«Лента.ру» продолжает серию публикаций о претендентах на места в Госдуме. В центре внимания дебютанты большой политики — те, кто еще не заседал в здании на Охотном Ряду, но благодаря профессиональной и общественной деятельности уже стал публичной фигурой. Анатолий Вассерман, кандидат от «Справедливой России» в столичном Преображенском одномандатном округе №205, пожалуй, меньше других нуждается в представлении. Знаменитый эрудит знает, в чем смысл жизни, почему либерализм — секта и сколько стоит научное обоснование неизбежности социализма в России.
«Я буду отвлекаться и уходить время от времени в пространство, в котором всегда кто-то неправ», — извиняется собеседник «Ленты.ру», в очередной раз погружаясь в интернет. Над компьютером с изломанной эргономичной клавиатурой — небольшой телевизор, где нон-стоп идут новости. С деревянной конструкции, на которой установлена оргтехника, свисают макеты ножей — одна из коллекций Анатолия Вассермана наряду со страйкбольным и макетным оружием, моделями самолетов и внушительным набором фигурок сов.
Совы — непременный атрибут почти каждой квартиры телевизионных знатоков. Анатолий, в свое время выигравший в 15 выпусках «Своей игры» подряд, исключением быть никак не может. Любимая шутка Анатолия Вассермана про свой сетевой образ интеллектуального супермена Онотоле: «Анатолий Вассерман не знает, что значат слова “Анатолий Вассерман не знает”». Впрочем, слава публициста-охранителя за последние годы едва ли не перекрывает былые успехи Анатолия в играх для эрудитов.
«Поскольку конечный результат каждой индивидуальной жизни заведомо известен, смысл жизни в целом — в непрерывности ее процесса. То есть каждому из нас желательно добиваться, чтобы жизнь продолжалась и после него — и продолжалась в лучших, чем при нем, условиях».
Анатолий Вассерман с легкостью отвечает на очень многие вопросы, в том числе глобальные. Этот — «в чем смысл жизни?», заданный одним из читателей его ЖЖ — не исключение. Из всего многообразия социальных сетей Вассерман поддерживает своим присутствием только «Живой Журнал», заведенный более десяти лет назад.
«Я по ходу кампании просто обозначаю те же темы, которые много лет развиваю в своих публикациях, — рассказывает Вассерман о своей избирательной гонке. — Разумеется, приходится говорить и о проблемах округа, который собираюсь представлять в Думе. Но я всегда стараюсь связать их с общими причинами». Например, когда Анатолию задают вопросы о дорожном долгострое в районе Щелковской эстакады, он вспоминает о том, что реконструкция большинства дорог Москвы — последствия ошибки еще 90-х годов, проявившиеся «по всему былому Союзу». «На почве агитации со стороны тоталитарной секты либералов, к которой и я в то время принадлежал, — говорит Вассерман, — практически везде прекратилось развитие общественного транспорта. Ставку сделали на массовую автомобилизацию».
Ссылаясь на мировую практику, Анатолий Вассерман предлагает формулу: «Только если четверо из пятерых едут в муниципальном транспорте, есть шанс, что пятый найдет место на улице в автомобиле». Как же развить муниципальный транспорт, когда ошибка уже совершена? «Выйти из тупика гораздо тяжелее, чем войти туда, — признает Анатолий. — Большинство людей пользуются маршрутным транспортом только в том случае, если интервал движения не превышает пяти минут». Сейчас, по мнению Анатолия, для того, чтобы добиться искомого, придется не только закупать много новых автобусов и троллейбусов, но и довольно долго дотировать транспорт из бюджета: «Люди должны заново к нему привыкнуть — и, соответственно, оставить свои авто».
По данному поводу — как, впрочем, и по многим другим — Вассерман цитирует Владимира Ильича Ульянова (всех и всегда он упоминает с отчеством, не признавая псевдонимов, а женщин — только по девичьей фамилии): «Кто пытается решать частные проблемы, не разобравшись сперва в общих, тот будет на каждом шагу наталкиваться на последствия этих общих проблем, не имея даже понятия, как к ним подойти».
Следующая проблема округа, которая заинтересовала кандидата Вассермана, — массовая переквалификация кинотеатров в магазины вместо досуговых центров. Центр, по его словам, требует грамотной организации, тогда как устроить торговую точку куда легче. «У нас “эффективный менеджер” — тот, кто может разделить большой сложный комплекс на кусочки достаточно маленькие, чтобы хотя бы один из них уместился в его сознании, — говорит Вассерман, с некоторых пор считающий Иосифа Виссарионовича Джугашвили одним из наиболее эффективных менеджеров без кавычек. — Что будет с остальными кусочками — его не интересует».
Впрочем, и кинематограф по-прежнему в большом долгу. «Еще году в 2005-м создатели половины фильмов, снятых в Российской Федерации, не обращались за прокатными удостоверениями, — напоминает Анатолий. — С самого начала эти картины делались либо для распила бюджета, либо для фестивального междусобойчика. Сейчас мало что поменялось, насколько я могу судить по доступным мне разборам фильмов».
