и великолепные рестораны, качественный шопинг и чрезвычайно насыщенная культурная жизнь.

Что конкретно вы делаете для привлечения туристов такой категории из России?

Активно работаем с нашими российскими партнерами, участвуем в выставках, организуем презентации, рассказываем о наших возможностях и программах. В частности, о потенциале Берлина как направления качественного медицинского туризма. Об этом в России вообще мало кто знает. Между тем нам есть что предложить в данном сегменте, причем на самом высоком уровне.

В городе действует около 80 современных клиник. Только за минувший год их посетило более 11 тысяч пациентов из других стран. Для россиян это определенно интересно с самых разных точек зрения — клинической, логистической, ценовой. Речь ведь идет не только о лечении или о проверке диагноза (так называемом втором мнении), но и о превентивных обследованиях. Причем их можно успешно интегрировать в рамки любого туристического визита, предполагающего, например, шопинг, походы в рестораны, посещение концертов и т.д. Такая комплексная программа имеет большой потенциал.

Вы могли бы назвать пять главных мероприятий, ради которых россиянам непременно стоит приехать в Берлин в следующем году?

Я думаю, что поводов к визиту можно найти великое множество. Все зависит от того, кому что ближе. Но кое-что я бы отметила особо.

Во-первых, Берлин как ведущая европейская fashion-площадка давно сместил с пьедестала Дюссельдорф и уверенно выходит на уровень Парижа и Милана. Дважды в год у нас проходят Недели моды, где свои коллекции показывают самые известные дизайнеры, в том числе немецкие — признанные мировые знаменитости. Например, Вольфганг Йооп, художник, иллюстратор, коллекционер, основатель берлинского бренда Wunderkind — пожалуй, единственного реального luxury label из Германии. Имя этого человека стоит в одном ряду с Карлом Лагерфельдом и Джил Сандер. До недавнего времени офис и ателье Вольфганга располагались в Потсдаме, но в этом году Wunderkind переехал в знаменитый берлинский отель Bogota — тот самый, где долгое время жил Хельмут Ньютон.

Во-вторых, в следующем году будет большое мероприятие для поклонников ландшафтного дизайна — Internazionale Gartenausstellung. Это уникальная даже по европейским меркам выставка достижений садово-паркового дизайна.

В-третьих, в начале весны мы проводим фестиваль высокой кухни Berlin Eat. Он пока не слишком раскручен, но мы работаем над этим. Его инициатор и вдохновитель Бернхард Мозер, профессиональный сомелье и гастрономический критик; в фестивале участвуют лучшие шеф-повара, которые готовят роскошную гастрономическую программу. А осенью традиционно проходит Berlin Food Week — фестиваль, посвященный городскому стритфуду. Он более хипстерский, но тоже очень интересный и вкусный.

В-четвертых, русские обожают классическую музыку и оперу. В 2017 году после долгой реконструкции, наконец, откроет свои двери берлинский Театр оперы и балета, и гостей там ждет обширнейшая репертуарная программа с множеством премьер.

Наконец, осенью в Берлине состоится фестиваль света Berlin Leuchtet — отличная возможность увидеть город в новом свете — в буквальном смысле этого слова.

Предложение от туроператоров: выходные в Берлине за 25 200 рублей с человека. В стоимость путевки входит перелет, трансфер, туристическая страховка и проживание в отеле Park Inn (с завтраками), расположенной у станции метро Alexanderplatz.

< Назад в рубрику