Ни тогда, ни сейчас Анатолий Вассерман кино не смотрел и не смотрит — ни наше, ни зарубежное: «Я работаю дома, если и выхожу, то по каким-нибудь делам. Поход в кино, даже рядом — несколько часов, полностью вычеркнутых из дела». Скачивать и смотреть Анатолий тоже отказывается — по тем же причинам: времени нет. «Свою игру» и «Что? Где? Когда» Анатолий смотрит в перерывах между выпусками новостей федеральных каналов. Хотя чаще всего переключается на круглосуточные новости — Вести 24, Life. Канал РБК Вассерман перестал смотреть после того, как он «стал отстаивать интересы Михаила Дмитриевича Прохорова и Ирины Дмитриевны Прохоровой в ущерб реальности». Впрочем, после изменений в руководстве канала Анатолий собирается дать ему еще один шанс: «Немного подожду и посмотрю, не исправилось ли там что».
«Я больше не либерал, поэтому бан в моем блоге можно поймать только за две вещи, — объясняет Анатолий Вассерман свои принципы сетевого этикета. — Во-первых, если кто-то оскорбил собеседника и отказался извиняться. Во-вторых, за спам. Поэтому в моем ЖЖ могут идти очень масштабные дискуссии».
Либералом Анатолий Александрович перестал себя считать где-то в 2005-2006 годах. За пять-шесть лет анализа догматов «этой секты» он выяснил, когда «перестанут действовать некоторые преимущества децентрализованного планирования» — то есть рынка. По мнению Анатолия, это произойдет в середине 2020-х, «если развитие мирового компьютерного парка продолжится нынешними темпами». Подробно Анатолий Вассерман об этом не рассказывает, ссылаясь на вышедший в мае 2014 года сборник своих статей «Чем социализм лучше капитализма». Второе издание, существенно дополненное, обещано после выборов — под названием «Чем капитализм хуже социализма».
Говоря о либералах как о секте, Анатолий Вассерман уверен, что либералы продвигают собственные догматы вне зависимости от степени их разумности и внутренней согласованности. При этом Анатолий просит не путать секту с религией: «В июле 2007 года журнал “Октябрь” опубликовал мою статью, где я математически доказал невозможность и ненужность бытия Божия на основе теоремы Гёделя о неполноте». Тем не менее религия, в отличие от сект, по мнению Вассермана, играет роль стабилизатора общества. К тому же противоречия между основными тезисами мировых религий, считает Вассерман, устранены — чего, по убеждению Анатолия Александровича, лишен современный либерализм.
«Секта исходит из двух мнений: одно мое, другое неправильное», — поясняет Вассерман, усаживаясь за поздний завтрак: скрученная в рулет яичница с зеленью, приготовленная домоправительницей Еленой Алексеевной (дама лет сорока с двумя высшими образованиями). Достойными оппонентами для диалога в либеральном лагере он считает Ксению Собчак («с ней можно содержательно спорить»), Ирину Хакамаду («вполне вменяема») и Владимира Рыжкова («удавалось с ним беседовать по существу»). Профессор Андрей Зубов же, по мнению Вассермана, «очень догматичен: он будет раз за разом повторять собственные тезисы, даже не удосуживаясь их переформулировать». Впрочем, для политического спора, который, в отличие от спора научного, ведется не ради поиска истины, а ради убеждения аудитории, Анатолию Вассерману сойдет и профессор.
«Если я попаду в Думу, то мой первый законопроект — отмена всех законов об образовании, принятых в постсоветское время», — заявляет кандидат Вассерман. Причина та же: советское образование, среднее и высшее, давало целостную картину мира — «плюс огромное количество популярной литературы для детей и юношей, где эта картина описывалась: каждая концепция давалась в связи со множеством других вопросов». Нынешнее же образование, по Вассерману, ориентировано на разрушение таковой картины. «Здесь и право свободного выбора изучаемых предметов, и Болонская система — где сначала дают практические рецепты, а уж потом, для немногих избранных, преподают основы теории, из которых эти рецепты проистекают».
Вторым делом в Госдуме Вассерман считает поддержку законопроектов коллег. «К примеру, разработки Галины Петровны Хованской — мастера борьбы с современными вариациями на тему ЖКХ. У нее есть хорошие проекты по этой части, так что буду заниматься их публичным обоснованием».
Кроме того, по мнению Анатолия Александровича, «нужно уже вчера» запустить комплекс научных исследований, обеспечивающих подготовку предстоящего нового социализма. В числе возможных авторов этого проекта, наряду с самим кандидатом, — глава Организации неизбежности светлого будущего Алексей Кравецкий и писатель Сергей Лукьяненко. «Фантаст нужен не для пиара, — поясняет Анатолий Вассерман. — Для создания системы автоматизированного целеполагания требуется, чтобы система анализировала фантастические романы. Как ни странно, именно в них в наиболее удобном для анализа виде отображаются представления людей о лучших и худших вариантах будущего».
Исследования, по расчетам Анатолия Александровича, потребуют от 15 до 20 миллионов долларов и займут пять-шесть лет. «Для частного лица это довольно затруднительно, но для государства совершенно неощутимо». Если же эти исследования не провести, переход к социализму, уверяет Вассерман, произойдет все равно — когда появятся технические возможности: «Производительность труда при новом социализме возрастет в несколько раз, мимо такой выгоды никто не сможет пройти». Но стихийный, без исследований переход чреват катаклизмами, сопоставимыми с 1917 годом.
Популярность, добытая в телеиграх, мешает Анатолию Вассерману только в одном: очень много времени тратится на селфи с поклонниками и раздачу автографов, когда известный всему интернету Онотоле все же покидает свою квартиру на 30 этаже московской новостройки. «Зато ко мне прислушивается больше народу и внимательнее, чем если бы я был никто и звать меня было бы никак», — говорит кандидат.